Академия
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского – ведущая организация дополнительного профессионального образования, современный научный и методический центр, осуществляющий повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров.
Свою историю СПб АППО ведет от основанного в 1938 году Ленинградского городского института усовершенствования учителей, преобразованного в 1992 году в Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства. В 2003 году организация получила статус Академии постдипломного педагогического образования, а 4 октября 2023 года ей присвоено имя основателя отечественной научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.
Академия располагается в самом центре Санкт-Петербурга, у Пяти углов, ее адрес: улица Ломоносова, д. 11–13. Оба здания имеют большое педагогическое прошлое: дом № 11 по Чернышеву переулку (такое название улица Ломоносова носила до 1948 г.) был построен в 1915 году как доходный дом Коммерческого училища. На фасаде здания, являющегося памятником архитектуры, можно увидеть барельеф «Пеликан с птенцами» – символ педагогического самопожертвования, а над входом – барельеф, изображающий Медузу Горгону – древний знак-оберег, по легенде, пропускающий внутрь только людей с чистыми помыслами и добрыми намерениями. В доме № 13 с 1872 до 1918 года размещалась Мариинская женская гимназия, а в 1960-х – первая в Советском Союзе школа с углубленным изучением английского языка (школа № 213 Центрального района). В войну в зданиях работали блокадные школы, рассказ об этом трагическом времени сохранился в опубликованном ныне дневнике одной из учениц – Лены Мухиной.
Барельеф «Пеликан с птенцами»
Музей СПб АППО им. К. Д. Ушинского, являясь историческим и ценностно-смысловым ядром Академии, имеет целью восстановление преемственности лучших традиций дореволюционного, советского и современного образования. Как музей образовательной организации, он выполняет задачи, соотносимые с деятельностью школьных музеев, но особенность аудитории, которой он непосредственно адресован, приближает его к музеям вузов. Структура включает Педагогический и Биологический музеи и Физический отдел, дополненный виртуальным музеем физического оборудования.
Дореволюционная история Педагогического музея
Музей Академии уникален, он является хранителем коллекций и продолжателем просветительских идей первого в мире Педагогического музея, созданного в эпоху реформ Александра II. С момента своего создания в 1864 году он носил название «Депо учебных пособий Главного управления военно-учебных заведений» (ГУВУЗ), и его главной задачей было содействие развитию наглядного обучения в учебных заведениях военного ведомства России. Для этого в «Депо» собирались образцы лучших пособий и новейшие технические средства обучения (волшебные фонари с диапозитивами, стереоскопы и т.п.) Преподаватели военных гимназий, кадетских корпусов могли познакомиться с этими экспонатами и получить консультации по их применению. Учебные пособия до середины XIX века были преимущественно импортного производства, отличались высокой стоимостью и не вполне соответствовали потребностям отечественного образования. Музей способствовал производству в России собственных средств наглядности, удешевлению их стоимости и активному введению в образовательный процесс.
С 1870 года Педагогический музей располагался в части Соляного городка, выходящей на набережную Фонтанки напротив Летнего сада, и полвека был центром просвещения, местом общения педагогов, вдохновлявшим их деятельность «на пользу общую». Музей с успехом участвовал во всероссийских и международных выставках и был образцом для подражания в регионах России и за рубежом.
Первый директор Педагогического музея, Всеволод Порфирьевич Коховский, генерал-лейтенант Русской императорской армии, военный педагог, возглавлял музей более четверти века. Под его руководством создавались отечественные пособия по всем учебным дисциплинам, шло обучение педагогов, организовывались чтения для солдат и простого народа, работал родительский кружок. Лучшие ученые разрабатывали вопросы воспитания, школьной гигиены, методики преподавания различных учебных предметов.
При этом выявлялись не только плюсы, но и риски использования наглядности в школьном преподавании: «Необходимы только пособия, выясняющие понятие основания, а не составляющие ближайшего логического следствия первого; ибо при злоупотреблении наглядными пособиями дети отвыкают мыслить самостоятельно, работать собственным умом, не ища на всякий вопрос помощи извне».
Вклад Педагогического музея ГУВУЗ в создание отечественных школьных музеев
Именно руководитель Педагогического музея ГУВУЗ В.П. Коховский по запросу Международного Педагогического Конгресса разработал концепцию организации в России сети школьных музеев В этих по сути межшкольных образовательных центрах «учителя с учениками могли бы находить пособия, каких не в состоянии иметь каждая школа в отдельности». При этом коллекции должны соответствовать содержанию школьного курса и уровню «интеллигентного развития поступающих в школу детей».
Особое значение В.П. Коховский придавал краеведческому направлению работы школьного музея: «Так как школа преследует не только учебные, но и воспитательные цели, например, развитие любви к родине, то отсюда вытекает необходимость особого предмета, отчизноведения, хотя оно и не дает тех знаний о родной стране, которых ученик вправе ожидать от школы. Расширению и углублению таких знаний должны способствовать школьные прогулки и путешествия, а равным образом и школьные музеи. Поэтому, школьные музеи должны включать в свой состав коллекции, которые по возможности полнее знакомили бы учеников с естественными богатствами родной страны, с ее добывающей и обрабатывающей промышленностью, с ее торговлей, с историческим прошлым в бытовом, государственном, научном и художественном значении». Для таких целей «необходимо содействие со стороны».
Были составлены инструкции для педагогов по изготовлению учебных пособий совместно с учениками. Создание макетов и моделей, гербариев и минералогических коллекций, сбор предметов народного быта и изделий местного производства в ходе экскурсий и учебных прогулок либо фиксация их посредством рисунков (фотографий) признавались важной частью образовательного процесса.
Школьные музеи, дополненные учительскими библиотеками, аудиториями и техническими средствами («проекционный фонарь и картины на стекле») могли приобрести «значение живых центров для обмена мыслей по вопросам воспитания и обучения», и стать центрами просвещения «в интересах местного населения и посещающих школы».
Многое из задуманного не удалось осуществить по объективным причинам, но идея создания школьных музеев преимущественно краеведческой направленности, помогающих решать и учебные, и воспитательные задачи, развиваемых совместно педагогами и учащимися, получила новое, массовое воплощение в советскую эпоху.
Педагогический музей: от советской эпохи к современности
После Октябрьской революции военное ведомство было упразднено. Коллекции Педагогического музея ГУВУЗ в 1924 году вошли в состав Государственного института научной педагогики, затем и Ленинградского института усовершенствования учителей, до 1942 года располагавшегося в помещениях бывшего Педагогического музея в Соляном городке. После артобстрелов и бомбежек первой блокадной зимы помещения сильно пострадали, и институт вместе дореволюционными коллекциями Педагогического музея был временно размещен в помещениях Ленинградского Дворца пионеров, а в 1944 году обрел постоянный дом у Пяти углов. В конце 1980-х гг. по инициативе ректора ЛГИУУ Валентины Георгиевны Воронцовой начинается работа по организации музейной экспозиции. А в 2012 году музей принимает первых посетителей в новых залах.
Музей СПб АППО им. К. Д. Ушинского и сегодня продолжает работать для учителей, воспитателей, сотрудников школьных музеев, всех, кто интересуется историей отечественного образования. По профилю он является комплексным краеведческим.
Первый зал знакомит с историей Педагогического музея как прообраза отечественной методической службы, его учебной, научной и общественно-просветительской деятельностью.
В следующем зале воссоздана атмосфера гимназии начала ХХ века, здесь можно узнать, как деятельность Педагогического музея отражалась в реальной работе образовательных учреждений дореволюционной эпохи. Советские залы Педагогического музея отражают изменения, которые произошли в сфере образования после революции.
В третьем можно познакомиться с историей развития службы методической поддержки педагогов в 1918-1980-е годы.
Заключительный зал Педагогического музея позволяет заглянуть в пространство советской школы и увидеть ее наиболее значимые приметы и артефакты. На экспозиции регулярно организуются временные выставки из фондов музея.
Музей Академии является крупным музейно-педагогическим центром, где планомерно ведется учебная, методическая и научная деятельность. Организуются экскурсии для педагогов и учащихся, студентов педагогических колледжей и вузов, проходят методические семинары и встречи. Слушатели курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки знакомятся с инновационными технологиями освоения культурного наследия. Они учатся разрабатывать музейно-педагогические занятия, создавать выставки в образовательном учреждении, организовывать посещения городских музеев с дошкольниками и учащимися, руководить музейными проектами. Музей Академии более 15 лет участвует в проведении открытого межмузейного конкурса исследовательских работ учащихся 5-11 классов «Музей открывает фонды», в котором экспонаты выступают информационным источником и мотивационным ресурсом для творческой деятельности подростков. Ежегодно проводится методический конкурс музейно-педагогических технологий для работников системы образования «Педагогический музей: пространство инноваций», с 2022 года имеющий межрегиональный статус.
Музей Академии: цифровая версия
С историей Музея Академии, а также с его актуальными проектами и инициативами можно познакомиться дистанционно. Информация о конкурсах, встречах, событиях размещается на странице «Музей» официального сайта Академии (https://spbappo.ru/struktura/upravleniye-organizatsionnogo-razvitiya/muzey) и в социальной сети ВКонтакте (группа «Педагогический музей https://vk.com/museumspbappo).
Виртуальный музей физического оборудования «Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга» (https://fiz-muz-spb.ucoz.net/) позволяет узнать о жизни и деятельности выдающихся методистов, ученых и учителей нашего города, увидеть коллекцию физических приборов дореволюционного и советского времени, изучить вопросы их использования в школе. Особого внимания заслуживает размещенная на ресурсе «Библиотека методиста по физике и астрономии», включающая отсканированные учебники и редкие методические издания.
На основе коллекций Педагогического музея созданы три виртуальных выставки, представляющие собой не просто хранилище цифровых копий реальных музейных предметов, а культурно-образовательное пространство общения и профессионального развития. Выставки посвящены актуальным для современного педагога проблемам: поиску путей сохранения и передачи исторической памяти детям XXI века, выявлению возможностей искусства для формирования личности, раскрытию «секретов» петербургского (потом – ленинградского) воспитания.
«Спасенное детство. Три круга памяти»
https://sites.google.com/view/spdet/home
Виртуальная экспозиция, посвященная ленинградским детям, учителям и воспитателям военного времени, создавалась совместно со слушателями курсов повышения квалификации. Цель выставки состояла в том, чтобы показать, как спасение детей, физическое и духовное, стало важнейшей задачей всего народа и миссией педагогов той эпохи. Дистанционный формат выставки позволил пригласить самый широкий круг посетителей к размышлению о том, как память о военном детстве хранится, трансформируется и передается из поколения в поколение.
«Воспитание искусством»
https://sites.google.com/view/vospitanieiskussnvom
В различные исторические периоды живопись, музыка, литература, театр, кино осознанно использовались в педагогических целях. Виртуальная выставка предлагает каждому самостоятельно ответить на вопрос «Что для вас означает воспитание искусством?», познакомившись с тремя моделями: просветительской, развивающей и социокультурной. Посетители могут познакомиться с занятиями, мастер-классами и проектами, демонстрирующими возможности включения различных видов искусства в современный образовательный процесс.
«Юности честное зерцало. Традиции петербургского воспитания»
Выставка адресована широкому кругу посетителей – педагогам, родителям, психологам, деятелям культуры – всем, кого интересуют история, проблемы и перспективы петербургского воспитания. Опыт нашего города в этой сфере уникален, поскольку он ведет отсчет от петровской эпохи – времени коренных преобразований во всех сферах государства и общества. Структура экспозиции включает три раздела, каждый из которых представляет наследие одной из эпох: дореволюционной, советской и современной. При этом проблемы воспитания рассматриваются с трех позиций: представления базовых целей и ценностей, использования средств и освоения содержания, практической реализации педагогических моделей и подходов.