Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
С каждым годом возрастает степень потребности оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда.
По причинам, связанным с особенностями психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью, ограниченностью получаемых профессий после окончания школы и количеством работодателей, готовых принять на работу лиц с умственной отсталостью, особенно важно грамотно выстроить систему профессиональной ориентации для успешного профессионального становления выпускника [1, стр. 176-182].
Чаще всего под профориентацией подразумевается выявление склонностей и интересов обучающегося в той или иной профессиональной сфере, которую используют в качестве основы для выбора дальнейшей профессии.
Для лиц с умственной отсталостью необходим учет их возможностей, склонностей и умений, полученных в процессе общего образования, психофизических особенностей, требований современного рынка труда.
Таким образом, для успешного профессионального становления обучающегося с умственной отсталостью необходимо качественно изменить практику профориентационной работы.
Эта проблема послужила причиной создания «Модели профессионального становления обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», которая включила в себя комплекс ресурсного обеспечения и мероприятий, направленных на созданий условий для точечного выстраивания индивидуального профессионального маршрута обучающего, учитывающего его возможности, склонности, психофизические особенности, требования современного рынка труда.
Одним из принципов успешного профессионального становления обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является регулярная, систематическая, последовательная работа комиссии по профориентации, которая определяет и корректирует (по мере необходимости) индивидуальный профессиональный маршрут обучающегося.
Согласно Указу президента В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, одной из приоритетных национальных задач является обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» [2].
Поэтому неотъемлемой частью Модели является внедрение новых профилей технологии, обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология".
Инновационным продуктом ГБОУ школы № 657 Приморского района Санкт-Петербурга является Модель профессионального становления обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая включает в себя комплекс следующих методических разработок:
- - механизм реализации Модели профессионального становления обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- дизайн-проекты мастерских и кабинетов службы сопровождения;
- программа профориентации обучающихся;
- программы профилей трудового обучения с 5 по 12 класс;
- программы внеурочной деятельности;
- программы дополнительного образования;
- паспорт профессионального становления учащегося;
- образцы договоров сетевого взаимодействия;
- перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса;
- положение о комиссии по профориентации обучающихся;
- контакты профессиональных образовательных учреждений, реализующих адаптированные программы профессионального обучения.
"Модель профессионального становления обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" была внедрена в школе с 2019 года, в связи с этим для оценки эффективности продукта сравнивались два выпуска обучающихся 9 и 12 классов 2018 года (до применения Модели) и 2021 года (после 3-х лет применения Модели).
Эффективность инновационного продукта «Модель профессионального становления обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» подтверждалась статистически, в сравнении с традиционно используемой системой профориентации, по следующим критериям:
- количество выпускников, успешно продолживших дальнейшее обучение в профессиональных образовательных учреждениях;
- степень реалистичности профессиональных планов;
- степень согласованности (непротиворечивости) профессионального выбора;
- степень обученности в предметной области "Технология«.
По критерию «Количество выпускников, успешно продолживших дальнейшее обучение в профессиональных образовательных учреждениях» сравнивалось процентное соотношение выпускников 2018 и 2021 годов, поступивших в профессиональные образовательные учреждения. В 2018 году из 33 выпускников 9 и 12 классов продолжили обучение в профессиональных образовательных учреждениях 15 человек, а в 2021 году из 18 выпускников — 11 человек.
Таким образом, через три года реализации Модели процент выпускников, успешно продолживших дальнейшее обучение в профессиональных образовательных учреждениях, вырос на 16% (с 45% в 2018 году до 61% в 2021 году).
По критерию «Степень реалистичности профессиональных планов» на основе анкетирования выпускников 9 и 12 классов 2018 и 2021 годов оценивалось соответствие возможностей выпускника (уровень интеллектуального и физического развития, особенности мышления, личностные особенности, наличие профессионально важных качеств, отсутствие медицинских противопоказаний, возможность получения профессии и т.п.) требованиям будущей профессии в современных условиях рынка труда. Анкета направлена на субъективную оценку соответствия своих возможностей с требованиями к профессии. Результаты анкетирования были переведены в стэны. Количество стэнов соответствует степени реалистичности профессиональных планов, и чем выше показатель, тем более реалистично выпускник соотносит свои возможности и требования будущей профессии в современных условиях рынка труда.
Так, в 2018 году средний стэн составлял 5,75±1,66, а в 2021 — 7,37±1,41. Данные свидетельствуют о повышении степени реалистичности профессиональных планов после реализации Модели.
По критерию «Степень согласованности (непротиворечивости) профессионального выбора» сравнивалось процентное соотношение выпускников 2018 и 2021 годов, поступивших в профессиональные образовательные учреждения на обучение по профессии, соответствующей профилю трудового обучения в школе.
В 2018 году из 15 человек, поступивших в профессиональные образовательные учреждения, 8 продолжили обучение по профессии, соответствующей профилю трудового обучения в школе, а в 2021 году из 11 человек — 9.
Таким образом, через три года реализации Модели процент выпускников, поступивших в профессиональные образовательные учреждения на обучение по профессии, соответствующей профилю трудового обучения в школе, увеличился на 29% (с 53% в 2018 году до 82% в 2021 году).
По критерию «Степень обученности в предметной области «Технология» на основе данных АИСУ «Параграф» приложения «Анализ успеваемости» оценивалась степень обученности учеников (далее — СОУ) выпускников 9 и 12 классов 2018 и 2021 годов в предметной области «Технология» и по другим предметам по следующей формуле:
СОУ = (A*X + B*Y + C*Z) / N*P, где A — количествово отметок «5», B — количество отметок «4», C — количество отметок «3», X — константный коэффициент 1, Y — константный коэффициент 0,64, Z — константный коэффициент 0,36, N — кол-во учеников, P — кол-во предметов или профилей трудового обучения.
В 2018 году СОУ по предметной области «Технология» составила 73,09±6,02, а в 2021 — 86,31±9,47. В 2018 году СОУ по другим предметам составила 74,45±8,87, а в 2021 — 74,74±9,27.
Увеличение СОУ по предметной области «Технология» при относительном сохранении СОУ по другим предметам в 2018 и 2021 годах свидетельствует об эффективности применения «Модели профессионального становления обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Считаем, что эта Модель профессионального становления может быть применена для других категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья, разумеется, с учетом корректировки Модели в области образовательных программ, учебно-методического обеспечения и спектра профессиональных направлений (включая среднее и высшее образование), учитывая требования образовательных стандартов.
Список литературы
- Раева Е.В, Львов Д.В., Максимова Н.М. Профессиональное становление лиц с умственной отсталостью: актуальные проблемы и пути решения в условиях современного рынка труда // Преемственность в образовании. — 2021. — 30. — стр. 176-182.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07 мая.2018 г. № 204. — Текст : непосредственный // Российская газета. — 2018. — 08 мая.