Современная система образования ставит главной задачей не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Требования ФГОС ООО и ФГОС СОО сформулированы в виде личностных, предметных и метапредметных результатов, которые в свою очередь представлены четырьмя видами УУД: личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными [1,2].
Однако у многих участников образовательного процесса нет четкого понимания, как развивать УУД и повышать уровень их сформированности. Учителя зачастую не видят связи между формами итоговой аттестации учащихся в форматах ОГЭ и ЕГЭ и требованиями стандарта. Учащимся сложно ориентироваться в образовательном пространстве с огромным количеством незнакомых аббревиатур.
Анализируя эти трудности, а также требования нормативных документов, мы определили для себя цель – создание инструмента, полезного для учителей и учащихся, который позволит разобраться в имеющихся противоречиях и организовать учебный процесс с учетом ключевых установок стандарта, а именно развитие всех групп УУД у учащихся.
Предлагаемый инновационный продукт Интерактивный кейс «От мысли к действию» представлен в виде образовательного интернет-ресурса (www.uud498.ru), который посвящен развитию УУД как составляющих метапредметных результатов учащихся основной и средней школы (рис.1).
Рис. 1
Данный ресурс востребован как учащимися, так и учителями. Комплект материалов для учителей содержит:
- подборку официальных сайтов, посвященных вопросам ФГОС;
- программы внеурочной деятельности, направленные на развитие УУД;
- рабочие тетради по развитию универсальных учебных действий, которые можно использовать на уроках, внеурочных занятиях, а также в качестве домашних заданий (рис.2).
Рис. 2
Учащимся Интерактивный кейс дает возможность не только познакомиться с понятиями ФГОС доступным для них языком, но и отработать различные виды УУД с помощью тренажеров, каждый из которых содержит объяснение об отрабатываемом умении, задание-образец, алгоритм выполнения данного рода заданий и три задания по уровням сложности. Авторами также созданы онлайн-тесты, позволяющие ученику определить уровень сформированности универсальных учебных действий. Задания в тестах собраны из открытых банков заданий для ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, поэтому покажутся ребятам знакомыми.
Необходимо отметить, что рабочие тетради и тесты составлены по трем уровням сложности. Приступить к выполнению заданий можно на любом этапе, независимо от ступени обучения. После прохождения теста на экране отображается результат, что позволяет оперативно реагировать на возникающие затруднения.
Интерактивный кейс «От мысли к действию» представляет собой живой рабочий инструмент, что дает возможность его развивать в зависимости от новых запросов системы образования и требований стандарта. Так, в 2022 году появился раздел, посвященный функциональной грамотности (ФГ), поскольку она прочно входит в образовательный процесс и является неотъемлемым компонентом рабочих программ обновленного ФГОС.
Раздел кейса, направленный на развитие и совершенствование навыков функциональной грамотности, включает:
- объяснения для учащихся по определению и основным видам ФГ;
- подборку ссылок на открытые интернет-ресурсы, посвященные ФГ;
- банк диагностических работ для оценки уровня сформированности ФГ;
- онлайн-тесты, содержащие авторские материалы, для повышения уровня ФГ учащихся;
- рабочие тетради по разным видам ФГ.
Авторским коллективом разработан алгоритм выполнения заданий по ФГ, где представлено не только действие, которое необходимо совершить учащемуся, но и вопрос-сигнал, помогающий ребятам выполнить задание. В процессе обсуждения основных этапов работы над различными заданиями по ФГ мы пришли к выводу, что путь решения содержит одни и те же действия. Это позволяет говорить об универсальности данного алгоритма, поскольку он может быть применен при выполнении заданий по всем видам ФГ.
Каждый участник тестирования получает обратную связь в виде результатов, где может ознакомиться с допущенными ошибками и правильными ответами.
Отличительными чертами Интерактивного кейса «От мысли к действию» по сравнению с имеющимися аналогами являются:
- доступность и возможность использования в любом ОУ;
- методическая обеспеченность: кейс содержит все необходимые материалы (программы ВД, рабочие тетради, тесты, тренажеры и т.п.), формулировки, соответствующие требованиям ФГОС;
- адресованность широкой аудитории;
- системный и многогранный характер, наличие интерактивного взаимодействия;
- возможность корректировать и дополнять задания в тестах, рабочих тетрадях и т.д.
Использование Интерактивного кейса «От мысли к действию» позволяет обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к занятию, эффективно организовать процесс внеурочной деятельности, помочь учащимся преодолеть трудности, в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, а главное – совершенствовать навыки, необходимые для успешного социального и профессионального взаимодействия.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ - [дата обращения 10.12.2022]
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ - [дата обращения 10.12.2022]