Интерактивный кейс «От мысли к действию»


Целью данной статьи является создание инструмента, полезного для учителей и учащихся, который позволит разобраться в имеющихся противоречиях и организовать учебный процесс с учетом ключевых установок стандарта, а именно развитие всех групп УУД у учащихся. С ней справляется предлагаемый инновационный продукт «От мысли к действию».


Современная система образования ставит главной задачей не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Требования ФГОС ООО и ФГОС СОО сформулированы в виде личностных, предметных и метапредметных результатов, которые в свою очередь представлены четырьмя видами УУД: личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными [1,2].

Однако у многих участников образовательного процесса нет четкого понимания, как развивать УУД и повышать уровень их сформированности. Учителя зачастую не видят связи между формами итоговой аттестации учащихся в форматах ОГЭ и ЕГЭ и требованиями стандарта. Учащимся сложно ориентироваться в образовательном пространстве с огромным количеством незнакомых аббревиатур.

Анализируя эти трудности, а также требования нормативных документов, мы определили для себя цель – создание инструмента, полезного для учителей и учащихся, который позволит разобраться в имеющихся противоречиях и организовать учебный процесс с учетом ключевых установок стандарта, а именно развитие всех групп УУД у учащихся.

Предлагаемый инновационный продукт Интерактивный кейс «От мысли к действию» представлен в виде образовательного интернет-ресурса (www.uud498.ru), который посвящен развитию УУД как составляющих метапредметных результатов учащихся основной и средней школы (рис.1).


Рис. 1


Данный ресурс востребован как учащимися, так и учителями. Комплект материалов для учителей содержит:

  • подборку официальных сайтов, посвященных вопросам ФГОС;
  • программы внеурочной деятельности, направленные на развитие УУД;
  • рабочие тетради по развитию универсальных учебных действий, которые можно использовать на уроках, внеурочных занятиях, а также в качестве домашних заданий (рис.2).


Рис. 2


Учащимся Интерактивный кейс дает возможность не только познакомиться с понятиями ФГОС доступным для них языком, но и отработать различные виды УУД с помощью тренажеров, каждый из которых содержит объяснение об отрабатываемом умении, задание-образец, алгоритм выполнения данного рода заданий и три задания по уровням сложности. Авторами также созданы онлайн-тесты, позволяющие ученику определить уровень сформированности универсальных учебных действий. Задания в тестах собраны из открытых банков заданий для ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, поэтому покажутся ребятам знакомыми.

Необходимо отметить, что рабочие тетради и тесты составлены по трем уровням сложности. Приступить к выполнению заданий можно на любом этапе, независимо от ступени обучения. После прохождения теста на экране отображается результат, что позволяет оперативно реагировать на возникающие затруднения.

Интерактивный кейс «От мысли к действию» представляет собой живой рабочий инструмент, что дает возможность его развивать в зависимости от новых запросов системы образования и требований стандарта. Так, в 2022 году появился раздел, посвященный функциональной грамотности (ФГ), поскольку она прочно входит в образовательный процесс и является неотъемлемым компонентом рабочих программ обновленного ФГОС.

Раздел кейса, направленный на развитие и совершенствование навыков функциональной грамотности, включает:

  • объяснения для учащихся по определению и основным видам ФГ;
  • подборку ссылок на открытые интернет-ресурсы, посвященные ФГ;
  • банк диагностических работ для оценки уровня сформированности ФГ;
  • онлайн-тесты, содержащие авторские материалы, для повышения уровня ФГ учащихся;
  • рабочие тетради по разным видам ФГ.

Авторским коллективом разработан алгоритм выполнения заданий по ФГ, где представлено не только действие, которое необходимо совершить учащемуся, но и вопрос-сигнал, помогающий ребятам выполнить задание. В процессе обсуждения основных этапов работы над различными заданиями по ФГ мы пришли к выводу, что путь решения содержит одни и те же действия. Это позволяет говорить об универсальности данного алгоритма, поскольку он может быть применен при выполнении заданий по всем видам ФГ.

Каждый участник тестирования получает обратную связь в виде результатов, где может ознакомиться с допущенными ошибками и правильными ответами.

Отличительными чертами Интерактивного кейса «От мысли к действию» по сравнению с имеющимися аналогами являются:

  • доступность и возможность использования в любом ОУ;
  • методическая обеспеченность: кейс содержит все необходимые материалы (программы ВД, рабочие тетради, тесты, тренажеры и т.п.), формулировки, соответствующие требованиям ФГОС;
  • адресованность широкой аудитории;
  • системный и многогранный характер, наличие интерактивного взаимодействия;
  • возможность корректировать и дополнять задания в тестах, рабочих тетрадях и т.д.

Использование Интерактивного кейса «От мысли к действию» позволяет обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к занятию, эффективно организовать процесс внеурочной деятельности, помочь учащимся преодолеть трудности, в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, а главное – совершенствовать навыки, необходимые для успешного социального и профессионального взаимодействия.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ - [дата обращения 10.12.2022]
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ - [дата обращения 10.12.2022]

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика