Комплексное сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в практике инклюзивной школы: от замысла до результата


Решение современных задач образования является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано, прежде всего, с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. Согласно закону «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», каждый ребенок вне зависимости от состояния здоровья имеет право на получение качественных образовательных услуг.


Решение современных задач образования является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано, прежде всего, с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. Согласно закону «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», каждый ребенок вне зависимости от состояния здоровья имеет право на получение качественных образовательных услуг.

Инклюзивное образование получило нормативные основания в России относительно недавно и лишь сейчас становится реальной практикой, получающей практическое применение. В современной литературе, посвященной образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), термин «инклюзия» стал вытеснять ранее употребляемое понятие «интеграция» и в определенной мере противопоставляться ему, претендуя на более точное выражение изменившегося понимания реализации прав людей с ОВЗ. Актуальность таких изменений обусловлена принятием и применением международной практики в нашей стране, а также закреплением законодательного статуса за инклюзивным образованием. Это связано с принятием Россией в 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов. Двадцать четвертая статья данной конвенции возлагает на государства-участников обязанность обеспечивать для людей с инвалидностью «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». В связи с этим все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка именно в контексте реализации инклюзивной практики.

Никаких доминант в выстраивании модели отношений между участниками образовательного процесса нет. Администрация, педагоги, обучающиеся с ОВЗ или без ОВЗ, родители детей с ОВЗ или без ОВЗ, социальные партнеры — одно целое, каждый имеет свои права и обязанности, которые регулируются договорными отношениями. Дети с расстройством аутистического спектра (далее — РАС) зачислены в общеобразовательные классы, поэтому мы говорим о едином образовательном процессе школы. На этом этапе, бесспорно, важны и мероприятия по созданию условий обучения для детей с РАС, необходима нормативная база, психолого-педагогическое сопровождение, где важную роль играют учителя-дефектологи, тьюторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог. Обязательно сопровождение не отдельно взятого обучающегося, а рассмотрение его индивидуальных особенностей и успехов в системе взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

Комплексное сопровождение в образовательной организации (далее — ОО) можно определить, как систему профессиональной деятельности команды специалистов, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Такой комплексный подход необходимо применять и в контексте инклюзивной практики.

В последние годы многие специалисты стремилисьч соединить в единое целое подходы диагностики и коррекции, желая полуить «работающую схему» взаимодействия и сопровождения, позволяющую облегчить каждому ребенку с РАС вхождение в систематическое инклюзивное образование не только через учебную деятельность, но и через включение его в коммуникативную, проектную, конкурсную деятельность, сделав образовательный процесс наиболее творческим, гибким и продуктивным.

Одним из этапов достижения данной цели является подготовка специалистов и обмен опытом между различными организациями, занимающимися вопросами инклюзивного образования.

В 2019-2022 годах на базе ГБОУ СОШ № 232 реализовывалась программа ресурсного центра общего образования по теме: «Комплексное сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в инклюзивной школе». Целью реализации программы являлось развитие профессиональных компетенций специалистов, работающих с обучающимися с РАС в инклюзивной школе. За три года работы было набрано несколько групп слушателей из разных регионов России, с которыми проводились очные и дистанционные занятия. Также велась научная работа в данных направлениях, было написано несколько статей и опубликовано три пособия с методическими рекомендациями. Итогом реализации программы ресурсного центра стал продукт «Инклюзивная мозаика — для педагогов, детей и их родителей. Практика комплексного сопровождения обучающихся с РАС в инклюзивной школе». Данный инновационный продукт можно отнести к категории «Учебно-методический комплекс» (далее — УМК), поскольку он включает в себя совокупность учебных и методических материалов, способствующих достижению единой образовательной и управленческой цели по созданию комплексного сопровождения обучающихся с РАС в пространстве инклюзивной школы.

Данный УМК адресован специалистам образовательных организаций, в которых в настоящее время уже функционируют ресурсные классы или только планируется их открытие. Материал УМК будет полезен представителям администрации школ, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, тьюторам и учителям регулярных классов. Помимо специалистов школ инновационный продукт будет востребован студентами педагогических ВУЗов и родительским сообществом, активно участвующим и инициирующим открытие ресурсных классов в городе.

"Инклюзивная мозаика" представляет собой сборник интерактивных материалов, который отражает комплексное сопровождение обучающихся в инклюзивной школе и продуктивное взаимодействия всех участников образовательного процесса. В нём рассматриваются практические формы включения детей с разными стартовыми возможностями в образовательный процесс с позиций того, что различия между детьми — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. В него включены следующие блоки:

Основу блока «Специалистам» составляет краткий курс видеолекций с презентациями «Введение в инклюзию. „Ресурсный класс“ от А до Я», который поможет специалистам ответить на вопросы, возникающие на разных этапах организации работы ресурсного класса в инклюзивном пространстве школы. Также в данный блок входят методические рекомендации и методические разработки.

"Методические рекомендации" содержат введение и полезные статьи, которые относятся к организации учебного сотрудничества в инклюзивной среде.

"Методические разработки" включают в себя разнообразные практикоориентированные формы работы с обучающимися с РАС, которые применяются в пространстве инклюзивной школы — сценарии инклюзивных спектаклей, методические рекомендации к проведению «Уроков Доброты» и конспекты к ним.

В блоке «Детям» собраны материалы для отработки навыков ориентировки во времени и пространстве, а также практический материал для занятий "Утренний круг«.

Блок «Родителям» представляет собой диагностический материал для родителей обучающихся регулярных классов и анкету на выявление удовлетворённости родителей ресурсного класса уровнем взаимодействия со специалистами и выбранной формой организации процесса обучения. Также здесь представлен проект «Видеоуроки для родителей», который позволяет получить полное представление о деятельности своего ребёнка в школе.

Оценка инклюзивного процесса в образовательной организации проводится с опорой на деятельностный, партиципативный и правозащитный подходы, предполагающие активную вовлеченность всех субъектных групп (администрация ОО, педагоги, специалисты сопровождения, родители, обучающиеся, местное сообщество) в совместную деятельность при оценке и создании условий для доступного качественного образования всех без исключения обучающихся.

Основываясь на вышеуказанные подходы, в основу формирования «Инклюзивной мозаики» легли следующие индикаторы оценки эффективности инклюзивного пространства:

  1. обеспечение высоких ожиданий от всех обучающихся;
  2. минимизация дискомфорта для каждого члена инклюзивной группы;
  3. формирование чувства принадлежности к школьному коллективу и реальное участие в жизни школы;
  4. активное использование альтернативных/дополнительных средств коммуникации и их качественная адаптация под возможности обучающихся;
  5. формирование доступной учебной среды и методов обучения;
  6. партнерство семьи и школы по вопросам инклюзии;
  7. командный подход к разрешению проблемных ситуаций;
  8. опора на систему планирования и подготовку обучающихся к инклюзивной модели жизнедеятельности во взрослом возрасте;
  9. формирование у обучающихся самоопределения личности;
  10. внедрение системы действий по улучшению школьной среды;
  11. постоянство профессионального развития педагогического персонала.

Именно такой комплексный подход позволяет обеспечить позитивные изменения в динамике инклюзивного процесса в ОО на различных уровнях за счет вовлечения всех субъектных групп.

Технология внедрения продукта состоит в организации непрерывного, комплексного цикла, включающего следующие этапы.

I этап — подготовительный. Он предполагает запрос от родителей об открытии ресурсного класса, о создании особой формы работы для особого ребенка в формате инклюзивного образования.

II этап. Включает в себя организационные мероприятия, которые будут воплощены в срок от 1 месяца до 1 года. Получив запрос от родителей в виде заключения ПМПК, необходимо согласовать с Учредителем вопросы финансирования, возможности обеспечения материально-технической базы. Параллельно руководитель уже может формировать учебный план, согласовывать штатное расписание, составлять тарификационный список.

III этап — реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Обучающиеся приходят на 11 лет, но имея свои собственные истории, их обучение может иметь разную продолжительность. На данном этапе реализуется не только учебный компонент, но и происходит постепенная социализация, переход к «теневому сопровождению» и полной самостоятельности обучающихся с РАС через реализацию совместных проектов, общие праздники, специалистов, помещения, сотрудников — все это и есть единая образовательная среда.

Динамическая схема диссеминации инновационного продукта выглядит следующим образом: приходит запрос от школы, где планируется организовать ресурсный класс; проводится предварительная консультация и по ее результатам происходит отбор необходимого материала; слушатели заполняют анкеты обратной связи, по которым мы можем судить о пользе предоставляемых материалов.

Предлагаемый к использованию продукт отличается доступностью и интерактивностью, в отличие от аналогов, которые представляют собой печатные методические рекомендации.

азвитие инклюзивного процесса в организации — непростой путь изменений, принятия управленческих решений, трансформации отношений между участниками образовательных отношений, постоянного педагогического творческого поиска. Как и любой системный процесс, инклюзия приходит не только через понимание идеи, чаще всего это большой профессиональный труд всего коллектива школы. Данная статья ориентирована на то, чтобы помочь образовательной организации найти свои организационные формы конструктивного взаимодействия и через системную и комплексную оценку с привлечением родителей и обучающихся выстроить основные задачи развития инклюзивного процесса в школе.

Список литературы

  1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. — М. 2012. — иллюстр.
  2. Демьянчук Л.Н., Кондратьева С.Ю. Комплексное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений
  3. Оценка инклюзивного процесса в образовательной организации: методическое пособие / под ред. С.В. Алехиной, Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2022. ? 77 с
  4. Прокофьева Н.А. Организация и управление инклюзивным образованием в школе / Академический вестник, СПб, выпуск 2 (48), 2020.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика