Банк цифровых ресурсов по воспитанию эколого-экономической культуры у дошкольников «Детский фенологический парк»


В данной статье авторы акцентируют внимание, что на данный момент актуальными являются те педагогические подходы к дошкольникам, которые развивают их возможности. Таким новым подходом является «Банк цифровых ресурсов по воспитанию эколого-экономической культуры у дошкольников «Детский фенологический парк».


На современном этапе развития дошкольного образования актуальным является внедрение новых подходов к процессу воспитания и обучения дошкольников, которые не замещают традиционные методы и приемы, а развивают их возможности. Таким новым подходом является «Банк цифровых ресурсов по воспитанию эколого-экономической культуры у дошкольников «Детский фенологический парк» – это сайт, который позволяет расширить информационную образовательную среду дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), способствует не только приобщению педагогов к многоаспектному использованию информационно-коммуникационных технологий по формированию эколого-экономической культуры у дошкольников, но и включению родителей/законных представителей к проводимой в детском саду образовательной деятельности.

В содержание эколого-экономического образования в нашем образовательном учреждении входят не все экологические и не все экономические знания, а только те, которые составляют общую область – взаимодействия человека и природы, условия их взаимосвязи и взаимоотношений. Таким образом, общим единым содержанием эколого-экономического образования дошкольников является идея о взаимосвязи и взаимодействии человека (общества) и природы. Педагоги считают, что такое «интегрированное» изучение материала способствует целостному восприятию мира, пониманию и осознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социоприродной среде.

«Детский фенологический парк» позволяет ДОО одновременно решить несколько задач.

  • Выполнить одно из условий достижения нового качества образования – создать информационно-образовательную среду в ДОО.
  • Объединить всех участников образовательных отношений.
  • Обеспечить педагогам, в том числе начинающим, возможность использования предлагаемого продукта в образовательной деятельности с детьми.
  • Обеспечить доступность и непрерывность получения дошкольного образования в дистанционном формате, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Банк цифровых ресурсов создан на базе конструктора школьных сайтов e-Publish, включает главную страницу с кратким описанием сайта и приглашает посетителя продолжить знакомство с информацией, используя короткую инструкцию.

Для облегчения восприятия информации на сайте есть «Глоссарий», с основными понятиями, используемыми на его страницах.

Страница «Новости Фенопарка» (рис. 1, 2) содержит банк наблюдений детей под руководством взрослых за фенологическими объектами и сезонными изменениями на территории Детского фенологического парка.


Рис. 1


На основе этих наблюдений ученые Фенологического центра Ботанического института им. В.Л. Комарова Российской Академии Наук (далее – БИН РАН) создают Фенологический атлас Санкт-Петербурга.


Рис. 2


Эта информация подсказывает педагогам из других образовательных организаций варианты проведения фенологических наблюдений.

Страница «Фенологическое содружество» рассказывает о сотрудничестве с научными и образовательными учреждениями, общественными экологическими движениями и проектами.

Есть в электронном ресурсе многоплановая игротека – «Синичкина школа», на которой с помощью рубрикаторов (рис. 3) можно перейти на любой из разделов:


Рис. 3


«Синичкина школа» содержит авторские презентации, видеоролики, интерактивные игры, плакаты, паззлы, ментальные карты (рис. 4), викторины: знакомящие с миром живой и неживой природы.


Рис. 4


Эти ресурсы формируют экологическое сознание и представления о необходимости сбережения и охраны (рис. 5) не только отдельных объектов живой природы, но и целых экосистем, что способствует ранней экологической профориентации (рис. 6).


Рис. 5



Рис. 6


В электронной библиотеке собрана литература для детей, буктрейлеры (рис. 7) для повышения интереса к чтению, игры по предлагаемым литературным произведениям.


Рис. 7


Все представленные в «Синичкиной школе» материалы написаны доступным для детского восприятия языком, под каждой игрой указан возраст, на который она рассчитана, и короткий анонс.

Сайт «Детский фенологический парк» содержит переведенное в электронный вид апробированное в процессе работы в рамках федеральной инновационной площадки (2018-2020 г.) по теме «Инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации «Детский фенологический парк» учебно-методическое пособие «Фенологический календарь дошкольника» (далее – Календарь). На каждом развороте Календаря содержатся педагогические подсказки для проведения наблюдений за научным календарем природы и связанные с этими наблюдениями педагогические указания, способствующие развитию детей по всем пяти основным областям, рекомендуемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Дети, проводя наблюдения по Календарю, замечают, насколько сильно сдвигаются сроки наступления сезонных явлений в природе по сравнению с данными прошлых лет и как это сказывается на растениях, животных, беспозвоночных. Для того чтобы воспользоваться Календарем, педагогу или родителю с ребенком нужно выбрать месяц и нажимать на метки на странице Календаря, которые направляют на видеофильм по теме месяца, видеоролики, снятые в Фенопарке, интерактивные игры, связанные с днем календаря, паззлы с картиной из блока «Рассматриваем», ментальные карты.

Инновационный продукт «Детский фенологический парк» обладает обширной медиатекой. Вот некоторые ее разделы.

  • Построить педагогу образовательный процесс с дошкольниками используя научную информацию, помогает «Справочник древесных растений фенологического парка и наших фенологических открытий» (далее – Справочник), который является определителем древесных растений и создан по каждому модельному растению на основе собранных дошкольниками под руководством взрослых фенологических данных и фотографий растений в разные сезоны года. В Справочнике содержится информация из научных источников, адаптированная для людей, не занимающихся наукой, так как целевая аудитория – это дети и их родители. Справочник включает фотографию, ботаническое описание модельного растения и его ботанический рисунок, биологические и экологические свойства растения, интересные факты о нём и способы использования растения человеком. Ресурс содержит фенологические наблюдения за растением, проведенные педагогами с детьми, с детскими рисунками и фотографиями и научные факты. Представлены примеры устного народного творчества, подобраны стихотворения о растении известных детских поэтов, пейзажи знаменитых художников с изображением модельного растения. Справочник содержит методические разработки образовательной деятельности с детьми, которые помогут педагогу при выстраивании педагогического процесса.
  • Раздел медиатеки «Образовательная деятельность» содержит конспекты и видеозаписи занятий, досугов, квестов, квизов, тематических дней, прошедших апробацию в ДОО.
  • Посетители сайта могут познакомиться с публикациями педагогов в научных изданиях.
  • Медиатека предоставляет подборку методической литературы по эколого-экономическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
  • Размещенная в разделе «Акции» информация – подсказка для педагога по организации и проведению различных мероприятий, способствующих экологическому просвещению детей и родителей.
  • «Игры-самоделки» – это дидактические игры, выполненные не только педагогами, но и детьми под руководством взрослого.
  • В медиатеке представлен наглядный материал, который могут использовать как педагоги, так и родители.
  • Раздел «Электронные образовательные ресурсы» предлагает подборку альтернативных Интернет-ресурсов _ экологические порталы и сайты, направленные на знакомство детей с миром природы.

Страница «Опыты и наблюдения» знакомит посетителя сайта с примерами познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

В «Кинозале» можно посмотреть познавательные мультфильмы, кинофильмы, авторские фенологические сказки, видео-примеры проектной деятельности с дошкольниками.

Содержание страницы «Экологические праздники» для наилучшего восприятия и удобства использования объединено по месяцам и содержит даты, и краткую информацию об истории возникновения и сути экологических и близких к ним социально-экономических, географических, биологических праздников и событий. Материал поможет педагогу при работе с календарным планированием, а родителю – объяснить ребёнку суть праздника.

«Гостевая книга» создана для получения обратной связи и взаимодействия между администратором сайта и посетителями. Предлагается пройти небольшой опрос, способствующий улучшению работы сайта.

Сайт «Детский фенологический парк» обладает интуитивно понятным интерфейсом, привлекающим пользователей красочным оформлением материала. Он экономит время и ресурсы педагогам, предлагая готовые материалы, методические разработки, прошедшие экспертизу научного сообщества.

Ожидаемые результаты при использовании данного продукта заключаются в следующем:

  • в повышении качества образования, в том числе при включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду;
  • в повышении профессиональной компетентности педагогов в области эколого-экономического образования дошкольников;
  • в увеличении разнообразия форм образовательной деятельности по формированию эколого-экономической культуры у дошкольников;
  • в положительной динамике удовлетворенности всех участников образовательных отношений решением поставленных задач;
  • в повышении компетентности родителей/законных представителей в области эколого-экономического образования.

Инновационный продукт «Банк цифровых ресурсов «Детский фенологический парк»» отвечает современным требованиям, не имеет аналогов, полностью готов к внедрению в системе образования Санкт-Петербурга, прошёл успешную апробацию, имеет положительные заключения ученых-биологов Ботанического института им. Комарова РАН, рецензии Академии постдипломного педагогического образования и отзывы педагогов и родителей.

При использовании сайта дошкольные образовательные учреждения не только повышают эффективность эколого-экономического образования, но и вносят свой вклад в создание Фенологического атласа Санкт-Петербурга и формируют у детей интерес к науке и навыки исследования объектов природы и самостоятельного позитивного действия в ней.

ГБДОУ детский сайт № 106 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга предоставляет готовый электронный образовательный ресурс «Детский фенологический парк», воспользоваться которым может любой желающий.


Приглашаем к сотрудничеству!

Глоссарий

Фенология — наука, которая изучает явления природы, связанные со сменой сезонов года, их закономерности, сроки наступления сезонных явлений и причины, определяющие эти сроки. Таким образом, фенология является частью экологии.

Фенопарк или Детский фенологический парк (от латинского слова «фено» – явление) — это зеленая зона, организованная на базе озеленения территории детского дошкольного учреждения, которая позволяет педагогам вместе с воспитанниками проводить наблюдения за явлениями живой и неживой природы по адаптированному для детей «Календарю природы» региона, используя авторское учебно-методическое пособие ДОУ «Фенологический календарь дошкольника». На территории Фенопарка проводятся наблюдения, опыты, игры, квесты с детьми. Для участников семинаров и форумов, гостей и родителей могут проходить экскурсии и открытые занятия с детьми.

Детская фенологическая сеть — организованная сеть дошкольных организаций, которые проводят наблюдения с детьми по Календарю природы и отправляют данные в Фенологический центр при Ботаническом институте РАН им. В.Л. Комарова.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика