Методы организации дистанционного формата электронного обучения


В статье освещается проблема организации дистанционного формата электронного обучения в современном образовании. Обоснована актуальность подхода, рассмотрены преимущества и недостатки. Проанализирован опыт внедрения этого формата обучения в творческих коллективах технической направленности в дополнительном образовании.


Технологический прогресс и развитие информационных технологий открывают новые горизонты для общения и обмена информацией. Интернет-технологии объединяют людей по всему миру, обеспечивая комфортные условия для созидания и творчества. В статье описывается практика работы в творческих коллективах технической направленности с применением дистанционного формата электронного обучения в дополнительном образовании.

Изучение опыта интеграции дистанционного формата электронного образования в учреждениях дополнительного образования свидетельствует, что образование может быть эффективным и интересным, однако имеется ряд проблем, требующих решения. В процессе подготовки образовательных материалов мы сталкивались со стереотипами, касающихся скептического настроя по отношению к дистанционному обучению. Действительно, эта форма работы уникальна и требует особого подхода.

Изучая опыт коллег в учреждениях дополнительного образования, мы выделили следующие плюсы использования дистанционных технологий:

  1. гибкие временные и пространственные рамки освоения материала;
  2. возможность проводить онлайн-занятия для большего количества учащихся;
  3. свободный и постоянный доступ к справочным материалам, возможность оперативного обращения к ним;
  4. возможность компьютерной визуализации материала, достигаемая за счет современных программных средств текстовой, графической, звуковой информации.

Однако также мы столкнулись с рядом недостатков, требующих решения. К ним можно отнести следующие:

  1. ограниченные возможности технологического оснащения;
  2. большие временные затраты на подготовку обучающих материалов педагогом;
  3. отсутствие полноценного общения учащихся с педагогом и друг с другом, недостаточность обратной связи;
  4. отсутствие мотивации и самодисциплины учащихся.

Для решения вышеперечисленных проблем и обеспечения результативности дистанционного обучения для достижения обучающих, развивающих и воспитательных задач на занятиях с использованием форм электронного обучения в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДООП) «Разработка компьютерных игр» использовался комплексный подход, активно применяемый в проектной деятельности, основанный на жизненных циклах. Эта модель применяется в проектной деятельности для организации многократного исполнения набора инструкций. Любой цикл характеризуется завершенностью и повторяемостью взаимосвязанных этапов на определенном промежутке времени. Можно выделить общий цикл и его этапы, подразумевающие выполнение малых циклов.

Общий цикл подразумевает развитие обучающегося через поэтапное освоение навыков разработки и программирования. Этапы представляют собой проекты, расположенные в порядке нарастающей сложности. Созданная педагогическая виртуальная среда формирует созидательный образовательный процесс, в котором наравне с нравственными устоями формируются коммуникационные способности.

Малые циклы — это этапы разработки проекта. Они имеют общую структуру, но различаются по содержанию. Малый цикл включает в себя развитие предметных навыков, решение поставленных задач и развитие аналитических способностей. Инструментом достижения развивающих задач являются специально подготовленные и отснятые видеозанятия.

Для достижения обучающих задач используются защищенные виртуальные классы на бесплатной платформе Discord, которая предлагает следующие возможности:

  1. текстовые каналы для организации занятий, семинаров и домашних заданий, чтобы учащиеся могли вместе работать над задачами по началам математического анализа;
  2. голосовые каналы для личных бесед, групповых обсуждений, консультаций и онлайн конференций;
  3. учебную среду для проведения занятий в режиме реального времени, на которых одновременно могут присутствовать до 50 человек.

Онлайн-конференции, помимо возможности получить углубленные знания по дисциплине, позволяют обучающимся активно взаимодействовать с педагогом.

Достижение развивающих задач, поставленных ДООП, осуществляется через развитие творческих способностей и алгоритмического мышления обучающихся и требует особого подхода, поэтому видеозанятие имеет трехступенчатую структуру.

Темы видеозанятий совпадают с календарно-тематическим планом и публикуются согласно расписанию. Также производится контроль прохождения и качества освоения опубликованных материалов. Как показывает практика, на ознакомление и выполнение задания из видеозанятия учащемуся в среднем требуется 2 академических часа.

  1. Теоретическое введение.Первый этап представляет собой беседу, где обучающиеся получают необходимую теоретическую информацию. Видеоряд представляет собой демонстрацию работы с программным обеспечением и графическую визуализацию абстрактных понятий (например, цикл, класс или переменная), сопровождаемые комментариями педагога.
  2. Постановка задачи.После теоретического введения педагог формулирует задачу и подает сигнал о приостановке видео для самостоятельной работы обучающихся над поставленной задачей. Как показала практика, на основе исходных данных обучающиеся находили самые разные алгоритмы решения, после чего выбирался самый емкий и разумный из заявленных.
  3. Практическая часть.

Педагог пошагово демонстрирует алгоритм верного решения поставленной задачи. Обучающиеся сравнивают свои решения или находят ошибки, из-за которых не получалось реализовать код самостоятельно.

Большое значение для достижения комплекса задач и развития предметных и метапредметных компетенций является инициирование и поддержка проектной деятельности учащихся. В нашем случае обучающиеся сформировали коллективы, разрабатывающие и реализующие индивидуальные проекты. Под контролем педагога учащиеся имеют возможность проверить качество собственного продукта на коммерческих платформах. Таким образом, учащиеся знакомятся с азами финансовой грамотности и экономической теорией, воспитывается здоровое отношение к предпринимательской деятельности и работе в коллективе.

На протяжении всего периода обучения учащимся оказывается консультационная поддержка, инициируемая как ребенком, так и педагогом по мере необходимости, заключающаяся в получении индивидуальной оценки работы и рекомендаций, решении возможных технических проблем.

В рамках межличностного взаимодействия обучающихся в процессе обсуждения нюансов и возможных решений поставленных задач появляется соревновательный аспект, который пробуждает живой интерес к освоению дисциплины. К числу мотивирующих факторов также можно отнести участие в соревнованиях по разработке игр и киберспорту.

Исходя из собственного опыта, успех зависит от сочетания компетенций педагога. Процесс обучения делают структурированным, интересным и увлекательным не только хорошее знание и нестандартное применение совокупности дидактических принципов, методов, педагогических технологий и приемов, но и грамотная модерация и организация сервера, поддержка инициативы учащихся и постановка интересных задач.

Кроме того, нами замечена положительная тенденция внедрения элементов наставничества. Выпускники и старшие ребята активно консультируют новичков по ряду вопросов. Внедрение элементов целевой модели наставничества, начатое в 2020 году, влечет за собой измеримое улучшение личных показателей обучающихся, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций, а также улучшение психологического климата среди обучающихся на образовательном сервере. Созданные нами условия благоприятны для максимально полного раскрытия потенциала личности, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях изменчивости, а также для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.

Таким образом, мы подошли к решению основных выделяемых специалистами проблем в дистанционном формате электронного обучения и увидели возможности их решения в организации образовательного процесса по системе проектной деятельности, построенной на жизненных циклах проекта. Несомненно, временные затраты на подготовку обучающих материалов педагогом максимальны на начальных этапах реализации дистанционного обучения. В дальнейшем же на обновление и усовершенствование материала будет уходить меньше времени.

Дистанционный формат электронного обучения обладает большими перспективами развития в будущем. Мы считаем, что наш опыт может стать основой для долгосрочных позитивных преобразований в системе дополнительного образования.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика