Использование отечественных сервисов на уроках информатики в контексте ФГОС основного общего образования: из опыта работы



1 сентября 2022 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Некоторая неопределенность ситуации заключается в том, что в 2022/2023 учебном году учителя начали работать по обновленным стандартам на основе соответствующих им примерных рабочих программ, но по «старым» учебникам, т.е. таким, которые включены в ныне действующий Федеральный перечень учебников.

В статье изложен опыт преодоления этой временной трудности, предложено учебно-методическое обеспечение, дополняющее существующие учебники и позволяющее организовать процесс изучения информатики на новом уровне, в соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО, а также требованиям информационной безопасности.

Изучение информатики в нашей школе начинается в 5 классе по программе Л. Л. Босовой. И первое, с чем мы столкнулись в начале учебного года, — это несоответствие содержания учебника по информатике разделам примерной рабочей программы. Автор УМК на своем сайте рассматривает соответствие содержание учебника «Информатика. 5 класс» разделам примерной рабочей программы. Где-то совпадение полное, но есть и частичное. Это значит, что в учебнике нет соответствующего параграфа, и учитель должен сам разработать материал к такому уроку.

Если проанализировать рекомендуемое поурочное планирование , то можно заметить, что уже уроки 6 и 7 первой четверти не соответствуют привычному календарно-тематическому планированию. И таких уроков в 5 классе не менее десяти.

Каким может быть выход из этой ситуации? Например, можно использовать при подготовке к урокам возможности отечественных онлайн-сервисов, таких как "УДОБА«.

Если обратиться к примерной рабочей программе, то на этих уроках учитель должен познакомить пятиклассников с понятиями сеть Интернет, веб-страница, веб-сайт, браузер, поиск информации на веб-странице, поисковые системы, поиск информации по ключевым словам и по изображению, достоверность информации, полученной из Интернета, правила безопасного поведения в Интернете, процесс аутентификации, виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация), пароли для аккаунтов в социальных сетях, кибербуллинг. И все это содержание обучающиеся должны освоить за два урока.

Отметим, что перечисленные понятия относятся к проблематике цифровой грамотности, поэтому некоторые из них детям уже знакомы. Учителю следует актуализировать этот материал, зафиксировать тот уровень знаний, на котором находятся учащиеся. Педагог организует работу таким образом, чтобы эти знания были дополнены и систематизированы. Далее эти знания обобщаются и закрепляются. Большую помощь в этом учителю могут оказать цифровые образовательные ресурсы.

В частности, предлагаем рассмотреть российский онлайн-конструктор «УДОБА» . Он представляет собой многофункциональную платформу, где можно создать электронные образовательные ресурсы практически любого формата. Если учитель не хочет тратить много времени на освоение различных платформ, тогда «УДОБА» — это именно то, что нужно.

Несколько слов о ресурсе. Образовательный онлайн-конструктор «УДОБА» был запущен в апреле 2020 года сотрудником интернет-центра Пермского государственного национального исследовательского университета Арсеном Боровинским. Вот что говорит о конструкторе сам автор, программист интернет-центра ПГНИУ: «Этот образовательный онлайн-конструктор — первый в своём роде на территории России. Многие другие конструкторы находятся на иностранных серверах или поддерживают небольшое число типов интерактивных заданий. Интерактивные ресурсы делают обучение интересней и экономят время на проверке заданий. При разработке я постарался сделать простой в использовании, функциональный сервис и разместил его на серверах Пермского университета» .

Этот ресурс, помимо заданий, позволяет создавать также интерактивные презентации и текст в формате одной колонки с интерактивным элементом. При разработке заданий педагоги могут включить любую необходимую им информацию, в том числе видео или фото. Например, можно создать виртуальный тур по производству, отобразить исторические факты на шкале времени, провести и проверить диктант. Примеров можно привести много .

Большим плюсом ресурса является то, что он бесплатный, а значит, доступен всем учителям и ученикам. Пользователи создают электронные образовательные ресурсы прямо в браузере, при этом нет необходимости устанавливать какие-либо программы. Интерактивные электронные образовательные ресурсы на этом сайте не просто создаются, но и размещаются в открытом доступе и свободно распространяются.

На сайте «УДОБА» школьные учителя и преподаватели вузов могут создавать около пятидесяти различных типов интерактивных заданий. Все созданные в конструкторе «УДОБА» электронные образовательные ресурсы можно встроить в блог или сайт, в Moodle или отправить ученикам ссылку. Если ученики регистрируются, то можно увидеть результаты их работы у себя в личном кабинете.

Рассказать обо всех возможностях конструктора в рамках статьи невозможно, поэтому остановимся на одной — на создании интерактивной книги. Interactive Book (Интерактивная книга) — конструктор для создания интерактивных книг. Ресурс позволяет пользователям собирать большое количество интерактивного контента, такого как интерактивные видео, вопросы, презентации и т.д. Таким образом, этот ресурс позволяет решить сразу несколько задач: объединить разрозненный материал в один блок, систематизировать его, создав логичную и четкую структуру, снабдить интерактивным контентом, обеспечить возможность поделиться им с учащимися.

Интерактивная книга состоит из страниц. Между страницами можно переключаться, в том числе через боковое меню. Каждая страница — это колонка, состоящая из текста и других интерактивных заданий.

Шаблон позволяет создать интерактивную книгу, которая включает в себя текст, изображения, видео, а также вопросы для самопроверки разного типа (истина/ложь, викторина, перетаскивание слов и т.п.), и это только часть из огромного списка.

После создания тематического блока учитель может отправить ссылку на него своим ученикам. Если это интерактивная книга или панорама с обзором в 360 градусов, школьники смогут ознакомиться с ней сразу, без регистрации. А для прохождения тестов или других заданий требуется предварительно войти на сайт под своим именем, иначе педагог не сможет отследить результаты их выполнения.

Оценим преимущества интерактивной книги:

  1. можно задания разнести по страницам, чтобы при выполнении одного из них следующее не находилось бы в области видимости;
  2. в боковой панели можно быстро переключиться на нужную страницу, таким образом страницы играют роль помощника в навигации;
  3. учитель может сделать коллекцию текстов, которые им уже проверены, и учащиеся будут работать с достоверной информацией, что соотвествует требованиям информационной безопасности;
  4. с такой книгой интересно работать учащимся, которые любят современные интерактивные задания.

На сайте «УДОБА» размещены интерактивные книги, с которыми может познакомиться учитель, чтобы далее на их основе создать собственные ресурсы.

Приведем описание еще одного варианта работы с сервисом, который называется «Домашнее задание». Учитель публикует необходимые материалы (можно добавить ссылки на дополнительные ресурсы), а ученик знакомится с ними и загружает фото выполненного задания. Регистрация ученика в этом случае не требуется. Достаточно просто ввести своё имя, чтобы педагог смог понять, кому принадлежит готовое задание. Загруженные задания хранятся на сервисе две недели, после чего автоматически удаляются. Это позволяет учителю распределить время и проверить домашнее задание в указанный временной период.

Конечно, у ресурса есть и некоторые минусы. Если быть точным, то минус только один, и он вполне преодолим — это немного «запутанный» интерфейс, который может оттолкнуть педагогов, потому что потребуется некоторое время, чтобы разобраться со всеми возможностями платформы. Отметим, что этот сайт предлагает обучающие видео по работе с сервисом. Рекомендуем их посмотреть, проанализировать, возможно, обсудить с коллегами — и всё получится!

Инструкции размещены на сайте.

Также учитель может использовать и другие отечественные информационные продукты, например, «УМАИГРА» (Umaigra) и «Етреники». Umaigra — это онлайн-сервис для создания интерактивных дидактических игр в формате мультфильма . Сервис отечественный, полностью бесплатный, регистрация и алгоритм работы простые. Чтобы использовать готовую игру, понадобится только браузер и достаточно быстрый интернет. Сервис предлагает нам шесть интересных шаблонов-сценариев игр. Кроме того, на сайте размещены игры пользователей, с которыми можно познакомиться, приступая к созданию собственной игры.

Как самому создать игру с помощью данного сервиса?

Основные этапы таковы.

  1. Зарегистрироваться и зайти под своим аккаунтом.
  2. Открыть вкладку "Редактор игр".
  3. Нажать кнопку "Создать игру".
  4. Выбрать шаблон игры.
  5. Ввести название игры и указать предмет.
  6. Нажать кнопку "Создать игру«.
  7. Добавить упражнения.
  8. Нажать кнопку «Попробовать» и проверить свою игру.
  9. Нажать кнопку "Опубликовать игру«.
  10. Скопировать ссылку на игру (в правом верхнем углу).

Рекомендуем перед тем, как создавать свою игру, обязательно посмотреть игры, созданные по выбранному шаблону. Знакомство с готовыми играми подскажет, как правильно оформить упражнения. Отметим, что онлайн-сервис Umaigra может быть легко интегрирован в основной учебный процесс в качестве дополнительного обучающего инструмента — игрового. Этот инструмент может быть использован как в школе, так и дома, как индивидуально, так и для группы учеников .

На сайте еще одного названного выше ресурса читаем, что «еТреники — это онлайн-конструктор учебных тренажёров. Здесь, с помощью интернет-браузера, вы сможете конфигурировать небольшие веб-приложения — тренажёры. Каждый тренажёр получает на сайте уникальный код и доступен всем желающим. Вам остается только поделиться ссылкой» . В настоящее время можно создать пять типов тренажеров. Например, в таком типе тренажера, как «НЛО», задача ученика — удалить «неправильные» или «лишние» объекты из группы. При этом количество групп не ограничено.

Можно добавить ссылку на тренажер в свою интерактивную книгу, и дети прямо со страницы книги переходят на это задание.

Использование рассмотренных нами электронных образовательных ресурсов помогает учителю создать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивает интеллектуальные навыки обучающихся. Это позволяет детям учиться в интерактивной информационной среде, что соответствует требованиям современной образовательной практики. В этой среде можно не бояться сделать ошибку, потому что ее всегда можно исправить и еще раз потренировать свои навыки, в том числе информационные. Использование подобных информационных ресурсов позволяет учителю организовать не только индивидуальную, но и групповую работу учащихся, помогает найти интересные темы для проектной работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Наконец, использование именно доступных отечественных ресурсов соответствует требованиям информационной безопасности, позволяя учителю использовать проверенные и эффективные инструменты в современной информационной образовательной среде.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика