Модель построения STEM-подхода в образовательном процессе через проектную деятельность с использованием дистанционного формата обучения



STEM-образование становится новой парадигмой современного образования. STEM-образование — это объединение наук, направленное на развитие новых технологий, инновационное мышление, обеспечение потребности в хорошо подготовленных инженерных кадрах.

Этот подход основывается на переосмыслении образования и в пересмотре целей обучения и воспитания, нормы, формы, методов и т.д. Учёба не должна базироваться на запоминании; освободившийся умственный резерв необходимо переориентировать на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать верные решения. Современная школа должна развивать те способности, которые будут ценны в будущем: креативность, воображение, инициативность, лидерские качества, критериальное мышление и способность развития когнитивно-креативного потенциала личности. Именно эти способности развивает проектная деятельность.

В рамках ФГОС СОО и реализации ООП СОО в ГБОУ СОШ № 139 реализуется обучение по дисциплине «Индивидуальный проект».

В процессе работы с материалами, а также в ходе подготовки к проектной деятельности возникла необходимость создать единый ресурс, которым можно пользоваться как учащимся для подготовки проектной работы, так и для решения управленческих решений группой учителей и администрации образовательной организации.

Решением данной задачи стало создание цифровой платформы на базе google.sites — сайт «Индивидуальный проект» (https://sites.google.com/view/individualnii-proekt).

При изучении особенностей организации проектной деятельности согласно нормативным документам и уже существующим примерам создания дистанционных платформ по изучению этой дисциплины были сформулированы информационные блоки, которые находятся на образовательном ресурсе «Индивидуальный проект».

Нормативный блок

Здесь представлена вся необходимая документация, регламентирующая проектную деятельность в образовательной организации.

Образовательный блок

В этом разделе представлена информация по реализуемым программам урочной и внеурочной деятельности, необходимые материалы для подготовки к занятиям для учителей, а также возможности дистанционного обучения для обучающихся.

Блок обратной связи

Этот раздел предназначен для связи с родителями.

Блок конкурсной деятельности и профориентации

Здесь перечислены направления проектной деятельности, связанные с конкурсным движением.

Блок управления проектной деятельности

Отражена возможность работы над проектом внутри ресурса. Работа происходит в облачном хранилище, доступ к которому имеют: ученик, руководитель проекта, администрация, а также родитель (по желанию). Сторонние пользователи сайта не имеют доступа к рабочей зоне.

Дополнительное STEM-обучение

Этот блок необходим для получения дополнительной информации, которая находится вне образовательной программы.

Все блоки полностью отражают концепцию организации и проведения проектной деятельности согласно ФГОС И ООП, ведь применение дистанционных технологий, организация самостоятельного выбора и деятельности обучающихся, предоставление выбора творческой и исследовательской реализации и т.д. требуют от нас новые запросы общества.

Инновационным компонентом модели является организация совместной деятельности всех основных групп, входящих в образовательный процесс. Так, в разделе «Рабочие папки» представлены папки для каждого ученика в отдельности, в которых они могут в любое удобное для них время и с любого девайса следить за работой и развитием своего проекта, как самостоятельно, так и с помощью руководителя. Администрация образовательной организации также имеет доступ к этим папкам, что помогает ориентироваться в уровне подготовки выпускников к защите проекта. По необходимости и запросу родителей они могут индивидуально получить доступ к рабочим папкам своих детей.

Наряду с этим одним из приоритетных направлений развития проектной деятельности в образовательной организации является повышение результативности участия в конкурсной деятельности школы. С каждым годом уровень запросов на конференциях и конкурсах проектов становится выше, так как вузы заинтересованы в лучших абитуриентах. Возникает всё больше STEM-специальностей, к которым, к сожалению, многие не готовы: школьные программы не адаптированы к этому процессу, поэтому проектная деятельность становится площадкой развития STEM-подхода.

Особенности использования образовательного сайта «Индивидуальный проект»

Необходимо определить возможные маршруты взаимодействия. В данной модели выделено четыре вида взаимодействия.

Сайт – ученик

При работе с сайтом ученик имеет доступ ко всем информационным блокам. Главный акцент ставится на его дистанционную работу с проектом. В разделе «Выбрать курс» ученик изучает дисциплину согласно календарно-тематическому планированию курса. Выполнив определенное задание, ученик переходит в свою рабочую зону, для работы над заданием или проектом вместе с руководителем.

При выборе папки ученик переходит на папку в Google-диск, доступ к которой есть только у ученика, учителя и администрации школы.

В разделе «Конкурсы» обучающийся может выбрать подходящее для него направление и принять участие в семинаре, фестивале или другом мероприятии.

В разделе «Документация» обучающиеся знакомятся с критериями выполнения проектной работы, критериями оценивания индивидуальных проектов, а также сроками выполнения работ.

Сайт – учитель

При взаимодействии учителя с сайтом перед преподавателем ставится ряд определённых задач. Если рассматривать работу учителя предметной дисциплины, то его задачи — контроль и информационное наполнение курса в зависимости от класса обучения, создание и замена рабочих папок, а также взаимодействие с учениками при проверке заданий в папках и разработке проекта. Также происходит взаимодействие между учителем и родителем по форме обратной связи.

Обучение на сайте даёт учителю возможность повышать свою квалификацию.

Сайт – администрация

С помощью этого сайта группа администрации может публиковать все необходимые нормативные документы, регламентирующие проектную деятельность в школе, обозначать сроки проведения защиты индивидуальных проектов и самое главное — следить за процессом создания ученических проектов и работы над ними, не прибегая к помощи учителей-руководителей, непосредственно в рабочих папках учеников.

Как и в случае с учителями, у администрации есть возможность взаимодействовать с родителями по форме обратной связи.

Сайт – родитель

Несомненно, большой вклад в обучение и воспитание детей вносит не только образовательная организация, но и родители. Предоставляя родителям доступ к рабочей зоне ученика, школа дает возможность им быть всегда в курсе о продвижении ребёнка в направлении создания проекта, а также принимать непосредственное участие в работе над проектом.

Рассматривая основные виды взаимодействия с сайтом, можно сделать вывод, что данная платформа даёт возможность общения и между выделенными группами участников: учениками, родителями, учителями и администрацией.


Список литературы

  1. Калинин Д.А. Использование образовательного веб-сайта в дистанционном обучении // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 20. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-obrazovatelnogo-veb-sayta-v-distantsionnom-obuchenii (дата обращения: 02.03.2021).
  2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-shkole-neispolzuemye-vozmozhnosti (дата обращения: 03.03.2021).
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  4. Обзор конструктора сайтов Google Sites [Электронный ресурс]. https://superbwebsitebuilders.com/ru/obzor-konstruktora-sajtov-google-sites/ (дата обращения: 1.03.2021).
  5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования от 28 июня 2016 г.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика