Образовательный процесс в современном учреждении дополнительного образования должен представлять собой педагогически организованное взаимодействие всех его участников. В связи с этим крайне актуальным становится вопрос организации информационной образовательной среды учреждения как открытой педагогической системы, сформированной на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентности участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий [2, с. 7]. Информационное взаимодействие всех субъектов учебного процесса в информационно-образовательной среде в настоящее время должно обеспечивать интерактивную форму информационного взаимодействия, характеризующуюся наличием обратной связи и партнёрской активности всех членов учебного процесса [1, с. 19]. В Центре технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга мы попытались создать именно такую информационную образовательную среду.
Единая информационная образовательную среда (ЕИОС), реализованная в Центре технического творчества (ЦТТ), включает в себя следующие элементы:
- сайт организации, расположенный по адресу https://ctt-adm.ru/;
- группа в социальной сети «ВКонтакте» по адресу https://vk.com/gbudoctt;
- телеграмм-канал https://t.me/ctt_adm;
- рабочие чаты в WhatsApp;
- система электронной почты в домене @ctt-adm.ru;
- локальная информационная вычислительная сеть учреждения (ЛВС);
- единое хранилище данных, состоящее из локального и облачного сегмента;
- системы дистанционного обучения на базе LMS MOODLE (https://dist2.ctt-adm.ru/moodle/);
- система управления компьютерным классом Net Control.
Официальный сайт ЦТТ является электронным открытым общедоступным информационным ресурсом, размещенным в Интернете. Контент официального сайта формируется из общественно-значимой информации в соответствии с уставной деятельностью для всех участников образовательного процесса, деловых партнёров, заинтересованных лиц. Официальный сайт ЦТТ Адмиралтейского района — структурный компонент единого информационного образовательного пространства Санкт-Петербурга, связанный гиперссылками с другими информационными ресурсами образовательного пространства региона. Работа сайта регулируется «Положением об официальном сайте ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района», утвержденным приказом № 43 от 27 августа 2020 года. Для осуществления диалога со всеми участниками образовательного процесса на сайте предусмотрена форма обратной связи.
Также для своевременного информирования и взаимодействия используются ресурсы:
- группы в социальной сети «ВКонтакте» по адресу https://vk.com/gbudoctt;
- телеграм-канала: https://t.me/ctt_adm.
Корпоративная электронная почта является сетевым сервисом, предоставляемым работникам ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Сервис организуется с использованием почтового сервера и клиентских программ, установленных на рабочих станциях. Электронная почта сотрудников ЦТТ организуется в домене @ctt-adm.ru. Почта основана на сервисах Яндекса. Перечень категорий пользователей, их функций и задач, решаемых с использованием электронной почты, устанавливается и регулируется «Положением о работе с корпоративной почтой», утвержденным приказом № 43 от 27 августа 2020 года. Цель применения электронной почты для обмена корреспонденцией — повышение оперативности информационного взаимодействия за счёт сокращения времени доставки корреспонденции и уменьшения затрат времени при подготовке и обработке информации.
При поступлении на работу все работники ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга подписывают соглашение между участниками электронного взаимодействия и получают уникальный адрес электронной почты. Электронный документ, отправленный с адреса работника, считается подписанным его простой электронной подписью. Выдержка из соглашения: «Стороны осуществляют обмен информацией в электронной форме, в частности, посредством обмена электронными документами, подписанными простой электронной подписью (далее — ПЭП). Стороны признают электронные документы, подписанные ПЭП, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанными собственноручной подписью, в случае если Стороны осуществляют обмен следующими электронными документами: приказы, заявления, договоры, акты, протоколы, локальные нормативные акты». При увольнении сотрудника администратор почтового сервиса закрывает почтовый ящик пользователя. В случае возникновения спорных ситуаций возможно в присутствии нотариуса вскрыть ящик корпоративной электронной почты для фиксации факта наличия документов как доказательной базы.
Также для реализации электронного документооборота в ЦТТ используется локальная информационно-вычислительная сеть (ЛВС). ЛВС ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района предназначена для совместного использования единых электронных ресурсов организации (файловое хранилище, обмен данными, принтер, общий доступ в Интернет и другие). ЛВС состоит из сервера, коммутаторов и рабочих станций сотрудников и учебных компьютеров. Подключение к Интернету обеспечивается через Единую мультисервисную телекоммуникационную сеть (ЕМТС). Сеть состоит из двух отдельных доменов — административного и учебного, обеспечивающих разделение трафика и информационных ресурсов. Работа в Интернете регламентируется «Положением о порядке использования сети Интернет», утвержденным приказом № 43 от 27 августа 2020 года.
Единое хранилище данных состоит из локального сегмента, созданного на локальном сервере, и облачной части, основанной на ресурсах Яндекс-диска. Локальный сегмент включает в себя личные хранилища сотрудников, куда возможен доступ только с учётной записью, и общее хранилище с именными папками сотрудников с возможность обмена данными через папки с общим доступом. Облачное хранилище создано для доведения до сотрудников и преподавателей необходимых сведений по административным и учебным вопросам. Доступ к облачному хранилищу предоставлен всем сотрудникам и преподавателям в режиме чтения, данные выкладываются администраторами сервисов.
Продолжать полноценную работу в дистанционном формате сотрудникам ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в период вынужденного дистанционного взаимодействия позволяет наличие корпоративной почты и облачного хранилища данных. Дистанционное электронное взаимодействие в Центре технического творчества обеспечивает информационный обмен в рамках корпоративной электронной почты, информирование сотрудников и педагогов посредством сайта, сведений, размещенных в облачном хранилище, а также возможность общения при помощи видео-конференц-связи и в мессенджерах.
Кроме взаимодействия сотрудников Единая информационная образовательная среда ЦТТ предусматривает дистанционное взаимодействие с учащимися. Для этого используется Система дистанционного обучения. Это информационная система MOODLE, предназначенная для планирования, проведения и управления учебными мероприятиями в рамках дистанционного обучения. Система развернута на собственных ресурсах Центра технического творчества.
Система дистанционного обучения (СДО) обеспечивает идентификацию личности педагога и обучающегося, выбор способа дистанционного обучения, контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. Работа в Системе дистанционного обучения регламентируется «Положением о дистанционном обучении в Центре технического творчества». Его, как и другие материалы по данной теме, можно найти на странице «Дистанционное обучение» официального сайта образовательного учреждения. Использование технологий дистанционного обучения повышает доступность дополнительного образования, позволяет более широко и полно удовлетворять образовательные запросы граждан. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает: значительную долю самостоятельной работы учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности систематически посещать занятия; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны Центра технического творчества, а также регулярный контроль и учёт знаний обучающихся.
Дистанционную форму обучения при необходимости можно реализовывать в комплексе с различными формами получения дополнительного образования, предусмотренными законодательством.
В компьютерном классе ЦТТ установлена система управления компьютерным классом Net Control, позволяющая организовать эффективную совместную работы преподавателей и учащихся на занятиях. Эта система дает возможность осуществлять:
- Мониторинг учащихся в режиме реального времени, с возможностью просмотра компьютеров учащихся в полноэкранном режиме или в виде эскизов, в режиме совместного управления.
- Взаимодействие с учащимися: текстовый чат, графические и текстовые сообщения, чат по требованию учащегося (сообщения для педагога, вопросы, запросы помощи), голосовая связь.
- Мгновенные опросы, голосование, возможность создавать и запускать тесты, квизы и викторины.
- Ограничение доступа к нежелательным веб-сайтам и приложениям, устройствам USB и съемным дискам.
- Совместная работа: воспроизведение мультимедийных файлов синхронно с учащимися, совместный просмотр веб-страниц, возможность открывать необходимые документы и приложения на компьютерах учащихся.
- Управление документами: возможность отправить рабочие документы учащимся и собрать их обратно с автоматической сортировкой по папкам с именами учащихся.
- Возможность управлять оценками учащихся, наличие встроенного планировщика занятий, менеджера журналов, а также многие другие функции.
Реализуемая в ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга СДО обеспечивает идентификацию личности педагога и обучающегося, выбор способа ДО, контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется образовательная деятельность в каждом детском объединении. Она позволяет администрации контролировать содержание дистанционных занятий, проводимых в детских объединениях, их посещаемость и динамику успеваемости обучающихся.
В ноябре 2021 года СДО ЦТТ была развернута на обновленной версии LMS MOODLE, что позволило несколько расшить возможности, предоставляемые участникам образовательного процесса для дистанционной работы.
В целом созданная в ЦТТ Единая информационная образовательная среда обеспечена необходимой документацией и представляет собой результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства. Она позволяет обеспечить полноценный информационный обмен между всеми участниками образовательного процесса с использованием имеющегося на данный момент программно-технического комплекса.
Список литературы
- Брановский Ю.С., Беляева А.В. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. 2012. № 1. – С. 81–87.
- Денчев С.Г. Образовательная информационная среда. – М.: Логос, 2016. – 232 с.