В современных условиях очень важным направлением деятельности образовательных учреждений становится эффективная организация профориентационной работы. В Кировском районе выполнение функции по координации этой работы возложено на Центр детского (юношеского) технического творчества (ЦДЮТТ). Однако усилий одной организации дополнительного образования детей недостаточно для того, чтобы процесс профориентации школьников проходил максимально результативно. Сегодня мы говорим о том, что существует огромное количество различных ресурсов, в том числе электронных, которые могут быть использованы для профориентации. Таким образом, ключевой вопрос эффективной организации профориентации смещается от вопроса «Чему учить (что показывать)?» к вопросу «Как эффективно использовать имеющиеся ресурсы разных уровней: от федерального к локальному?». Поиск эффективного способа профориентации школьников привел к идее построения этой работы в районе и школах в формате экосистемы.
Понятие экосистемы в образовании стало применяться сравнительно недавно [1], однако его использование позволяет посмотреть на организацию деятельности более системно и широко, нежели традиционные описания образовательных систем. Из чего же состоит образовательная экосистема?
Это, в первую очередь, учебные курсы и события, где школьник может чему-то быстро научиться. Важное требование к таким курсам и событиям — небольшие временные затраты. Второй элемент в образовательной экосистеме — это места работы и стажировок, то есть те места, где можно достаточно быстро применить полученные знания и умения и увидеть перспективы работы. Третий элемент экосистемы — система навигации и маршрутов как для педагога, так и для обучающихся. Данный элемент позволяет осознать и понять, как можно скомпоновать имеющиеся курсы и события, как выстроить работу с ними (для педагога) и как максимально эффективно выбрать свой маршрут и в итоге — свою профессию (для школьника). Четвёртый элемент образовательной экосистемы — сообщества людей, которые видят и ценят рост человека в неожиданной для него области и помогают в этом.
Таким образом, если рассматривать и описывать процесс профориентации в формате экосистемы, педагог должен ответить для себя на следующие ключевые вопросы:
- Чему и как учить школьников?
- Где школьник может попробовать себя?
- Как эффективно выстроить образовательный маршрут профориентации?
- Где найти и как организовать сообщества единомышленников?
Отличия образовательной экосистемы от традиционных образовательных систем:
- Нет жёстких маршрутов для обучения и развития, есть широкий комплекс возможностей.
- Позволяет всеобъемлющим образом интегрировать разнообразие образовательных возможностей, доступных на конкретной территории.
- Может включать как реальные, так и виртуальные пространства, давать возможности для индивидуального и коллективного развития в широком спектре человеческой деятельности.
- Позволяет учитывать появляющиеся и изменяющиеся в течение жизни потребности учащихся, включая процессы перехода через жизненные этапы, социальные роли и уровни.
- Содержание и структура образовательной экосистемы гибки и могут мобильно меняться.
Цифровой методический кейс «Профориентация в формате экосистемы» — система нормативных, методических и иных материалов, вопросов и заданий в электронном виде (pdf-файл с системой гиперссылок: https://disk.yandex.ru/i/mod8Z9FOhX9DvQ). Формат цифрового методического кейса очень удобен тем, что позволяет познакомиться с имеющимся опытом, отрефлексировать свои особенности и особенности окружающего образовательного пространства, выполнив предлагаемые задания. Кейс не даёт готовых алгоритмов и решений, а помогает выработать свои. Практические материалы, которые вошли в состав кейса, были наработаны в течение десяти последних лет работниками ЦДЮТТ Кировского района, а также апробированы в школах. Таким образом, знакомясь последовательно с представленными материалами или выполняя задания кейса, педагог, ответственный за профориентацию (или заместитель руководителя ОУ), сможет получить опыт анализа чужого опыта построения экосистемы профориентации и выстроить собственную систему.
Электронный формат даёт возможность быстро передвигаться внутри кейса в зависимости от поставленных целей.
Рис. Интерфейс цифрового методического кейса
Кейс состоит из трёх ключевых частей.
- Теоретическая часть «Профориентация в формате экосистемы»
- Что такое образовательная экосистема?
- Профориентация в формате экосистемы — как и с помощью кого? А у меня получится?
- Содержательная часть «Профориентация — материалы»
- Учебные курсы и события.
Сюда входят профориентационные программы, циклы занятий, сборник профориентационных игр, сценарии родительских собраний по профориентационной тематике, материалы викторин, сценарии квест-игр, профориентационных тренингов, материалы конференции для родителей, положения о профориентационных конкурсах и фестивалях. - Места профессиональных проб и стажировок.
Здесь содержатся положения о районных и городских профориентационных мероприятиях, подразумевающих возможность пройти профессиональные пробы. - Система навигации и маршрутов.
Представлены система навигации и маршруты отдельно для педагогов и учащихся. Вниманию педагога предлагаются: районная программа по профориентации, реализуемая в Кировском районе; образец плана профориентационной работы на год; список сайтов по профориентации; перечень шагов (действий) заместителя директора по УВР/ответственного за профориентацию в ОУ; рынок труда для инвалидов.
Карта возможностей для учащихся содержит: профориентационные онлайн-тесты, ссылки на навигатор профессий, банки данных вузов и колледжей Санкт-Петербурга, в том числе для учащихся с ОВЗ. - Сообщества людей.
В раздел входят: модель организации профориентационной работы в Кировском районе; перечень возможных социальных партнеров в области профориентации; образцы договоров; материалы двух сетевых профориентационных проектов; планы работы детских клубов. - Задания к кейсу
Сюда включены две рефлексивные карты (для оценки персональной компетентности и оценки ресурсов и возможностей ОУ в области профориентации), а также задания (с методическими комментариями) на определение приоритетных зон профориентации в ОУ и составление дорожной карты по совершенствованию профориентационной работы в ОУ. Прилагается пример заполнения дорожной карты.
Все фрагменты кейса соединены между собой, а система гиперссылок позволяет легко передвигаться между смысловыми блоками. Работа с кейсом может быть построена разными способами в зависимости от целей пользователя.
Таблица
Варианты целеполагания при работе с кейсом
Цель |
Как работать с кейсом |
Самоанализ эффективности имеющейся системы профориентации |
Раздел «Задания к кейсу», работа с рефлексивными картами |
Построение эффективной профориентационной работы в формате экосистемы |
Освоение содержания кейса на основе создания дорожной карты, макет которой включен в содержание кейса |
Коррекция содержания профориентационной работы |
Раздел «Задания к кейсу», работа с рефлексивными картами и/или непосредственно с разделом 2 (содержательной частью кейса) |
При изучении современного состояния проблемы профориентации мы не нашли полного аналога нашему ресурсу. Особенность нашего ресурса в том, что он аккумулирует разные источники информации, полезные как для школьников разных возрастов и с различными образовательными потребностями, так и для педагога, ответственного за профориентацию школьников. Педагог, поработав с материалами кейса, сможет скорректировать и/или выстроить систему профориентации с учётом всех современных требований (как широкую сеть — экосистему) и особенностей образовательной системы района. Основным пользователем инновационного продукта является педагог (заместитель руководителя), ответственный за профориентацию в учреждении дополнительного или основного образования.
В кейсе процесс профориентации школьников рассматривается в формате образовательной экосистемы локального уровня, которая изменяется в зависимости от потребностей её пользователей и аккумулирует максимальное число разноуровневых диагностических и образовательных, виртуальных и реальных возможностей для школьников.
Кейс позволяет решить следующие задачи:
- создать эффективную современную систему профориентации школьников, учитывающую локальные ресурсы и возможности;
- интегрировать усилия педагогов основного и дополнительного образования, СПО и ВПО по профориентации школьников за счёт создания локальной образовательной экосистемы;
- повысить качество процесса профориентации в условиях отдельного образовательного учреждения и/или района за счёт апробированных методических разработок и алгоритмов организации деятельности по профориентации;
- повысить результативность профориентации за счёт насыщения образовательной экосистемы разноплановыми по содержанию и формату курсами, тренингами, модулями, иными возможностями;
- создать условия для эффективного использования региональных и федеральных ресурсов по профориентации (в том числе электронных).
Приоритетно в кейс заложены алгоритмы для создания локальных образовательных экосистем: на уровне образовательного учреждения и района. Это обусловлено тем, что в локальной образовательной экосистеме соединяются реальная часть, представленная событиями, учебными курсами и модулями, а также тренингами, и виртуальная часть, представленная разнообразными электронными ресурсами.
Реализация федерального проекта «Билет в будущее» и создание одноименной платформы внесли существенный вклад в решение задачи ранней профориентации, вместе с тем важно поддержать решение этой задачи на уровне района и отдельного образовательного учреждения. Только в этом случае школьники получат максимальное количество возможностей и ресурсов для своей профориентации, кроме того, именно на уровне района и/или ОУ можно учесть особенности контингента обучающихся и адаптировать систему профориентации под их нужды.
Методический кейс является полностью готовым продуктом, доступен для любого заинтересованного лица. Готовность продукта к внедрению в систему образования Санкт-Петербурга подтверждается успешной апробацией и представлением на различных уровнях его отдельных компонентов и продукта в целом. Кейс был представлен в научно-методических изданиях, на различных конференциях, педагогических чтениях, а также на ПМОФ-2021.
Список литературы
- Доклад Global Education Futures «Образование для сложного мира: зачем, чему и как». Доклад о форуме Global Education Leaders Partnership Moscow. – М., 2018.