Современные условия деятельности образовательных учреждений, и дошкольных в частности, выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители — основные социальные заказчики ДОУ, взаимодействие педагогов с ними невозможно без учёта их интересов и запросов семьи. Необходим поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции, а также их продуктивному вовлечению в образовательный процесс.
Электронные образовательные ресурсы — неотъемлемая часть современной системы образования. Применение доступных и интуитивно понятных информационно-коммуникационных технологий — ресурсов Интернета, социальных сетей, всевозможных мессенджеров — оптимизирует взаимодействие с родителями, обеспечивает непрерывность и доступность процесса образования, способствует своевременному обновлению содержания образовательного контента и форм его подачи. Всё это позволяет укреплять доверие между педагогом и родителем для успешного развития дошкольников в пространстве детского сада и даже за его пределами.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании и в дошкольном образовательном учреждении, в частности, — один из мощных инструментов, помогающих в познании человеком окружающего мира. В дошкольные годы на этапе раннего возраста доверенным проводником в мир является родитель, который в сотрудничестве и содружестве с педагогом способен обеспечить сначала комфортную адаптацию, а в дальнейшем и успешную социализацию ребёнка.
Применение педагогами современных форм работы с семьями позволяет разнообразить возможности для организации учебного процесса, а также вывести взаимодействие на качественно новый партнёрский уровень, где родитель в соответствии с условиями реализации ФГОС ДО действительно становится полноценным участником образовательного процесса.
На протяжении четырёх лет в нашем детском саду активно используется такая форма взаимодействия педагогов группы с родителями воспитанников, как интерактивный плакат. Плакат, по своей сути, — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала. Понятие интерактивности (от англ. Interaction — «взаимодействие») означает способность информационно-коммуникационной системы реагировать на действия пользователя. Wikipedia определяет интерактивность как «принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы» с человеком.
Интерактивный плакат — современное многофункциональное наглядное средство передачи информации, имеющее интерактивную навигацию: ссылки, интерактивные кнопки перехода, области текстового и цифрового ввода. Цифровые образовательные ресурсы этого типа обеспечивают высокий уровень наглядности, поскольку содержат богатый мультимедийный материал: текст, изображения, аудио и видео. Кроме того, интерактивный плакат предъявляет информацию не сразу, а реагирует на действия пользователя, варьируя уровень погружения в изучаемую тему.
По содержанию и форме интерактивные плакаты классифицируют на одноуровневые и многоуровневые. В нашем детском саду разрабатываются и используются многоуровневые интерактивные плакаты, когда сам плакат является отправной точкой для перехода к компонентам второго уровня: отдельным документам, презентациям, изображениям, мультимедийным файлам, ссылкам и даже другим полноценным плакатам.
Интерактивные плакаты условно можно разделить на три функциональные группы: информационно-консультационные, познавательные и плакаты, приобщающие к традициям сада.
На плакате информационно-консультационной направленности размещаются схемы, модели, инструкции, с помощью которых можно сделать полезный предмет из бросового материала. Таким образом родители преодолевают сложности с изготовлением поделок для конкурса, выставок или проекта.
Примером интерактивного плаката познавательной направленности, который сопровождает образовательный процесс, может служить плакат «Наш хлебушек». В нём систематизирован материал по работе над одноименным проектом патриотической направленности с элементами экономического воспитания. Плакат представлен в виде карты с заданиями, где применены интерактивные кнопки перехода на дидактические игры, развивающие видео, текстовые документы. Родители в удобное для них время вместе с детьми могут погрузиться в эту тему (посмотреть мультфильм, прочитать и обсудить сказку, собрать паззл, поиграть в дидактические игры). Родители вовлечены в работу над проектом, а это объединяет усилия семьи и детского сада в развитии и воспитании детей.
Жизнь детского сада невозможно представить без своих традиций. С ними мы начинаем знакомить родителей с первых недель пребывания ребёнка в учреждении. Привлечению родителей успешно способствует как личное общение педагогов с семьями, так и взаимодействие через интерактивные плакаты. Использование плаката «День матери», посвящённого трогательному осеннему празднику, отражает эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, устанавливает тёплые доверительные отношения. В плакате представлены развивающее видео «Мама есть у всех» и развивающие игры, рекомендованные воспитателями для закрепления дома полезных умений: «Поможем маме навести порядок в квартире», «Разложим одежду и обувь», «Найди пару», «Разложи овощи и фрукты по корзинкам». В рубрике «Делаем маме подарок» размещены фотографии процесса и результата детского творчества, а также в плакате заложено видеопоздравление для мам из фотографий мам с детьми, заботливо собранных предварительно педагогами группы.
Все плакаты разработаны с помощью сервиса Genially, который является мировым лидером в области интерактивных визуальных коммуникаций. Это универсальный онлайн-инструмент для создания потрясающих презентаций, интерактивных изображений, викторин, инструкций, инфографики, таблиц, тестов, игр, обзоров, видеопрезентаций, резюме, анкет и контента для соцсетей. Он отлично дополняется роликами YouTube, документами Microsoft Office, а также разработками, выполненными в LearningApps.org — приложении для создания всевозможных интерактивных заданий.
Для переноса плаката из виртуального пространства на бумажный носитель и последующего его размещения на стендах в помещении группы или сада электронный вид переводится в программу Canva: это доступный сервис для графического дизайна.
Важно отметить, что по мере необходимости содержание интерактивных объектов на плакате может меняться без изменений самого плаката.
Плакаты с дополненной реальностью (QR-кодами) размещены в родительских уголках групп в раздевалках. Также они располагаются на актуальных интернет-ресурсах ГБДОУ: в групповых педагогических блогах, закрытых группах социальных сетей, курсах дистанционного сопровождения образовательной программы ГБДОУ на платформе Moodle, на сайте ГБДОУ.
В результате применения интерактивных плакатов в качестве одной из форм взаимодействия с семьями обучающихся заметно выросла вовлеченность родителей в процесс жизнедеятельности группы и детского сада в целом. Этот формат способствует повышению уровня педагогических компетенций родителей, проявлению совместной творческой активности с детьми, устанавливает надёжный доверительный контакт с педагогами, необходимый для дальнейшего увлекательного и познавательного времени — дошкольного детства.