Использование авторского учебно-методического комплекса «Выявление и развитие значимых личностных качеств и самооценки ребенка» в педагогическом процессе дошкольного образования ГБОУ № 509


В данной статье рассматривается учебно-методический комплекс «Выявление и развитие значимых личностных качеств и самооценки ребенка на пороге школы». Указанный учебно-методический комплекс позволит обогатить компетенции педагогов по проблемам изучения и формирования значимых личностных качеств и самооценки детей на пороге школы. Это даст возможность разнообразить содержание и разнообразие трудовых действий педагогов по реализации социально-коммуникативного развития детей в практике ДОО, связанных с решением задач по формированию самооценки ребенка в процессе подготовки к школе. Использование предлагаемых материалов обеспечит детям в пространстве детского сада атмосферу личностной открытости, возможности обращения за советом к взрослым, ситуации эмпатического слушания, проявление искреннего интереса к ребёнку как субъекту, стремление понять его внутренний мир, индивидуальность.


Изучение и развитие значимых личностных качеств (познавательный интерес, общительность, любознательность, инициативности, саморегуляция) и самооценки ребенка на пороге школы с привлечением разнообразных методик и приемов — актуальное направление повышения качества дошкольного образования, цель которого определяется как целостное развитие личности старшего дошкольника. Перед исследователями и практиками встает вопрос, что необходимо предпринять, чтобы сформированные в дошкольном возрасте личностные качества помогали бы ребенку успешно адаптироваться к новой ситуации развития и естественно включиться в школьную жизнь.

Педагогический процесс современного детского сада ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия его способностей, когда сам ребенок является активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Педагогу необходим инструментарий для получения информации о возможностях, интересах, проблемах и достижениях каждого ребенка. Познание и понимание ребенка позволяет создать ему условия саморазвития и самообразования, условия выбора и ответственности за принимаемые решения, т.е. условия взросления и обретения способности жить полноценной жизнью, быть полноценным гражданином общества и субъектом культуры.

Представления дошкольников о своей ценности, складывающиеся у ребенка еще до поступления в школу, вызывают у него целый ряд ожиданий, связанных с учебой и школой. Они либо способствуют движению ребенка вперед, к успеху, либо не дают ему возможности успешно продвигаться в учебной деятельности. Воспитатель группы детского сада, не наносящий вреда самооценке ребенка, прививающий ему ощущение собственной ценности, может помочь ребенку сформировать положительные представления о самом себе. Взрослым необходимо понимать, что относительно высокая и устойчивая самооценка, гармоничная по своему строению, будет способствовать благополучному и успешному развитию полноценной во всех отношениях личности.

Педагоги не всегда полностью используют ресурсы педагогического процесса для обогащения представлений детей о самих себе, формирования самооценки детей, в большинстве случаев недостаточно точно определяют особенности самооценки ребенка, недооценивают влияние самооценки на готовность к школе. Также в ходе организации совместной и самостоятельной деятельности детей со сверстниками и взрослыми не всегда создаются необходимые ситуации для взаимо- и самооценки, педагоги недостаточно обеспечивают ребенка средствами выражения оценки в естественной речевой среде. Они ограничиваются формальными ситуациями оценки на завершающем этапе занятий с детьми, недостаточно используя многообразие ситуаций общения и взаимодействия в течение дня. Важно создание и использование педагогом ситуаций обогащения представлений дошкольников о себе для каждого ребенка, ситуации успеха, радости достижений, учитывая его потенциал и возможности. Подход с «оптимистической гипотезой», вера в силы ребенка — это всегда поддержка его действий и намерений.

Предлагаемое содержание учебно-методического комплекса позволит обогатить компетенции педагогов по проблемам изучения и формирования значимых личностных качеств и самооценки детей на пороге школы. Это даст возможность разнообразить содержание и разнообразие трудовых действий педагогов по реализации социально-коммуникативного развития детей в практике ДОО, связанных с решением задач по формированию самооценки ребенка в процессе подготовки к школе. Использование предлагаемых материалов обеспечит детям в пространстве детского сада атмосферу личностной открытости, возможности обращения за советом к взрослым, ситуации эмпатического слушания, проявление искреннего интереса к ребёнку как субъекту, стремление понять его внутренний мир, индивидуальность.

Учебно-методический комплекс «Выявление и развитие значимых личностных качеств и самооценки ребенка на пороге школы» с интерактивной поддержкой представляет собой совокупность материалов, состоящих из четырех взаимосвязанных частей.

  1. Пакет диагностических материалов, предназначенный для проведения воспитателем мониторинга развития самооценки и личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, помогающий оптимизировать образовательные условия, обеспечивающие подготовку воспитанников к обучению в школе, с интерактивным модулем (позволяющим осуществлять компьютерную обработку данных) и Дневник наблюдений для родителей воспитанников, предназначенный для родителей/законных представителей детей 5-7 лет.
  2. Блокнот для детей 5-7 лет "Дневник будущего первоклассника".
  3. Методические рекомендации для педагогических работников и родителей по использованию и внедрению Дневника будущего первоклассника как средства обогащения представлений старшего дошкольника о самом себе.
  4. Интерактивная поддержка продукта, группа в социальной сети Вконтакте "Дневник будущего первоклассника«

В ходе анализа существующего диагностического инструментария, используемого для изучения особенностей развития значимых компонентов школьной зрелости и самооценки старших дошкольников, а также полученного опыта работы нашего учреждения в формате инновационной площадки, мы пришли к следующим выводам.

Многие диагностические методики (исследование уровня самооценки детей — тест-лесенка, адаптированная для дошкольников методика В.Г. Щур, методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн и т.д., степень готовности к школе — Тест Керна-Йерасека, методика Н.И. Гуткиной «Домик» и т.д.) мало доступны для использования воспитателями/родителями, т.к. требуют специальной профессиональной подготовки для проведения, обработки и интерпретации полученных данных.

Проведение большинства методик предполагает индивидуальное взаимодействие педагога и ребенка в течение длительного времени в специально организованной и подготовленной обстановке, что трудно реализовать в условиях образовательного процесса ДОУ.

Отдельные методики не имеют общей удобной системы обработки и интерпретации результатов, возможности удобно выстраивать систему работы с опорой на полученные результаты.

Наиболее понятными и удобными инструментами воспитателя являются метод наблюдения и беседа, которые позволяют педагогам реализовывать систематический мониторинг и формирующее оценивание.

Для изучения и оценки педагогами самооценки старших дошкольников при проявлении ребенком ценностно-значимых качеств будущего первоклассника целесообразно использовать аутентичную диагностику, основанную на многократном включенном наблюдении за поведением ребенка в образовательном процессе детского сада. Использование наблюдения как основного метода диагностики самооценки и готовности к школе старших дошкольников потребует от педагогов развитой наблюдательности как профессионально значимого качества.

Пакет диагностических материалов содержит описание авторской методики проведения процедуры диагностики, доступной для любых педагогов, которые работают с детьми 5-7 лет.

Разработаны основные протоколы исследования личностных качеств развития выпускника детского сада, в которые входят 4 карты наблюдения:

  1. за познавательными способностями;
  2. за коммуникативными способностями;
  3. за регуляторными способностями и самооценкой;
  4. за инициативностью.
  5. Кроме того, помимо основных, есть карты, дополняющие наблюдения, позволяющие повысить качество выводов и заключений по поводу выявления уровня развития личностных качеств ребенка на пороге школы и его самооценки:

  6. карта наблюдения за детско-родительскими отношениями, позволяющая сориентироваться в наличии/отсутствии условий для становления и поддержки самооценки и личностных качеств ребенка в семье;
  7. протоколы бесед с будущим первоклассником, позволяющие сделать выводы о мотивационной готовности ребенка к школе (протоколы разработаны таким образом, чтобы можно было фиксировать ответы детей, их поведенческие реакции);
  8. чек-лист самоанализа педагога и его стиля взаимодействия с детьми.

Важно отметить, что результатом заполнения карты наблюдения становится собирательная интегративная характеристика ребенка, в которой содержится определенный «портрет» будущего первоклассника с указанными проблемными зонами и точками роста. Мы полагаем, что такой подход позволяет «увидеть» взаимосвязь значимых личностных качеств ребенка и его самооценки, позволяет наметить маршрут поддержки ребенка с низкой или, наоборот, формально/неадекватно завышенной самооценкой.

Пакет может быть использован как самостоятельный инструмент, так и в составе комплексной диагностики уровня развития дошкольника старшей и подготовительной группы. Карты наблюдений за значимыми личностными качествами ребенка, как и любые части пакета, можно также использовать автономно.

Использование Пакета диагностических материалов в образовательной практике открывает педагогу большие возможности:

  1. реализовывать и развивать собственный исследовательский потенциал (ставить исследовательские задачи, выдвигать и проверять гипотезы, проводить количественный и качественный анализ, обобщать полученные данные, формулировать выводы);
  2. применять метод непрерывного и включенного наблюдения за ребенком, подгруппой детей, детскими сообществами и регулярно его использовать на практике;
  3. уходить от оценки знаний и конкретного продукта ребенка и держать в фокусе внимания «шаги» его развития;
  4. отслеживать, что уже сформировано у детей, и определять условия дальнейшего развития каждого воспитанника;
  5. легко переходить от формирующего оценивания значимых личностных достижений, качеств и самооценки детей к развивающему взаимодействию, создавая разнообразные образовательные ситуации;
  6. разрабатывать рекомендации для дальнейшей развивающей работы с каждым ребенком и группой в целом по поддержке, формированию адекватной самооценки и развитию значимых личностных качеств;
  7. гибко планировать образовательную деятельность с учетом субъектных проявлений старших дошкольников;
  8. компетентно выявлять значимые компоненты готовности детей к школе, их самооценки, развитие которых обеспечивается в педагогическом процессе ДОО.

Использование «Дневника наблюдения для родителей воспитанников» открывает прекрасную возможность обратить внимание родителей на значимые личностные качества и самооценку ребенка на пороге школы, поддержать его, создавая предпосылки для развития.

"Дневник наблюдения для родителей воспитанников" содержит 4 карты наблюдений за следующими моментами:

  1. любознательностью;
  2. общительностью;
  3. саморегуляцией и самооценкой;
  4. активностью ребенка.

Наблюдения дополняет чек-лист, позволяющий родителям провести самодиагностику, оценить, является ли их стиль взаимоотношений с ребенком поддерживающим, помогающим становлению значимых личностных качеств и самооценки — или у них есть определенные дефициты.

Таким образом, предлагаемое содержание пакета диагностических материалов, Дневника наблюдения для родителей воспитанников позволит педагогам и родителям квалифицированно отслеживать и поддерживать становление значимых личностных качеств старших дошкольников, их самооценки, являющихся основой успешного дальнейшего обучения в школе.

Использование «Дневника будущего первоклассника» (далее Дневник) создает условия поддержки и развития позитивной самооценки дошкольников в процессе подготовки к школе.

"Дневник будущего первоклассника" — это дневник самонаблюдения, который обращает внимание детей на значимые личностные качества будущего первоклассника и позволяет запускать процесс элементарной саморефлексии. Такое возможно лишь при сопровождении этого процесса наблюдательным педагогом, сфокусированным на оптимизации и индивидуализации процесса обучения, реализующим технологию развивающего диалога.

Дневник задуман как инструмент для запуска саморефлексии у детей и одновременно как инструмент для развития у педагогов умения реализовывать непрерывное наблюдение и развивающий диалог.

Дневник предназначен непосредственно для самостоятельного заполнения детьми 6-7 лет общеобразовательных групп (а также может использоваться в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи). Диагностики, интерпретации результатов, а далее сопровождение и помощь в работе с пособием осуществляют взрослые люди: педагоги ДОУ и/или родители. Обсуждение страниц Дневника предусматривает необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, а также предусматривает необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.

Дневник будущего первоклассника представляет собой черно-белый блокнот, состоящий из двух частей: основной и дополняющей.

Основная часть дневника включает 4 раздела:

  1. я узнаю;
  2. я общаюсь;
  3. я контролирую себя;
  4. я активный.

В основе дневника используются элементы модели целевых ориентиров дошкольного образования, предложенные командой московских исследователей под руководством О.А. Шиян.

Модель включает три группы способностей (познавательные, коммуникативные, регуляторные) и инициативность (новое качество личности дошкольника), которые формируются в ходе игровой деятельности через освоение содержания всех образовательных областей.

Названия разделов и внутреннее содержание подобраны не случайно. Весь текст дневника был написан словами детей, был понятен им, расширял и уточнял словарный запас в ситуациях рассказывания о себе. Ключевые фразы и рубрики можно расширять и обогащать.

Работа с основной частью дневника проводится в формате утреннего круга один раз в неделю с использованием развивающего диалога и коммуникативных игр, но этим не ограничивается. В течении недели по теме раздела создаются специальные образовательные ситуации в свободной и организованной деятельности детей, а в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ организуется пространство детских инициатив и интересов. По итогам недели организуется рефлексия, и дети отмечают в своих дневниках прогресс.

Дополняющая дневник часть предлагает вариативное использование педагогом в свободной форме в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, осуществляется еще большая индивидуализация и создается пространство для творчества и педагогических инициатив. По мере необходимости к блокноту добавляются листы с трекерами полезных привычек, краткими презентациями проектов, фотографиями, грамотами и т.д.

Ключевые условия работы, которые необходимо учитывать педагогу при использовании дневника:

  1. принятие позиции ребенка как активного участника образовательного процесса;
  2. учёт прогресса ребенка в сравнении с самим собой;
  3. использование при общении с детьми позитивной обратной связи.

Педагогу необходимо менять привычные позиции во взаимодействии с детьми для развития рефлексии современного дошкольника.

Актуально оптимальное формирование рефлексивности ребёнка в ходе выполняемой деятельности. Важны обсуждения с детьми на позициях проблемности, диалогичности, сохранения игрового начала, партнёрского взаимодействия, рефлексивности и др. Благодаря этому создаются отношения, стимулирующие личностное саморазвитие воспитанника.

Методы партнёрского педагогического взаимодействия предполагают личностную открытость, обращение за советом, эмпатическое слушание и т.п., выражают гуманистическое отношение и искренний интерес к ребёнку, стремление понять его внутренний мир, индивидуальность. Эту группу методов могут дополнить методы обращения к жизненному опыту, наблюдения, похвала, поощрение, благодарность за выполненное дело и др. Основной смысл использования таких педагогических методов заключается в том, что они базируются на проявлении личностной открытости субъекта, стимулировании душевной искренности, восприимчивости, ответной активности со стороны другого человека. В результате дети и педагог обретают опыт эмоционально-духовного единства, в котором каждый воспринимает другого как равноправного партнёра. Особое место занимают близкие по целевым установкам с вышеназванными рефлексивные методы (самооценивание, интроспекция, самоотчёт и др.). Они ориентируют образовательный процесс в ДОУ на приобретение ребёнком знаний о собственном развитии, выбор адекватных способов отношения к окружающим. Дети учатся осознавать не только то, что они делают (осознание цели), но и то, что с ними происходит. Это обеспечивает активную (инициативную) позицию воспитанника в познании себя и окружающего мира, путь понимания, осмысления и осознания своей жизнедеятельности.

Работа с дневником позволяет обеспечивать оптимальные условия поддержки и развития важнейших личностных качеств дошкольного детства:

  1. формирует доверие и положительное отношение к взрослым и сверстникам;
  2. способствует познанию самого себя в разнообразных ситуациях, развитию позитивных представлений о себе и своей деятельности, повышению уверенности в себе;
  3. содействует приобретению опыта давать оценочные суждения о себе, своей деятельности, соотносить свое мнение, свои переживания и действия с мнением и оценками окружающих;
  4. развивает познавательные, регуляторные и коммуникативные способности;
  5. создает условия для проявления инициативности ребенка.

Разработанные пакеты диагностического инструментария и Дневник тесно связаны между собой. Мы имеем в виду, что Дневник как продукт сложился для разработки, «вырос» из созданной коллективом ГБДОУ детский сад № 20 диагностического пакета по выявлению личностных качеств и самооценки ребенка на пороге школы

.

Распространить идеи в современном мире рациональнее и быстрее с помощью цифровой образовательной среды. Для поддержки продукта, расширения заинтересованной аудитории создана группа во ВКонтакте «Дневник будущего первоклассника». Материал в группе отчасти повторяет рекомендации, данные в печатном виде, расширяя их. Возможности социальной сети позволяют проводить успешный диалог по уточнению и выявлению дополнительных факторов, возможностей, проблемных зон Дневника.

Рекомендации содержат схемы внедрения Дневника будущего первоклассника в практику работы педагогов/родителей, а также конкретные методики, используемые взрослыми для запуска процессов саморефлексии, саморегуляции, самопознания детей на пороге школы. Социально-личностное воспитание дошкольника выражается в способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Индустрия книгоиздания предлагает большое количество вариантов дневников для заполнения детьми. Это дневники-анкеты для девочек, анкеты дружбы, дневников по мультсериалам/комиксам типа ГравитиФолз, встречаются варианты лестниц/экранов успеха, карт для самоопределения, дневник роллера, тетради для школ, например Елена Коннова: РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1 класс. Тетрадь школьника. ФГОС.

Несмотря на разнообразие подобных по форме изданий, варианта, аналогичного предлагаемому нами продукту, ни по содержанию, ни по формам организации взаимодействия с детьми и родителями не встречается.

Учебно-методический комплекс представляет собой разнообразие способов изучения и поддержки достижений ребенка, которые позволят не только отследить личностные изменения ребенка в процессе подготовки к школе, но и помочь ему преодолеть трудности становления процесса самопознания. Дневник помогает запустить процесс саморегуляции и саморефлексии, что в итоге будет способствовать повышению личностной готовности ребенка к школе, минимизирует адаптационный период при переходе на следующую ступень обучения. Продукт также заставляет обратить внимание взрослых из ближнего окружения ребенка, а именно родителей/законных представителей, на такие значимые характеристики при подготовке к школе, как самооценка, саморефлексия, саморегуляция, инициативность.

Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, где чувство собственного достоинства принадлежит к центральному новообразованию личности. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направлена на «развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей». Формирование самооценки происходит в процессе межличностного взаимодействия, поэтому образовательная среда дошкольного учреждения оказывает существенное влияние на формирование самооценки растущей личности.

Работа с дневником позволяет обеспечивать оптимальные условия поддержки и развития важнейших личностных качеств дошкольника:

  1. формирует доверие и положительное отношение ребенка к взрослым и сверстникам;
  2. способствует познанию самого себя в разнообразных ситуациях, развитию позитивных представлений о себе и своей деятельности, повышению уверенности в себе;
  3. содействует приобретению опыта давать оценочные суждения о себе, своей деятельности, соотносить свое мнение, свои переживания и действия с мнением и оценками окружающих;
  4. развивает познавательные, регуляторные и коммуникативные способности старших дошкольников;
  5. создает условия для проявления детской инициативности.

Использование в образовательно-воспитательном процессе «Дневника будущего первоклассника» позволяет участникам образовательных отношений решать следующие важные задачи.

  1. Обогащать собственные компетентности — такие, как критическое мышление, креативность, коммуникация, через построение обсуждений с детьми на позициях проблемности, диалогичности, сохранения игрового начала, партнёрского взаимодействия, рефлексивности и др.
  2. Создавать детско-взрослые общности отношений, стимулирующих саморазвитие воспитанника, в атмосфере личностной открытости, обращения за советом, эмпатического слушания и т. п. Выражая гуманистическое отношение и искренний интерес к ребёнку, стремление понять его внутренний мир, индивидуальность, технология отражает суть изменений в современном дошкольном образовании.
  3. Осуществлять дистанционную поддержку педагогов/родителей по вопросам самооценки, готовности к школе, саморегуляции, самопознания — стимулирует участников образовательных отношении к диалогу, сближению, единению целей подготовки современного ребенка к современной школе.

Ценность применения «Дневника будущего первоклассника» в работе с детьми в том, что обсуждение его содержания обеспечивают общение, активную позицию всех участников, возможность высказать свою точку зрения, формируют положительные отношения между участниками образовательных отношений. В ходе диалога с детьми у педагогов формируется умение критически мыслить, анализировать и интерпретировать детские суждения.

Использование предлагаемого Дневника способствует созданию психолого-педагогических условий по формированию и поддержке положительной самооценки детей, их уверенности в собственных возможностях и способностях, воспитанию эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, сопереживания, что предполагает развитие компетенций (коммуникация и кооперация). Реализация учебно-методического комплекса «Выявление и развитие самооценки ребенка на пороге школы» с интерактивной поддержкой способствует формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Таким образом, представленный учебно-методический комплекс содержит разнообразие способов изучения и поддержки достижений ребенка, которые позволят не только отследить личностные изменения ребенка в процессе подготовки к школе, но и помочь ребенку преодолеть трудности становления процесса самопознания. УМК помогает запустить процесс саморегуляции и саморефлексии, что в итоге будет способствовать повышению личностной готовности ребенка к школе, минимизирует адаптационный период при переходе на следующую ступень обучения.

Литература:

  1. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника: учебное пособие для вузов.- Москва- Издательство Юрайт, 2021. — 111 с.
  2. Римашевская Л. С. Исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста / Римашевская Л. С., Гультяева О.А. // Современное дошкольное образование. — 2022. — N 3. — С. 26–35. — DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-26-35.
  3. Римашевская Л. С. Изучение особенностей самооценки дошкольника на пороге школы = Studying the Features of a Preschooler’s Self-Esteem on the Threshold of School / Римашевская Л. С., Рокицкая О. Г. // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. — 2021. — N 1 (13). — С. 72-78.
  4. Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования: Методическое пособие/Под ред. О.А. Шиян. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2021, — 248с.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика