Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает активное включение обучающихся в проектную деятельность — включая, но не ограничиваясь итоговым проектом и индивидуальным проектом на уровнях основного и среднего общего образования. Проектная деятельность требует сформированности у современного выпускника школы культуры исследователя как необходимого элемента деятельности. В связи с этим проектные умения (как элемент проектной культуры) выступают одним из важнейших компонентов подготовки выпускника, а их формирование является актуальной педагогической задачей.
Основные элементы проектной культуры обучающихся формируются начиная с начальной школы, продолжают формироваться на уровне основного общего образования и получают своё развитие в средней школе. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обладают значительными ресурсами в достижении предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов.
Во-первых, обучающиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий, а также опыт разных способов со-организации (учитель-ученик, ученик-ученики, ученик-родители, разновозрастное сотрудничество).
Во-вторых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные, информационно-речевые, организационно-деятельностные.
В-третьих, школьники практически знакомятся с понятием «исследование» и его методами, у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность. Очень важным фактором, стимулирующим успешность проектной и исследовательской деятельности, особенно технологической и естественнонаучной направленности, является использование высокотехнологичного оборудования и ресурсов социальных партнёров: организаций дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования, а также предприятий реального сектора экономики.
В ГБОУ № 509 реализуется целый ряд проектов, направленных на формирование культуры исследовательской и проектной деятельности: научно-исследовательское общество «Орбита», школьная научно-исследовательская конференция «Открытие». В начальных классах реализуется курс внеурочной деятельности «Учимся решать проектные задачи», а в основной школе — курс «#ПРОекториУМ». В школе работают региональная инновационная площадка «Формирование культуры исследователя в проектной деятельности обучающихся основной школы», районная стажировочная площадка по теме «От проблемы исследования к изобретению: практика формирования культуры исследователя в проектной деятельности учащихся основной школы». Мы активно поддерживаем участие наших обучающихся в исследовательских и проектных конференциях различного уровня: районных, региональных и всероссийских — и это участие результативно. В 2020 году в рамках регионального и федерального проектов «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» на базе ГБОУ № 509 открыт Центр цифрового образования «ИнфинITи», призванный обеспечить освоение детьми актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, а также создание условий для выявления, поддержки и развития у детей способностей и талантов, их профориентации, развития математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления. Центр реализует дополнительные общеобразовательные программы, а также организует конкурсные мероприятия регионального и федерального уровней. Большинство образовательных программ и соревновательных мероприятий строятся в проблемно-исследовательском и проектном залогах.
В 2022 году ГБОУ № 509 получило грант на реализацию проекта Центр инженерно-технологического и естественнонаучного образования «Кулибин центр» — посредством интеграции урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования и сетевого взаимодействия с социальными партнёрами (вузами, организациями СПО, УДОД, производственными предприятиями), как ресурса повышения качества образования и профессионального самоопределения обучающихся. Концепция центра заключается в том, что, начиная обучение на уровне основного общего образования, обучающиеся поэтапно и постепенно выходят на уровень допрофессиональной подготовки, приобретают ранние предпрофессиональные навыки в рамках уроков (физика, химия, биология, технология, информатика), в ходе проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности, на занятиях в центре цифрового образования детей «ИнфинITи». Методологической основой создания такого взаимодействия выступает принцип консолидации усилий школы, учреждений дополнительного, среднего профессионального и высшего образования и работодателей в решении вопроса эффективной подготовки высококвалифицированных кадров в области инженерии. В процессе такого взаимодействия обучающиеся участвуют в профессиональных пробах по следующим направлениям: механика, электротехника, энергетика, а также получают возможности практики по различным инженерным и рабочим специальностям.
Обучающиеся, пройдя все этапы производственного цикла (моделирование, конструирование, разработка программного обеспечения, создание схем, обработка полученной информации, непосредственное изготовление и сборка деталей, функциональное тестирование готового изделия), создают определённые продукты промышленного производства по конкретным техническим заданиям производств-партнёров.
Обучение в 11 классе носит практико-ориентированный характер. Дети выбирают конкретные элективные курсы, целенаправленно посещают узкоспециализированные программы дополнительного образования, готовятся к экзаменам по выбранному направлению, активно занимаются профессиональными пробами. На предприятиях организуются дни практик для обучающихся с целью погружения в профессию. На базе школы проходят «Университетские дни» с активным участием студентов и аспирантов вузов-партнёров.
К 11 классу обучающиеся окончательно определяются с выбором конкретной специальности инженерной направленности и понимают, в какое образовательное учреждение и на какую специальность будут поступать. Каждый выпускник, покидая школу после 11 класса, кроме запаса знаний по предметам учебного плана, овладевает основами профессиональной подготовки по конкретным рабочим и техническим специальностям.
Фокус нашего образовательного учреждения в настоящий момент направлен на цифровое и инженерно-технологическое образование. Но совершенно очевидно, что описанный опыт может быть экстраполирован практически на любую область знаний и сферу интересов.
Таким образом, системное и целенаправленное участие в проектной и исследовательской деятельности вместе с ресурсами социальных партнёров позволяет обучающимся получать образование современного уровня.