Инновационная модель внутришкольной системы непрерывного профессионального развития педагогов



Представим себе оркестр, который готовится к выступлению. Музыкантам хорошо известна программа, отработаны партитуры, каждый из них в совершенстве владеет своим инструментом и знает возможности своих коллег… Однако и художественный руководитель, и дирижер знают: для успешного выступления этого может быть недостаточно. Успех или неудачу могут принести нюансы, отдельные детали. Каковы особенности зала, в котором будет проходить выступление? Какова аудитория? Верно ли расставлены музыкальные акценты, выделены отдельные инструменты? Насколько продумана программа? Возможна ли импровизация, если вдруг потребуется что-то изменить?

Современная цифровая среда школы, пожалуй, сложнее оркестра, поскольку она представляет собой информационную модель, которая ежедневно и динамично развивается. Основной направляющей вектора развития ЦОС является потребность каждого педагога в постоянном самосовершенствовании и саморазвитии. Указанная потребность обусловлена наличием объективных вызовов — ростом требований, предъявляемых к педагогу как со стороны основного заказчика образовательных услуг — государства, так и общественности. Помимо этого, к числу вызовов относится и ускорение динамики развития внешней среды, а также существующее противоречие, которое выражается в несоответствии профессиональной результативности педагогов количеству пройденных курсов повышения квалификации.

Мощным стимулом, сильнейшим «вызовом», который обусловил ускорение развитие ЦОС, фактически во всех образовательных организациях как на мировом, так и национальном уровнях, стало возникновение пандемийной ситуации. Сразу после запуска проекта «Цифровая школа» вследствие пандемии пришлось не только корректировать существующие инструменты, но и готовить к использованию новые.

Далее, после февраля 2022 года изменился стратегический подход к использованию глобальных общемировых сервисов и программных продуктов, были уточнены требования к защищённости и безопасности коммуникаций. Существуют и другие вызовы, побуждающие педагогов школы к непрерывному профессиональному развитию.

В ситуации динамичных изменений профессиональной реальности повышается роль педагогов в развитии цифровой школы. В «Методических рекомендациях об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий» от 31 мая 2019 года «развитие у педагога умения уверенно ориентироваться в основных направлениях развития информационно-коммуникационных технологий; адаптация к внедрению и распространению цифровой образовательной среды» отмечена как одна из приоритетных задач [1]. Иными словами, речь идет как минимум о дополнении «ресурсного» подхода, предполагающего насыщение школ современным оборудованием, развитием образовательных платформ с готовым контентом, совершенствование каналов коммуникации — подходом «кадровым», позволяющим наиболее полно раскрыть возможности учителя в цифровой среде. Отметим, что такое сочетание возможно при условии всестороннего изучения потребностей педагога, его профессионального и личностного профиля, а также уровня профессионально-технологической готовности.

Трансформация цифровой среды школы определяется эффективностью цифровой среды каждого педагога. В Сети получили хождение два понятия — «Аналоговый учитель» и «Цифровой учитель» [2]. Это деление условно и, на наш взгляд, отражает более внутреннюю установку педагога как субъекта профессиональной деятельности. Такая установка может проявляться на уровне формального следования идущим «сверху» требованиям относительно использования различных цифровых инструментов («поскольку отказаться нельзя, надо постараться, чтобы мне усложняли жизнь по минимуму»). В то же время факт принятия цифровизации поможет развить осознанную потребность в поиске новых и совершенствовании имеющихся инструментов и каналов коммуникации. Именно для таких и с помощью таких учителей, которых можно назвать «драйверами роста», и нужно развивать цифровую среду.

В настоящее время цифровая образовательная среда школы № 368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга представляет собой совокупность условий и ресурсов, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, а также профессиональной коммуникации. Подсистемы цифровой образовательной среды школы № 368 описаны в организационных документах, существует перечень «цифровых сервисов» школы с точки зрения обеспечения федеральных образовательных стандартов. «Портал непрерывного профессионального развития педагогов» — один из таких компонентов. ГБОУ средняя школа № 368 с 2021 года является Федеральной инновационной площадкой «Модель внутришкольной системы непрерывного профессионального развития педагога», и данный цифровой ресурс был развёрнут как платформа для реализации цели и задач ФИП. Вместе с тем концепция ресурса разрабатывалась на основе накопленного в течение восьми лет опыта работы школы в цифровой среде.

Содержательная сторона анализа сводилась к ответам на следующие основные вопросы:

  • Каков уровень эффективности модели, построенной в школе, каким образом можно измерять эту эффективность?
  • Будет ли разработанная концепция ЦОС востребована глобальным профессиональным сообществом, можно ли использовать модель ЦОС в практике других образовательных организаций?
  • Насколько модель ЦОС будет восприимчива к встречному положительному опыту?
  • Насколько выражена взаимосвязь степени погруженности учителя в цифровую среду и его профессиональной эффективности?
  • Насколько эффективна система «обратной связи» при оценке деятельности педагога со стороны участников образовательного процесса?

Рассмотрение последнего вопроса заслуживает особого внимания. Профессиональное развитие педагогов, ориентированное на освоение новых высокоэффективных с точки зрения ИКТ способов учебной работы, зачастую не становится частью внутришкольного повышения квалификации. Подобные «высокотехнологичные» решения и программы традиционно оставлялись за учреждениями системы повышения квалификации, научно-методическими центрами, вузами. В числе федеральных инновационных площадок в 2022 году — единицы общеобразовательных учреждений. Поэтому их опыт создания системы непрерывного профессионального роста вызвал большой интерес. В ходе осмысления и анализа развития ЦОС коллектив инновационной площадки ГБОУ СОШ № 368 спроектировал «таймлайн» роста цифровой среды с точки зрения того, как изменение приоритетов содержания работы и структура влияли на характер работы учителя.

Таблица

Основные этапы построения ЦОС ГБОУ СОШ № 368

Знакомство и становление

Освоение и наполнение

Осмысление и трансформация

Субъектность и интеграция

Этапы развития ЦОС

Внедрение функционала отдельных ресурсов — Moodle, LearningApps, ВКС, online-сервисов инфообмена

Формирование первичной единой структуры ЦОС. Создание пакета сопровождающих и регламентирующих документов

Изменение позиции формирования из разрозненных сервисов — к удобному органайзеру

Развитие идеи органайзеров, кейсов до уровня модели «Единого методического окна», реализация которого начата в формате сетевого портала

Приоритеты профессионального роста педагога

Развитие базовых ИКТ-компетенций. Апробация функционала платформ, площадок

Навыки создания контента и управления профессиональной деятельностью на основе ИКТ

Переход от разовых акций по генерации и публикации цифрового контента к модели «24/7», постоянный доступ к цифровым ресурсам

Формирование личных цифровых кабинетов, заполнение карт профессионального роста по намеченным индивидуальным траекториям

Чем была обусловлена необходимость трансформации ранее созданного проекта «Электронный органайзер», который тоже был цифровым инструментом профессионального саморазвития педагога? Прежде всего, модель органайзера не в полной мере позволяла самому педагогу влиять на структуру ресурса, модифицировать личное цифровое пространство (кабинеты, страницы, блоги, группы). Ещё одна причина — необходимость постоянной техподдержки, («админоцентричность»), дефицит «автономного функционала», который был бы прост и понятен для самого учителя. Новый портал снимает эти противоречия, так как каждый педагог, овладев его функционалом даже на базовом уровне, сможет самостоятельно конфигурировать среду своего профессионального развития.

Работа с порталом профессиональной коммуникации сейчас находится на этапе подключения и настройки необходимого функционала. Помимо кабинетов пользователей, будут создаваться сетевые кластеры для совместной работы. Будут подключены плагины групп, персонализации кабинетов и пользовательских прав, модули загрузки мультиформатного медиаконтента.

Актуальная позиция администратора ЦОС в настоящее время — идти не от имеющихся возможностей каких-то готовых платформ, которые зачастую некритично переносятся в практику учителей и вызывают отторжение вследствие недоработанности и чужеродности, а гибкое конфигурирование CMS и коммуникационных каналов под решение конкретных задач. Пример — ученик ведёт проектную работу по изучению физических процессов погружения глубоководных аппаратов и готовится к представлению работы на английском языке. Таким образом, возникает необходимость в создании условий сетевой кооперации самого ученика, учителей физики, информатики, английского языка, куратора проекта, если это отдельный учитель, наставника или тьютора из партнёрского вуза. При этом администратор должен сконфигурировать общее «рабочее поле», обеспечить функционал размещения материалов, организацию интерактивной работы над ними, обмен сообщениями и, при необходимости, видео-конференц-связь.

Можно сделать вывод о том, что разделы и функции портала https://368razvitie.ru могут служить прообразом «педагогического маркетплейса» профессионального контента — то есть платформы, на которой собраны, структурированы и доступны для совместного использования методические разработки, видеозаписи, программы и аналитические материалы мероприятий. При этом практику классических публикаций планируется дополнить так называемым «паблик-подходом». В основе паблика — идея проявления активности в Сети, создания и представления продукта свободного содержания. Найденная или сформулированная идея, проектное решение, новый кейс с интересной профессиональной ситуацией — любая полезная активность может стать основой паблика. На основе паблик-активности формируются сетевые рейтинги участников проекта.

При наполнении личных кабинетов и кластеров портала неизбежно будет происходить пересборка существующий компетенций. Сегодня учителю, находящемуся в авангарде технологий, уже недостаточно просто снять видеоролик, а необходимо создать технически качественный и профессионально продуманный видеопродукт — возможно, с элементами интерактива, «открытым финалом», элементами 3D-технологий. Другой пример: важно не просто опубликовать конспект урока, а подготовить аналитическую онлайн-форму к нему для получения обратной связи, а также качественный мультиплатформенный субконтент. Иными словами, компетенции те же, но уровень их воплощения на порядок выше.

Традиционный вопрос качества и валидности создаваемого материала можно успешно решать в рамках цифрового профессионального сообщества школы, а также организации внешнего экспертного доступа к материалам и управляемой обратной связи, что не в полной мере позволяют организовать LMS «закрытого» типа, подобные Moodle.

Цифровая образовательная среда — уже данность. И задачей администраторов цифровой среды является не просто подготовка педагогов к работе в ней, а создание саморазвивающегося поля коллективного цифрового интеллекта образовательной организации, где будут реализованы самые главные принципы профессионального партнёрства: равенство, открытость, комфортность, поддержка и самое главное — наличие позитивной перспективы для каждого участника. Достижение такого качества развития цифровой среды и станет ключевым инструментом Школы Успеха. Школы Будущего.


Список литературы

  1. Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Утверждены заместителем Министра просвещения Российской Федерации 31 мая 2019 года. № МР-83/02вн.
  2. Яковлева Е.В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 4 (апрель). – С. 46–57. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211021.htm (дата обращения: 01.06.2022).

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика