Учебно-методический комплекс «Живая медиация» как средство гармонизации воспитательных влияний на обучающихся


Гимназия № 505 Санкт-Петербурга многие годы ведет инновационную и научно-методическую работу в области школьной медиации, раскрытия ее воспитательного потенциала, включения школьной медиации в систему воспитательной работы общеобразовательной организации, разработки приемов и методов обучения школьников основам медиации конфликтов. С 2022 года эта деятельность ведется в статусе экспериментальной площадки Санкт-Петербурга.


Об УМК и его составе

Учебно-методический комплекс «Живая медиация» состоит из тетради для учащихся и методического пособия для педагогов:

Лебедева К.А., Деркач А.М., Шестакова Н.М. Живая медиация. 6-11 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных организаций. СПб.: ЛЕМА, 2020. 34 с.: ил. (ISBN 978-5-00105-583-9)

Живая медиация. Методическое пособие для педагогов общеобразовательных организаций / Лебедева К.А., Деркач А.М., Шестакова Н.М., Гуцалова М.В., Таболина О.А.; Под ред. канд. пед. наук А.М. Деркача. СПб.: ЛЕМА, 2021. 36 с.: ил. (ISBN 978-5-00105-673-7)

Комплекс создавался авторским коллективом в течение трех лет. Содержательным ядром учебно-методического комплекса является тетрадь для учащихся. Она создана и апробирована в 2019-2020 гг. в результате деятельности гимназии № 505 как центра инновационного педагогического поиска Красносельского района Санкт-Петербурга.

В 2022-2023 учебном году тетрадь для учащихся «Живая медиация» используется для обучения школьников основам медиации конфликтов как минимум в трех общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга.

Рабочая тетрадь включает 45 разнообразных по тематике и уровню сложности заданий, в том числе 20 учебных кейсов. В методическое пособие, помимо общих рекомендаций и указаний, включены пояснения к каждому из заданий тетради, а для кейсов приводится один из вариантов рассуждений и аргументации ответов.

Учебно-методический комплекс «Живая медиация» выпущен петербургским издательством «ЛЕМА» — тетрадь выпущена в 2020 году, методическое пособие для педагогов в 2021 году. Отметим, что тетрадь «Живая медиация», полиграфическое оформление которой отвечает всем гигиеническим требованиям к учебным пособиям для основной школы, доступна в печатном виде во всех крупных библиотеках Российской Федерации. Методическое пособие было выпущено в современном формате электронного издания — как показывает наш опыт, это является более удобным для педагогов. Электронное издание позволяет педагогу быстро составить план или конспект занятия путем копирования отдельных фрагментов пояснений к заданиям, приведенных в методическом пособии.

Учебно-методический комплекс размещен в свободном доступе и доступен на сайте ГБОУ гимназии № 505 Санкт-Петербурга по адресу: https://гимназия505.рф/инновационные-продукты-гимназии/.

Методология и подходы к построению УМК

В основу рабочей тетради для учащихся «Живая медиация» положены общие идеи системно-деятельностного подхода: использование тетради предполагает самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, направленную на достижение в первую очередь личностных и метапредметных результатов обучения.

Учебно-методический комплекс направлен на реализацию целей и задач Программы воспитания, отдельных ее модулей («Курсы внеурочной деятельности», «Самоуправление» и других).

В основу комплекса положена авторская педагогическая технология «Живая медиация» [2]. Она предполагает постоянную деятельность школьной службы медиации и «группы равных» (медиаторов-ровесников) вне зависимости от наличия или отсутствия конфликтов в образовательной организации. Эта просветительская и профилактическая работа осуществляется в отношении всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей).

Именно поэтому в отличие от подавляющего большинства пособий по основам медиации конфликтов, адресованных школьникам, рабочая тетрадь «Живая медиация» не предполагает, что все учащиеся мотивированы на работу в составе школьной службы медиации («группа равных», медиаторы-ровесники). Напротив, мы считаем, что все учащиеся, независимо от их интереса к предметам социогуманитарного цикла, должны иметь общие представления о конфликтах и стратегиях поведения в конфликте (компромисс, сотрудничество, соперничество, приспособление, избегание), о медиации и ее основополагающих принципах (добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, нейтралитет). Углубленное изучение этих вопросов, освоение коммуникативных техник, профессиональная проба в составе школьной службы медиации и наставничество в формате «равный равному» возможны в дальнейшем при интересе и планах построения дальнейшей образовательной траектории (с получением образования по соответствующему направлению подготовки в системе среднего или высшего профессионального образования).

Наш опыт работы и результаты апробации УМК показывают, что обучение основам медиации конфликтов может является одним из направлений гармонизации воспитательных влияний в системе педагог-обучающийся, родители-обучающийся.

Под гармонизацией воспитательных влияний мы понимаем согласованные действия педагогов и родителей в отношении подростков по достижению личностных качеств (ФГОС ООО и СОО, портрет выпускника). В гимназии № 505 курс внеурочной деятельности «Школа медиатора» с использованием УМК «Живая медиация» реализуется классными руководителями. Несмотря на различие в общих подходах педагогов к работе с классными коллективами, различие стилей их педагогической работы, особом укладе каждого классного коллектива, складываются единые требования к учащимся.

Для гармонизации воспитательных влияний важна информированность учащихся о существовании школьной службы медиации и возможности в нее обратиться в случае возникновения различного рода конфликтных ситуаций, недопониманий, предпосылок к развитию или повторению конфликтов. Данное положение хорошо согласуется с работами А.Ю. Коновалова, отмечающего, что воспитательный эффект, возникающий из анализа конфликтной ситуации и ее предупреждения в будущем, для подростка выше, чем эффект от разрешения конкретного конфликта [1, с. 19-20].

Для реализации механизма гармонизации воспитательных влияний на обучающихся основная часть заданий рабочей тетради посвящена анализу различных ситуаций субъект-субъектного взаимодействия. В тетрадь для учащихся включены учебные кейсы, задания на развитие метапредметных умений, профориентационные задания. Учебные кейсы предназначены для обсуждения описанных в них ситуаций, учет мнения каждого из учащихся при выработке консолидированного ответа (или ответов). К числу преимуществ тетради также следует отнести личностно-ориентированный текст тетради и заданий (к учащемуся авторы обращаются на «ты»), наличие инструментария для самостоятельной рефлексии учащимися собственных достижений. В тетради впервые в практике создания пособий для школьников по основам медиации конфликтов применены иллюстрации в стиле комиксов и манги.

Использование УМК и работа с учебными кейсами

Комплекс предназначен для организации обучения школьников основам медиации конфликтов. Это может осуществляться, в том числе, в рамках курса внеурочной деятельности, а также классных часов и различных профилактических мероприятий. Также комплекс может быть использован для поддержки деятельности школьной службы медиации, формирования и поддержки «группы равных» (медиаторов-ровесников) из числа подростков, прошедших обучение. Комплекс предусматривает возможность работы с разновозрастными группами обучающихся (6-11 класс), что отвечает реалиям деятельности школьных служб медиации в Санкт-Петербурге. Методическое пособие содержит рекомендации, как организовать работу с подростками разного возраста для включения их в продуктивную деятельность.

Учебно-методический комплекс может использоваться для решения широкого спектра дидактических и воспитательных задач. Методическое пособие позволяет педагогу самостоятельно сконструировать занятие, организовать работу учащихся в группах, используя рекомендации и кейс-карты. Этому способствует и то, что в тетради применена сквозная нумерация заданий.

Инновационные приемы, использованные при создании пособия, а также относительная новизна тематики УМК не являются препятствием для использования его в практике педагогов, классных руководителей, даже начинающих. Внедрение учебно-методического комплекса предусматривает три известных и понятных технологических шага: 1) ознакомление с материалами; 2) проектирование цикла занятий или конструирование занятия с учетом возраста обучающихся; 3) проведение занятия и рефлексию.

Отдельно остановимся на деятельности педагога при организации работы учащихся с учебными кейсами при проведении занятия (шаг 3). Основной принцип работы с кейсом — обсуждение важнее, чем найденное решение. Предварительно педагог должен подготовить кейс-карту — один из вариантов рассуждений. Такие варианты приведены в методическом пособии. Это необходимо, так как педагог участвует в работе с кейсом либо в роли тьютора (организатора), либо как полноправный участник обсуждения.

Кратко рассмотрим пять этапов работы с учебными кейсами.

На первом этапе происходит предъявление учебного кейса и ознакомление учащихся с ним. Педагог следит за рассадкой учащихся, чтобы она была удобна для последующей работы. На втором этапе работы с кейсом производится анализ ситуации, описанной в задании, и выявление проблемы. Педагог следит, чтобы анализ ситуации не подменялся поиском одного-единственного варианта решения, так как обсуждения при этом не получится. На третьем этапе происходит обсуждение: каждый из учащихся высказывает свои соображения, ориентируясь на вопросы, приложенные к каждому из кейсов. Педагог старается создать доверительную обстановку в группе учащихся, управляет обсуждением. Он же на четвертом этапе помогает зафиксировать промежуточные версии и варианты ответов. Наш опыт показывает, что помощь в обсуждении и фиксации ответов обязательна при работе с учащимися 6-8 классов, еще не обладающими обширным жизненным опытом и развитыми коммуникативными навыками. Также педагог следит за тем, чтобы обсуждение укладывать в отведенные рамки времени. На заключительном, пятом этапе, педагог помогает сформулировать консолидированное решение и организует рефлексию. Наш опыт показывает, что учебные кейсы рациональнее использовать на завершающих этапах занятия: рефлексия деятельности в ходе работы с кейсом часто может быть расширена до рефлексии занятия в целом.

Заключение

УМК «Живая медиация» и задания тетради прошли апробацию при организации занятий по обучению основам медиации конфликтов в дистанционном формате и в сетевой форме (на основе соглашения с ГБОУ СОШ № 290 Красносельского района Санкт-Петербурга). Результаты этой апробации нашли отражения в методическом пособии.

Авторами накоплен значительный опыт методической поддержки педагогов, заинтересованных в использовании учебно-методического комплекса и учебных кейсов по школьной медиации, в форме организации стажировочных площадок.

Опыт гимназии № 505 и положения авторской педагогической технологии «Живая медиация» нашли отражение в пособии и курсе, созданном и с успехом применяемом в другом регионе нашей страны — Алтайском крае [3]. Это говорит о ценности идей гармонизации воспитательных влияний средствами медиации, разрабатываемых в Санкт-Петербурге.

Список литературы

  1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. редакцией Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.
  2. Лебедева К.А., Деркач А.М. Психолого-педагогическая технология развития конфликтологической компетентности участников образовательного процесса «Живая медиация» // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2019. № 4. С. 79-88.
  3. Юный медиатор: методические рекомендации к курсу внеурочной деятельности / сост. К.А. Беляева, Е.Н. Дронова, А.В. Тимофеева; под ред. Е.Н. Дроновой. Барнаул: 2019. 63 с.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика