Современный образовательный онлайн-сервис: использовать нельзя игнорировать


Цифровая трансформация образования сопровождается расширением количества образовательных онлайн-сервисов. Онлайн-платформы предлагают учителю цифровой контент, а также разнообразный функционал. Педагогу бывает сложно разобраться в обилии предлагаемых материалов. В статье рассмотрены основные задачи, которые учитель может решить с помощью образовательных онлайн-платформ. Выделены критерии качественных сервисов, а также представлен чек-лист для их отбора в работе педагога.


Цифровая трансформация общества приводит к изменению системы образования. Современный педагог обладает высоким уровнем информационной культуры, активно использует цифровые технологии и электронные образовательные ресурсы.

Одним из инструментов организации обучения в школе являются образовательные онлайн-сервисы (платформы). С помощью таких платформ учитель может подобрать электронные образовательные ресурсы к уроку, в качестве домашнего задания или для подготовки к экзамену, олимпиаде. Можно также назначать и проверять работы, анализировать результаты, передавать отметки в электронный журнал и многое другое.

Рынок цифрового образовательного контента расширяется. На что обращать внимание при подборе онлайн-сервиса для работы? Рассмотрим конкретные задачи, которые ставит перед собой учитель, обращаясь к образовательным сервисам. Разберем критерии подбора на примере онлайн-сервиса «Облако знаний», материалы которого включены в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов [2].

Задача № 1: найти качественные материалы для урока

Интернет хранит бесчисленное множество ЭОР к каждой теме урока. Как убедиться, что материал качественный и безопасный?

Решение: обращаться к верифицированному контенту.

Верификация – процедура оценки качества ЭОР, проводимая государством. Экспертиза осуществляется на основе Приказа министерства просвещения РФ [1]. Контент должен соответствовать ФГОС и ФООП, а также требованиям информационной и психолого-педагогической безопасности. Одобренные материалы включаются в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов [1]. Учитель может проверить информацию о верификации непосредственно в перечне. Кроме того, онлайн-сервисы, контент которых допущен к использованию в школах, охотно публикуют сведения об этом (пример представлен на рис. 1).


Рис. 1. Приказ о включении в ФП ЭОР опубликован на сайте онлайн-сервиса «Облако знаний»

Задача № 2: сделать урок эффективным и увлекательным

Для уроков разных типов нужны разные решения. Как разнообразить освоение нового материала или организовать деятельностный контроль?

Решение: использовать разные жанры ЭОР в соответствии с типом урока и его целями.

Качественные образовательные сервисы содержат несколько жанров ЭОР по одной теме. Можно выделить следующие жанры электронных образовательных ресурсов:

  • теоретические ЭОР (интерактивные презентации, электронные справочники, конспекты, образовательные видео, подкасты и т.п.);
  • практические ЭОР (интерактивные рабочие тетради, тренажеры, виртуальные лабораторные работы, образовательные игры и т.п.);
  • ЭОР для контроля (тренажеры для подготовки к ГИА, интерактивные контрольные работы и т.п.)

Онлайн-сервис «полного цикла» освоения образовательной программы предлагает разнообразные ЭОР (пример представлен на рис. 2).


Рис. 2. Онлайн-сервис «Облако знаний» предлагает ЭОР 5 жанров

Задача № 3: организовать системную работу в соответствии с федеральной рабочей программой

Часто учитель при подборе ЭОР сталкивается со следующей ситуацией: находится отличная презентация к одному уроку, а к последующим темам – нет. В результате, цифровые материалы подбираются из разных источников, что создает дополнительные сложности.

Решение: подобрать онлайн-сервис с высокой плотностью контента.

Высокая плотность контента означает, что материалов хватит к каждому уроку. Учитель может выстроить долгосрочную работу, формировать образовательные результаты, отслеживать динамику учеников. Ребята привыкают к единому оформлению, навигации внутри сервиса, что значительно экономит время.

Важно, чтобы материал был понятно структурирован и его легко можно было найти. Качественные сервисы также разрабатывают методические пособия для учителя.


Рис. 3. В онлайн-сервисе «Облако знаний» материалы расположены по классам согласно планированию федеральных рабочих программ

Задача № 4: реализовать системно-деятельностный подход к обучению

Согласно требованиям ФГОС современный урок должен быть построен на активной деятельности учеников. Учитель выступает в роли модератора процесса, направляет ребят в достижении образовательных результатов и их использовании на практике. Как организовать продуктивную самостоятельную деятельность учащихся?

Решение: внедрять интерактивные и мультимедийные ресурсы в урок.

Электронные образовательные ресурсы вовлекают учеников в процесс поиска и освоения нового материала. Высокий уровень мультимедийности контента (использование текста, инфографики, видео, анимации и т.п.) удерживает внимание учащихся на уроке, развивает универсальные учебные действия. Интерактивное моделирование (виртуальные лабораторные работы, 3D-экскурсии) открывает возможности самостоятельного получения нового знания, расширяет пространство исследовательской деятельности в условиях класса. Решение интерактивных заданий и моментальная обратная связь помогают выстроить формирующее оценивание и повысить уровень рефлексии.

При подборе онлайн-сервиса стоит обращать внимание на содержание и наполнение ЭОР. Скучные текстовые конспекты с гиперссылками могут отбить желание учиться, равно как и обилие сверхсложных интерактивных моделей. Важен баланс интерактивных и неинтерактивных инструментов обучения (который всегда может скорректировать учитель).


Рис. 4. Пример интерактивного задания в онлайн-сервисе «Облако знаний»

Задача № 5: сэкономить время на рутину

Преподавание – творческий процесс. Но у учителя так мало времени на творчество и подготовку к уроку. Как сократить затраты на проверку тетрадей и заполнение журнала?

Решение: применять цифровые технологии для оптимизации работы.

Образовательные сервисы предлагают широкий набор инструментов для учителя. Это может быть и автоматизированная проверка домашнего задания, и анализ образовательных результатов, и передача отметок в электронный журнал, и даже построение индивидуальной образовательной траектории для учеников. Иногда кажется, что на освоение новых технологий потребуется слишком много времени. Как показывает практика, эти затраты окупаются достаточно быстро, высвобождая время педагога для действительно важных задач.


Рис. 5. Пример отображения результатов выполненной работы классом в «Облаке знаний»

Подведем итоги. При выборе образовательного сервиса можно воспользоваться подобным чек-листом.

  1. Определите цель. Для чего вы обращаетесь к онлайн-сервису: избавиться от сумок с тетрадками на проверку, облегчить подготовку к ЕГЭ или организовать смешанное обучение? Чем чётче сформулирована цель, тем легче будет подобрать платформу.
  2. Убедитесь в надежности. Проверьте, допущен ли образовательный контент, представленный в сервисе, к использованию в школе. Загляните в Федеральный перечень ЭОР [2].
  3. Проверьте содержание. Насколько полно ЭОР охватывают содержание рабочей программы по вашему предмету? Какие жанры ЭОР представлены на платформе? Каких образовательных результатов можно достичь с их помощью?
  4. Оцените объем контента. Эффективность применения ЭОР повышается, если использовать его системно. Обращайте внимание на такие ресурсы, которые содержат достаточно контента для обучения на целый год / ступень образования.
  5. Протестируйте функционал. Определите, какие функции вам необходимы. Это может быть передача оценок в ЭЖД или возможность редактирования контента, например. Организуйте «тест-драйв» выбранных ЭОР вместе с учениками: понятна ли навигация? Удобно ли назначать, выполнять и проверять работы? Подходят ли вам предлагаемые процедуры оценки?

В заключение важно отметить, что цифровые технологии – не панацея, а лишь один из инструментов учителя. Образовательные сервисы могут стать удобным помощником, предоставить комфортную цифровую среду для обучения, но они не смогут заменить настоящего Педагога.


Список литературы

  1. Российская Федерация. Министерство просвещения. Порядок формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. № 243 // Министерство просвещения: офиц. сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/e5d4f5411bd644fc929dd0f06c228259/ (дата обращения: 15.05.2023).
  2. Российская Федерация. Министерство просвещения. Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ М-ва просвещения Российской Федерации от 2 августа 2022 г. № 653 // Министерство просвещения: офиц. сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8f41df9648bb2e0294479b39bb897dea/ (дата обращения: 15.05.2023).

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика