15.06.2015 Что происходит на свете?
Использование наборов LEGO Education в рамках реализации муниципальной модели дошкольного, начального и основного общего образования г. Перми
В рамках реализации муниципальных моделей дошкольного образования и основной школы, реализуемых департаментом образования Администрации г. Перми, есть много интересных инновационных практик, направленных на реализацию в полном объёме ФГОС дошкольного и основного общего образования. В статье представлены примеры использования конструкторов LEGO Education для организации краткосрочных образовательных практик в детском саду, организации урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, а так же для реализации краткосрочных курсов по выбору в 5-7 классах в рамках внедрения ФГОС ООО (из опыта педагогов школ и детских садов).
Для эффективной реализации ФГОС дошкольного образования в г. Перми реализуется муниципальная модель дошкольного образования [1]. В рамках внедрения этой модели в дошкольных образовательных учреждениях одним из средств развития воспитанников и их социализации, а так же для удовлетворения их личных образовательных потребностей реализуются краткосрочные образовательные практики. Цель конструирования институциональной системы краткосрочных образовательных практик по выбору – создание социальной ситуации развития ребенка, позволяющей выстроить ему индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности, взятых из социальной действительности, как из основного источника развития [2].
Функции краткосрочных образовательных практик: формирование, расширение и обогащение социокультурного, образовательного и деятельностного опыта детей; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей воспитанников; формирование широкого спектра познавательных интересов; развитие способностей к самопознанию, самоопределению, сознательному выбору; формирование культуры самоорганизации деятельности (регулятивные УУД). Таким образом, краткосрочные образовательные практики, реализуемые ДОУ для детей от 3-х лет, позволяют индивидуализировать образование ребёнка, развить его творческий потенциал, попробовать себя в разной деятельности, научить его осознанно делать выбор.
На рисунке ниже представлен вариант конструирования институциональной системы краткосрочных образовательных практик по выбору в рамках муниципальной модели образования г. Перми.
В начальной школе в рамках ФГОС НОО ребёнку предоставляется выбор внеурочной деятельности разной направленности, где ученик может попробовать себя в разных ипостасях.
В среднем звене (5-7 класс) в ряде школ г. Перми реализуется муниципальная модель основной школы, особенностью которого являются поточно-групповой метод обучения ряду предметов, а так же обязательное наличие избыточного количества краткосрочных курсов по выбору практической направленности, из которых ребёнок должен обязательно выбрать что-то для себя. [3]
Краткосрочные курсы проводятся в течение короткого промежутка времени – от четверти (в младших классах основной школы) до полугодия. Обязательное условие – метапредметный и продуктивный характер курсов. За 8-16 часов ученики должны научиться чему-то и создать свой собственный продукт деятельности, который они могут презентовать другим ребятам и родителям[4].
Для реализации основных принципов данной модели - индивидуализации обучения и осознанного выбора - идеально подходят решения LEGO Education. Ниже в таблице представлены модели конструкторов LEGO Education , формируемые с помощью них образовательные результаты, а так же варианты использования их в рамках муниципальной модели дошкольного образования г. Перми
Название
|
Формируемые результаты
|
Продукт деятельности
|
Дошкольный возраст, 2-5 лет
|
Лото с животными
|
Работа в группе, коммуникация, работа по схеме, цвета и формы.
|
Животные, собранные в соответствии со схемой. Схемы для создания животных.
|
Математический поезд
|
Знакомство с устным счётом в пределах 10, решение математических задач, работа в группе, сюжетно-ролевые игры.
|
Поезд с вагонами, построенный в результате решения задач.
|
Мои первые конструкции
|
Работа по схеме, самопроверка, самоконтроль, навыки начального счёта.
|
Конструкции, собранные по схемам
|
Дошкольный возраст, 3-6 лет
|
Café+
|
Конструирование по схеме и в рамках модели, сюжетно-ролевая игра, навыки устного счёта, практическое решение задач на сложение, вычитание, дроби, формы и цвета. Развитие коммуникативных навыков.
|
Создание объектов по схемам (из меню), придумывание своих «блюд», формирование «своего» меню
|
Моя первая история
|
Развитие речевых навыков и навыков пересказа и создания историй.
|
Создание историй по шаблону, разработка своих историй
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст 5-8 лет
|
Занимательная математика
|
Развитие математических компетенций (счёт, состав чисел, математические операции, логика, геометрия, дроби, площади, моделирование). Решение задач. Формирование коммуникативных и регулятивных УУД
|
Модели из кубиков ЛЕГО, построенные для решения задач; заполненные карточки с заданиями, решённые задания Фиолетового кубика.
|
Построй свою историю
|
Развитие языковых навыков и навыков работы в команде, умения пересказать или создать историю разных жанров. ИКТ-компетентность.
|
Истории, в том числе запечатлённые в виде комиксов, созданных в ПО StoryVisualizer, а так же с помощью видео.
|
Первые конструкции
|
Изучение основных конструкций: башен, мостов, стен. Решение простых задач методом практического экспериментирования
|
Простые конструкции, созданные для решения простых инженерных задач.
|
Первые механизмы
|
Знакомство с принципами работы шестерёнок, подъёмников, шкивов, колёс, осей. Изучение силы, плавучести, равновесия.
Решение задач в команде.
|
Простые конструкции, созданные для решения простых инженерных задач.
|
Робототехническая платформа WeDo
|
Изучение основ робототехники (конструирования и программирования роботов)
|
Модели, которые могут выполнять программы.
|
В начальной школе по опыту педагогов эффективно использовать следующие наборы LEGO Education: «Простые механизмы», «Построй свою историю», «Занимательная математика», «WeDo», «Технология и физика».
Для организации реализации краткосрочных курсов по выбору в 5-7 классах очень эффективно можно использовать наборы «Построй свою историю» (для гуманитарных дисциплин и театрализованных постановок), «Технология и физика», «EV3» и ресурсные наборы к ним для создания метапредметных курсов технической, естественно-научной или историко-технической направленности.
Используемые источники:
1.
Концепция муниципальной модели дошкольного образования г. Перми. Проект. [Электронный ресурс].
2.
Сетевой институт ПрЭСТО. Муниципальная модель дошкольного образования г. Перми. [Электронный ресурс].
3.
Дворак Т.П. Пространство выбора. Первые итоги апробации пермской модели основной школы.
/ Журнал руководителя управления образованием, № 7, 2013. [Электронный ресурс].
4. Имакаев В.Р. «Образовательный конструктор».
[Электронный ресурс].
|