Индивидуальные образовательные траектории учащихся на основе использования кейсов


Авторами предложен путь решения проблемы индивидуализации образовательного процесса в основной школе на основе конструирования и внедрения дистанционных образовательных кейсов. Предложены механизмы дифференциации контингента учащихся по целевым группам и процедура формирования кейса для соответствующего профиля. Трудовые действия сотрудников конкретизированы через специфические роли. Рассмотрены различные аспекты организации работы административных и педагогических работников, в том числе процедуры планирования образовательных маршрутов, организации обучения в насыщенной цифровой среде, оценивания результатов и др.


Авторами предложен путь решения проблемы индивидуализации образовательного процесса в основной школе на основе конструирования и внедрения дистанционных образовательных кейсов. Предложены механизмы дифференциации контингента учащихся по целевым группам и процедура формирования кейса для соответствующего профиля. Трудовые действия сотрудников конкретизированы через специфические роли. Рассмотрены различные аспекты организации работы административных и педагогических работников, в том числе процедуры планирования образовательных маршрутов, организации обучения в насыщенной цифровой среде, оценивания результатов и др.

Методические рекомендации призваны оказать методическую поддержку администрации и педагогам образовательных организаций в процессе организации индивидуального обучения учащихся в цифровой образовательной среде с учетом их образовательных потребностей и возможностей.

Инновационный продукт предлагает решение ряда вопросов, связанных с цифровизацией образования и подготовкой новых административно-управленческих и педагогических кадров, в том числе с использованием инструментов горизонтального обучения, представляет механизмы разработки и адаптации электронных образовательных ресурсов предметных областей, в том числе и для учащихся с особыми образовательными потребностями.

Инновационность продукта заключается в организационно-технических решениях, предложенных для разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий на основе организационной модели дистанционного обучения.

Дистанционные кейсы, положенные в основу индивидуального образовательного маршрута, позволяют обучающимся осваивать образовательную программу модулями в индивидуальном темпе, в любое время, в любом месте с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей.

Дистанционные кейсы в своей основе содержат контент, адаптированный в соответствии с профилями целевых групп учащихся.

Для обучения учеников по этой технологии мы предлагаем разделить весь контингент школы на 5 целевых групп:

  1. Малые группы. В эту группу включаются спортсмены, участники творческих коллективов и дети, сопровождающие родителей в длительных командировках.
  2. Дети с особыми потребностями. К этой группе относятся дети-инвалиды, часто болеющие дети, дети, находящиеся на надомном обучении.
  3. Творческие группы – гетерогенные группы детей, объединенных для выполнения проекта или исследования, в т.ч. в рамках внеурочной деятельности.
  4. Профильные группы. В эту группу включаются дети, обучающиеся по программам элективных курсов, курсов по выбору, учащиеся отделения дополнительного образования детей.
  5. Одаренные дети. В эту группу включены дети, чьи потребности выходят за рамки очного обучения, а также участники олимпиад и конкурсов.

Отнесение учащегося к определённой целевой группе осуществляется на основе диагностического комплекса по ряду характеристик (см. рис. 1):


Рис. 1. Основные характеристики целевых групп учащихся


В соответствии с вышеозначенными характеристиками нами разработан диагностический комплекс на основе электронных таблиц и форм.

Анкетирование по характеристикам ЦГ (целевой группы) в электронном конструкторе разделено на две группы. Вопросы, связанные с фокусом целеполагания, определением учебной мотивации и степени равномерности занятий, задаются, чтобы определить интересы и потребности самого учащегося. Вопросы о получении неформального образования (участие в виртуальных и офлайн событиях), наличие резерва времени (участие детей во внеурочной деятельности, тренировки, оздоровительные мероприятия, поездки с родителями в командировки и т.д.), интенсивность дистанционного взаимодействия (ограничения по медицинским показаниям, наличие и скорость интернета) адресованы родителям.

Для опроса родителей анкеты прикреплены ссылками в Электронном конструкторе (п. 3), для учащихся – п. 4. Там же находятся и ответы, которые собираются в связанные с формами электронные таблицы.


Рис. 2. Диагностическая часть конструктора


  1. Учащиеся отвечают на вопросы по определению фокуса целеполагания. Вопросы анкеты построены в форме шкалы, которая позволяет определить направление интересов ребёнка и смещение их на учебную или внеурочную деятельность. В результате обработки данных сводной таблицы ответов формы тьютор делает вывод о смещении фокуса на учебные достижения либо на внеучебные. Если фокус целеполагания смещен на учебные достижения, то учащийся относится к одной из трёх групп («одарённые дети», «профильная группа» или «дети с особыми потребностями»), если смещен на внеучебные достижения, то учащийся принадлежит либо к «малой группе», либо к «творческой».
  2. «Мотивация к освоению ООП» позволяет получить данные об уровне развития мотивации и нацеленности на предметы. Результаты анализа позволяют выделить ЦГ с низкой мотивацией – «Малая группа» и учащиеся с ОВЗ – «Дети с особыми потребностями», у которых мотивация смещена и зависит от характера заболевания. Группы с повышенной мотивацией – это «Профильная» или «Одарённые дети». Участники «Профильной» группы обычно имеют повышенную мотивацию к отдельным предметам одной предметной области, одаренные дети успешны во всех предметных областях.
  3. «Степень равномерности занятий» позволяет определить степень включенности учащегося в учебный процесс. Этот показатель позволяет выстроить индивидуальный учебный график учащегося в соответствии с его возможностями. Учебные занятия могут проводиться равномерно в одно и то же время или дискретно – в зависимости от занятости ученика. Также может варьироваться и длительность одного занятия.
  4. «Интенсивность дистанционного взаимодействия с учителем» позволяет определить время и частоту взаимодействия учащегося с учителем.
  5. «Резерв времени» направлен на определение количества времени на учебные и внеучебные занятия и досуговое время.
  6. «Возможность неформального образования» позволяет определить, насколько широко учащийся имеет доступ к дополнительным источникам знаний.

Каждой целевой группе (для упрощения работы с Конструктором) соответствует свой цвет. Анализируя ответы на вопросы анкет, тьютор в электронном конструкторе выбирает из выпадающих списков определенные значения характеристик ЦГ. Эти значения окрашены в цвета соответствующей ЦГ.


Рис. 3. Цветовая легенда целевых групп


Ориентируясь на ЦГ учащегося, учителя подбирают или создают определенные образовательные кейсы, мозаика которых и будет отражать индивидуальную образовательную траекторию учащегося.

Кейс представляет собой комплект учебно-методических материалов (ресурсов), который отправляется учащемуся посредством любых средств телекоммуникаций.

Процедура формирования кейса представлена на рис. 4. Использование кейс-технологии предполагает самостоятельную работу учащихся с информационным материалом.


Рис. 4 Процедура формирования кейса


Каждый кейс имеет свою структуру. Примерный вариант структуры кейса представлен на рис. 5.


Рис. 5. Структура образовательного кейса


Основой любого образовательного кейса является его когнитивная карта (см. рис.6). Она позволяет педагогу планировать структуру кейса, очертить поле проблемных ситуаций, сформировать точки входа для различных целевых групп, запланировать не только ограничители и расширители кейса, но и возможные результаты решения кейса.

Созданные кейсы могут храниться в электронной информационно-образовательной среде ОО.


Рис. 6. Пример когнитивной карты кейса по английскому языку «Семья и семейные отношения»


После прохождения диагностических процедур и определения учащегося в соответствующую целевую группу начинается работа по проектированию индивидуальной образовательной траектории для учащихся ЦГ. В электронном конструкторе на листе учащегося в п. 6 (см. рис.7) учителя-предметники выбирают свой предмет и из предложенных вариантов, далее выбирают уровень освоения, восприятия и время освоения ресурса для конкретного ученика по своему предмету, добавляют в траекторию предметные и, при необходимости, внеурочные кейсы, а также различные образовательные события (олимпиады, конкурсы, встречи, социальные проекты и т.п.).

Совокупность кейсов, настроенных под возможности конкретного ученика, и образовательных событий составляют его индивидуальный образовательный маршрут.


Рис. 7 Пример индивидуальной образовательной траектории


Работа с дистанционными кейсами подразумевает организацию взаимодействия с учащимся. Проектирование среды взаимодействия с учащимися и их родителями осуществляется с учетом возможностей платформы дистанционного обучения. При этом необходимо учитывать особенности учащихся, например, возможность увеличения шрифта для слабовидящих или озвучивания текста для слепых.

Обеспечивать учебное взаимодействие должна цифровая образовательная среда школы. Главное ее назначение – обеспечение внутренних взаимосвязей и согласованной работы всех участников образовательных отношений. Успешное функционирование среды требует формирования целого ряда новых педагогических ролей, которые не могут быть включены в функциональную занятость уже существующих сотрудников, и внесения изменений в функционал традиционных.

Комплекс необходимых мероприятий по запуску обучения по индивидуальным образовательным траекториям целевых групп представлен ниже.

Комплекс необходимых мероприятий

Ответственный

1. Мониторинг технической оснащенности

Технический специалист СДО

2. Нормативное обеспечение

Администратор СДО

3. Выбор инструментов и технологий

Администратор СДО

4. Распределение педагогических ролей

Администратор СДО

5. Диагностика наличия компетенций педагога

Маршрутизатор

6. Информирование родителей

Тьютор

7. Техническое обучение родителей и учащихся

Технический специалист СДО

8. Диагностика учащихся

Тьютор

9. Формирование ИУП в соответствии с профилем учащегося

Администратор СДО

10. Организация среды взаимодействия

Технический специалист СДО

11. Формирование индивидуальных траекторий повышения квалификации педагогов

Наставник

12. Регламентация деятельности учителя с учётом дистанционного формата

Администратор СДО

13. Модернизация дидактической среды

Эксперт кейсов

14. Организация техподдержки и обратной связи

Технический специалист СДО

15. Проверка корректности ссылок на ЭОР

Модератор системы управления образовательным контентом

16. Проверка соответствия материалов кейса характеристикам профиля

Эксперт кейсов

17. Контроль диагностики педагогов, организация КПК (внешних и внутренних)

Маршрутизатор

18. Коррекция рабочей программы

Учитель ДО

19. Знакомство учащихся с составом кейса

Учитель ДО

20. Контроль выполнения заданий

Учитель ДО

21. Публичное представление результатов

Учитель ДО

22. Интеграция результатов выполнения кейса в общую систему оценивания

Администратор СДО

Для организации работы учителей по реализации ИОТ учащегося составляется индивидуальный учебный график, в котором учителя назначают опорные точки прохождения кейсов (время промежуточного и окончательного контроля в соответствии с КЭС, время проведения онлайн-консультаций), что позволяет координировать работу педагогов и учащихся. Учебный график персонифицирован по каждому ученику и составляется в зависимости от его индивидуальных возможностей и потребностей.

Учитель, по мере продвижения учащегося по кейсу, выставляет в учебный график отметки за выполненные виды работ в соответствии с КЭС, на завершающем этапе там же (в учебном графике) оценивает в баллах УУД.

Методические рекомендации являются обобщающим элементом работы экспериментальной площадки по теме «Индивидуализация обучения посредством дистанционных образовательных технологий», в котором представлены результаты теоретических исследований и практика работы педагогического коллектива по проблеме реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося при переходе на дистанционное обучение. Фундаментальной основой предлагаемого продукта является технологическая интеграция процессов формирования индивидуальной образовательной траектории и проектирования образовательных кейсов, реализующих образовательную программу с учетом особенностей различных целевых групп.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика