Фестиваль как современный тренд создания условий для раннего профессионального самоопределения школьников


Рассмотрен вопрос создания условий для самоопределяющейся личности в УДОД (учреждении дополнительного образования детей) с привлечением социальных партнеров. В статье сделан акцент на пропедевтике профессионального самоопределения. Авторами определены возможности использования фестиваля и вариативной образовательной среды УДОД как фактора профессионального самоопределения детей средствами дополнительного образования (далее ДО). Рассматривается фестиваль как современный тренд создания условий для раннего профессионального самоопределения школьников.


Возрастающие потребности общества и государства в создании условий для самоопределяющейся личности в быстро меняющемся мире требуют серьезной работы над проблемой использования вариативной образовательной среды УДОД как фактора профессионального самоопределения детей средствами дополнительного образования. В 2023 году исполняется 105-лет системе дополнительного образования, которая изначально создавалась и развивалась как многомерная, полифункциональная структура, ориентированная на развитие творческих способностей и духовных потребностей учащихся. Дополнительное образование расширяет пространство самореализации личности, развивает ее познавательный интерес в различных областях, помогает овладевать различными способами деятельности, позволяет в процессе занятий самоопределиться, познакомиться с рядом специальностей, профессий, приобрести опыт социализации. Творческое начало, присущее внешкольной работе, привлекало школьников возможностью реализовать свою познавательную и социальную активность, потребность в свободном общении со сверстниками и людьми другого возраста, других профессий и увлечений.

Как отмечает Е.А. Ямбург, ребенок «являет собой веер траекторий развития, и никому не дано предугадать, какая встреча, какое взаимодействие со средой будет для него решающим» [5, с. 162]. Роль дополнительного образования детей особенно ярко выражена в Санкт-Петербурге, крупном культурном и научном центре.

Сегодня можно говорить о значительных достижениях в сфере дополнительного образования. Это касается самых разных аспектов. В области законодательной (на федеральном уровне) приняты важные документы, обосновывающие стратегию развития учреждений дополнительного образования детей. Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования. Нельзя не отметить тот факт, что на современном этапе все большее внимание начинают обращать на развитие системы дополнительного образования детей, она становится «полигоном» для апробации опережающих идей развития российского образования. Об этом мы читаем в утвержденной 31 марта 2022 года Концепции развития дополнительного образования до 2030 года [4]. Одна из задач развития дополнительного образования в этом документе сформулирована следующим образом: вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации.

Анализ преобразований, проводившихся в последнее десятилетие, говорит о том, что в нашей стране сложилась достаточно жизнестойкая система дополнительного образования как составная часть социума.

Активная интеграция основного и дополнительного образования в Пушкинском районе позволяет постоянно искать новые формы работы по названному направлению. Наше учреждение стало инициатором просветительского фестивального движения и долгосрочного проекта «Прикоснись к профессиям!» и предлагает обучающимся образовательных учреждений несколько фестивалей, ориентированных на различные целевые аудитории (дошкольники и школьники).

Коллективом авторов ДДТ «Павловский» были разработаны и апробированы инновационные методические материалы по созданию условий для раннего профессионального самоопределения детей и молодежи. Нам представляется важным раскрыть некоторые аспекты темы «Фестиваль как современный тренд создания условий для раннего профессионального самоопределения школьников» на примере фестивального движения ДДТ "Павловский«.

Термин «фестиваль» произошел от латинского слова «festivus» — веселый, праздничный, познавательный. Фестиваль отличается от других видов мероприятий масштабностью и общей целью, сочетанием традиций и инноваций, широтой состава участников, показом лучшего и оригинального опыта, использованием современных технологий, форм и методов [3].

Фестиваль мы рассматриваем как вариативный инновационный проект, который содержит целую серию мероприятий в рамках концепции по созданию условий для развития раннего профессионального самоопределения.

Цель наших фестивалей — предоставление участникам новых возможностей для развития социальной активности и творческой самореализации и создание условий для знакомства детей и молодежи с многообразием мира профессий.

Задачи фестивалей связаны с объединением участников в рамках единого образовательного проекта «Прикоснись к профессиям!», согласованием их взглядов на смыслы и ценности многообразного мира профессий, развитием интереса участников к раннему профессиональному самоопределению, то есть его пропедевтикой.

Наше учреждение является организатором открытых фестивалей, которые проходят на площадках вузов, музеев, садов и парков Санкт-Петербурга. Фестивальное движение ДДТ «Павловский» выросло из традиционных мероприятий наряду с реализацией инновационного проекта «Прикоснись к профессиям!» [2].

Предлагаем познакомиться поближе с этими мероприятиями.

Рассмотрим пример фестиваля знатоков природы «Листая зимние страницы» по творчеству Виталия Бианки. Перечислим профессии, которые дети примеряют, играя по станциям или выполняя домашние задания: натуралист, писатель, исследователь, эколог, фенолог, орнитолог. Традиционными стали ежегодные квесты и встречи в вузах, в музеях СПбГЛТУ «Лесных зверей и птиц», «Музее лесной энтомологии», «Музее леса», педагогическом музее СПбАППО, РГО, в музее Арктики и Антарктики и на базе других социальных партнеров.

Наше профориентационное просветительское фестивальное движение стало пространством самопрезентации и самоопределения, коммуникации и самооценки многих школьников. Несколько слов хочется сказать о профессиональных пробах, которые проходят школьники в рамках работы «Школьного лесничества». Сотрудничая с первым лесным вузом страны и с дирекцией ООПТ (особо охраняемых природных территорий), дети могут попробовать силы и примерить на себя ряд лесных профессий: лесовод, таксатор, дендролог, геоботаник и др. В главном здании СПбЛГУ (Лесотехнический университет) находится целый музейный комплекс. Участники фестиваля «Пристальный взгляд в природу» в рамках квеста посещают музей лесной энтомологии и музей зоологии позвоночных и охотоведения им. А. А. Силантьева.

Встречи со специалистами университета и сотрудниками музейного комплекса ЛТУ оставляют неизгладимое впечатление, о чем свидетельствуют отзывы детей и педагогов.

В рамках двух этапов фестиваля «Пристальный взгляд в природу» многие школьники выбирают тематические проекты, связанные с таксацией, мелиорацией, лесоводством, почвоведением, дешифровкой карт и лесоустройством. Общими усилиями создаются переносные экспозиции. Школьники учатся работать с высотомером, буссолью, мерной вилкой, другими приборами, пытаются создавать мини-питомники, выращивать сеянцы и саженцы, правильно собирать и хранить семена, проводят инвентаризацию насаждений, находят очаги заболеваний древесных пород, наносят их на карту. Их теоретические знания применяются на практике.

Во время фестиваля происходит интеграция действия и обучения, что дает возможность воспитанникам двигаться и перемещаться по вузу или музею. Школьники, участники фестивалей в процессе активного взаимодействия с представителями вузов, музеев выступают в следующих ролях:

  1. исследователи различных сфер;
  2. субъекты будущей профессиональной деятельности;
  3. проектировщики своей будущей профессиональной жизни.

Кроме того, мы рассматриваем фестиваль как одну из форм волонтерского движения. «Добрых дел много не бывает!» ? это девиз проекта «ULMUS PROTECTUS», молодежного движения «В защиту вязов!» Это создание и распространение информационно-просветительских материалов и медиа-ресурсов, помощь Комитету по природопользованию в инвентаризации насаждений вязов и поиске решений проблемы заболевания насаждений. Школьники встречаются со специалистами разных профессий: дендролог, фитопатолог, эколог, энтомолог, миколог и др.

Музей-заповедник «Павловск» начинает осенний сезон большим семейным эко-фестивалем «Павловская белка». Зверьки стали символами праздника не только из-за того, что в парке их можно встретить и покормить с рук в любой день и сезон, но во многом и потому, что сам праздник ? экологический. И наши экологические мастер-классы связаны с такими профессиями как эколог-экскурсовод, писатель-натуралист, фотограф, зоолог, териолог.

Организация мастер-классов, квестов, игр на городском экологическом фестивале «Павловская белка» в игровой форме дает возможность детям и родителям познакомиться с миром профессий, связанных с природой. Вот одна из игр «Экспедиция», в которой ребята из 50 профессий выбирают самые необходимые в той или иной экспедиции: «Секреты дендрограда», «Навигатор по ООПТ», "Живая латынь«.

Проект «Прикоснись к профессиям!» включает и Открытый фестиваль видеороликов «Мир профессий — TERRA INCOGNITA», который отличается широтой состава участников и многообразием номинаций: дошкольники (до 7 лет), начальная школа (7-10 лет), средняя школа (11-14 лет), старшая школа (15-17 лет).

Семь номинаций фестиваля позволяют представить видеоролик практически о любой профессии: «Мир природы — мир профессий», «Чем пахнут ремесла?», «Профессии прошлого», «Профессии настоящего», «Профессии будущего», «Династии», "Где родился — там и пригодился«.

Одним из результатов фестивального движения можно считать увеличение участников, социальных партнеров и форм взаимодействия. Каждый фестиваль расширяет потенциал социального партнерства с регионами. Второй год с нами активно взаимодействуют регионы России. Самым активным регионом можно назвать Республику Татарстан. Помогают ребятам в создании роликов о профессиях воспитатели, педагоги, родители, специалисты разных профессий. Список профессий, представленных в рамках фестиваля, очень разнообразен — их около 100: археолог, палеонтолог, ветеринар, геолог, учитель, воспитатель, полярник, библиотекарь, врач, артист, моряк, лесничий, художник и другие. Есть редкие профессии: энтомолог, орнитолог, фитопатолог, гляциолог, океанолог, герпетолог.

Этот проект дает возможность обучающимся узнать и «примерить на себя» множество профессий и специализаций, увидеть их особенности, представить профессии прошлого и будущего, познакомиться с профильными вузами и организациями города.

Отметим, что профориентационный проект «Прикоснись к профессиям!» включает следующие компоненты:

  1. апробированную модель профессионального самоопределения детей и подростков (7-17 лет) для образовательных учреждений основного и дополнительного образования, материалы методического сопровождения ряда районных и городских просветительских и профориентационных фестивалей («Листая зимние страницы», «Пристальный взгляд в природу», с вузом СПБГЛТУ, «Павловская белка» с ГМЗ "Павловск«);
  2. игры, квесты, квизы «Прикоснись к профессиям!», «Навигатор по профессиям» и др.;
  3. рекомендации и другие методические материалы.

Проект был успешно представлен на различных конкурсах инновационных продуктов, апробирован на образовательных форумах (ПМОФ 2019-2022), городских семинарах в СПбАППО («Лучшие методические разработки», 2018-2021), городских учебно-методических объединениях. Наши материалы вошли во всероссийский Реестр лучших профориентационных практик, а проект «Прикоснись к профессиям!» стал победителем Всероссийского конкурса лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности по профориентации «БиоТОП ПРОФИ». Опыт фестивального движения нашего учреждения подтверждает, что фестиваль ? это современный тренд создания условий для раннего профессионального самоопределения школьников и даже дошкольников.

Еще несколько слов скажем о нашем новом профориентационном проекте на базе Музея Арктики и Антарктики совместно с Русским географическим обществом. Для младших школьников это проект «Папанинцы и их профессии», а для более старших школьников — «Юлий Шокальский и мир его профессий». Мы видим перспективы развития нашего проекта и фестивального движения.

Проект «Прикоснись к профессиям!» представлен в формате, готовом к последующему распространению в образовательной системе. Методические материалы универсальны и могут быть использованы для организации фестивалей и других вариативных профориентационных мероприятий в рамках образовательного процесса по различным направленностям учителями, методистами, школьниками и их родителями.

Сегодня особенно требуют углубленных исследований вопросы о роли дополнительного образования детей и условий образовательной среды как фактора профессионального самоопределения воспитанников, что позволит дать научно обоснованные рекомендации по использованию возможностей дополнительного образования педагогам-практикам. Поэтому актуальным является изучение взаимосвязи профориентационных фестивалей с ранним профессиональным самоопределением воспитанников. Научные знания по этой теме постоянно обновляются и нуждаются в адаптации к практике учреждения дополнительного образования [1, с. 16], что позволит дать научно обоснованные рекомендации по использованию возможностей дополнительного образования педагогам-практикам. Поэтому актуальным является поиск новых мероприятий, нацеленных на профессиональное самоопределение воспитанников.

Проделанный обзор позволяет понять сложность проблемы профессионального самоопределения и многообразие системообразующих начал в определении направлений поддержки и помощи в профессиональном самоопределении учащихся. Педагогическая организация профессионального самоопределения в УДОД строится с учетом влияния на него социума. Формирование образовательной среды УДОД организуется с учетом двух групп партнеров на локальном уровне района и города: 1) партнеры в системе образования (сетевое взаимодействие); 2) социальные партнеры (межсетевое партнерство).

Огромное значение в этом играет использование богатейшего потенциала сотрудничества с вузами и музеями. Под социальным партнерством учреждений дополнительного образования детей с вузами и музеями мы понимаем их творческое сотрудничество, взаимодействие в сфере образования.

Социальное партнерство направлено на две взаимосвязанные цели:

  1. цель музеев и вузов — популяризация своего направления и образовательной среды среди детей и молодежи, помощь им в самоопределении;
  2. цель УДОД — использование научного, образовательного и творческого потенциала вузов и музеев, использование музейных экспозиций, различных форм социально-культурной деятельности для формирования различных компетенций учащихся УДОД.

Диагностический инструментарий фестивального движения — это анкетирование и опросы участников фестивалей (детей, родителей, педагогов).

Подводя итог, можно сделать вывод, что одной из наиболее привлекательных современных форм профориентационной работы является фестиваль. Положительные отзывы коллег, детей и родителей показывают востребованность этой деятельности и подтверждают важность пропедевтического этапа (7-12 лет). Огромное значение в этом играет использование богатейшего потенциала сотрудничества с вузами и музеями.

Фестивали с элементами профориентации призваны содействовать развитию и укреплению социального партнерства (дополнительного, дошкольного, школьного образования, вузов, музеев) и семьи, формированию гибких навыков Soft skills. Эта форма стала популярной и будет развиваться в Пушкинском районе и в городе.

Для практической реализации профессионального самоопределения важное значение имеет разработка практических моделей с учетом различных форм партнерства общеобразовательных учреждений с вузами, музеями, производством и т.д. Процессу становления профессионального амоопределения воспитанников способствует организованная определенным образом образовательная среда УДОД, отвечающая условиям вариативности и многообразия.

Это является доминирующими факторами влияния на процесс профессионального самоопределения воспитанников УДОД. И фестиваль как одна из форм вариативной профориентационной работы дает много возможностей для выбора.

Использование социального партнерства и сетевого взаимодействия, создание различных моделей, включающих все большее разнообразие субъектов — очень важная задача, которая стоит перед педагогами. И можно рассматривать фестиваль как современный тренд создания условий для раннего профессионального самоопределения школьников. Дети своим активным участием подтверждают эффективность и привлекательность фестиваля как формы профориентационной работы.

В заключение отметим, что осознанное самоопределение воспитанников — это серьезный шаг к эффективному образованию и устойчивому развитию.

Список литературы:

  1. Гавриленкова И. Профориентация — глобальная проблема человека нового тысячелетия / Ирина Гавриленкова. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019.
  2. Зимарева Н.А. Дополнительное образование: от традиционного к инновационному. // Сборник по итогам конференции (ГДТЮ). — Пермь, 2018. — С. 90-95.
  3. Инновационные ресурсы развития дополнительного образования//Cборник материалов открытых научно-практических конференций, СПб — 2016.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
  5. Ямбург Е.А. Искусство просвещать. Практическая культурология для педагогов и родителей. М.: — 2020
  6. List of literature:
  7. Gavrilenkova I. Career guidance — a global human problem of the new millennium / Irina Gavrilenkova. — M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019.
  8. Zimareva N.A. Additional education: from traditional to innovative. // Collection on the results of the conference (GDTY). — Perm, 2018. — pp. 90-95.
  9. Innovative resources for the development of additional education//Collection of materials of open scientific and practical conferences, St. Petersburg — 2016.
  10. Decree of the Government of the Russian Federation of 31.03.2022 N 678—r (together with the "Concept of the development of additional education for children until 2030").
  11. Yamburg E.A. The art of enlightenment. Practical cultural studies for teachers and parents. M.: — 2020

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика