Управленческие основы, направленные на эффективную деятельность педагогов в вопросе социализации детей дошкольного возраста


В данной статье обобщен управленческий опыт, определяющий деятельность педагогов, способствующую развитию потенциала учреждения в деле воспитания и социализации детей.


Детский сад, являясь стартовой платформой системы образования активно реагирует на современные вызовы времени. Понимая тенденции современного быстро меняющегося мира, оценивая требования, предъявляемые к личностным качествам человека, определяется позиция ДОУ в части воспитания подрастающего поколения. Большое внимание уделяется государством на нацеливание учреждений образования на развитие способностей в части социализации личности. Перед руководителем стоит задача консолидации ресурса педагогических кадров на деятельности, способствующей развитию коммуникационных качеств личности ребенка, а также на накопление социального опыта дошкольником.

Социальное воспитание подразумевает планомерную и выстроенную деятельность всех участников образовательных отношений. Важным фактором эффективной деятельности в вопросе социализации детей играют квалифицированные специалисты. Педагоги, анализируя возрастные особенности ребенка должны формировать социальные качества личности, такие как: интерес к новым открытиям, новым знаниям; бережное отношение к природе, объектам окружающего мира; умение взаимодействовать в коллективе, учитывая интересы окружающих.

На какие управленческие основы опирается руководитель, выстраивая деятельность в вопросе социализации дошкольников?

Несомненно, при определении видов работы и спектра деятельности в данном направлении выстраивается перспектива развития на всех уровнях образовательного процесса. Важно определить кем будет осуществляться работа, в каких стартовых условиях, на кого или что можно рассчитывать, планируя движение в части социализации воспитанников.

Для осуществления и внедрения задуманного необходимо подготовить следующие обязательные условия: создание инициативной группы передовых педагогов (цель которой совершенствование предметно-пространственной среды, формирование уровня компетенций педагогов); разработка методических наработок (включающие формы работы с детьми и проектирование среды); трансформирование среды путем создания локаций «Сенсорная комната», музей «Русская изба», «Театральная гостиная», «Творческие мастерские»; проведение семинаров, тренингов, обменов опытом с коллегами на уровне района, города в вопросах социализации дошкольников; учет в программе развития учреждения, в комплексно-тематическом планировании деятельности учреждения в данном направлении.

Четкие установки, конкретные задачи определяются потенциалом руководителя и всей команды в целом. Необходимо выявить слабые и сильные стороны педагогического коллектива, дать соответствующие настройки, позволяющие научить, направить коллег на обучение чему-то новому, объединить ресурс учреждения в вопросах социального развития воспитанников ДОУ. Именно руководитель определяет стратегию деятельности ДОУ, управляет качеством процесса социализации воспитанников. Главной целью заведующего ДОУ является формирование готовности всего коллектива к работе по социализации дошкольников, так как это является определяющим условием качества и эффективности работы в данном направлении.

Управленческая деятельность с педагогами дошкольного образовательного учреждения по вопросам социализации дошкольников решает следующие задачи:

  1. способствует повышению компетентности педагогов ДОУ в области социально-личностного развития детей через внутрифирменное обучение, семинары-практикумы;
  2. оптимизирует методы и пути, способствующие раскрытию потенциала воспитанников посредством накопления и становления социального опыта;
  3. внедряет инновационные формы и технологии работы с воспитанниками.

Необходимо учитывать, что современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Детский сад входит в состав социального института образования и рассматривает процессы развития ребенка с точки зрения социализации. Следует отметить, что социализация детей дошкольного возраста процесс длительный и многоуровневый. Какие факторы определяют социализацию личности ребенка? Безусловно важным является влияние семьи, группа в которой ребенок проводит достаточно много времени; социокультурная среда, ближайшее окружение ребенка. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, которые влияют на формирование картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

В результате детального изучения и выстраивания работы команды ДОУ в вопросе социализации детей определился круг направлений, по итогам деятельности которых возможно определить эффективность и планомерность работы. В практику образовательного учреждения внедрены здоровьесберегающие технологии, позволяющие организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог усвоить культуру человечества без излишнего физического и психологического напряжения. Предметно-пространственная среда наполнена таким образом, что позволяет поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, способствует саморазвитию; характеризуется открытостью, гибким зонированием, полифункциональная, реализует гендерный подход, выстроена с учетом интеграции образовательных областей. Развивающая среда целесообразна, информированная, настраивающая на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

Методическое сопровождение педагогов обеспечивает реализацию проектов, направленных на социальное развитие воспитанников посредством обновления теоретических знаний, совершенствование педагогического мастерства. Образовательная деятельность включает планирование работы с семьей, организацию маршрутов выходного дня, реализацию задач в части краеведческих основ; здоровьесберегающих технологий, работу по социально-коммуникативному развитию через экспериментирование, сюжетно-ролевые игры, музыкальные проекты, деятельность в части поддержки детской инициативы и самостоятельности, использование коммуникативных игр на физкультурных занятиях.

В рамках деятельности по накоплению социального опыта организовано взаимодействие с социальными партнерами: районной библиотекой (лектории), Центром спорта (досуговая деятельность с семьей), Санкт-Петербургской академией постдипломного образования (совместные мероприятия по обмену опытом), Новоуральский детский сад и дошкольные учреждения Санкт-Петербурга (организация вебинаров по обмену опытом), муниципальный округ «Прометей» (встречи с ветеранами, организация конкурсов и фестивалей с воспитанниками).

Необходимо помнить, что для воспитания полноценной личности важно содействовать социализации ребенка в его первых социальных институтах – семье и детском саду, которые способствуют адаптации жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Именно интенсивная социализация начинается в дошкольном детстве. Важно на современном этапе оценивать потенциал дошкольника, анализировать процессы, способствующие формированию личности ребенка через специально организованное методическое сопровождение, как условие реализации запросов общества.

Внедрение инновационных технологий должно охватывать создание принципов предметно-развивающей среды, создание единого пространства для социализации воспитанников, формирование новых форм, методов воспитания и социализации. Успешная социализация дошкольника опирается на высокий профессионализм кадров, стратегическую составляющую ДОУ.

Список литературы

  1. Басова С.Н. Использование современных технологий социализации дошкольника/ С.Н. Басова.- М.: Эксмо, 2016.- 87 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета – Федеральный выпуск № 6241, 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]
  3. Струкова Л.М. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. -С.914-917.
  4. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования». - © Сборник СПб АППО, 2014.
  5. Троян А.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: Учеб. Пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – 123 с.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика