Как понять, какая школа нужна вашему ребенку


Сегодня почти в каждом городском квартале стоят государственные школы, где образование бесплатно для родителей. И тем не менее, особенно в больших городах, активно развиваются частные школы — и родители готовы платить за образование своих детей. Попробуем разобраться, что может дать конкретная частная школа конкретному ребенку. И сделаем это на примере одной из самых старых частных школ Петербурга — школы «Унисон».


Обсудим несколько вопросов, которые помогут разобраться в том, как определиться с выбором «особенной» школы.

Школа «Унисон»: немного истории

Расположенная в историческом центре Санкт-Петербурга, школа является одной из старейших частных школ города: она возникла в начале 90-х. С самого начала школа задумывалась как петербургская школа, школа, в которой система ценностей тесно связана с петербургской культурой, петербургской интеллигентностью, петербургским духом. Идеи взаимопонимания, взаимоуважения, сотрудничества тех, кто учится и учит, лежат в основе образовательной программы — и это ясно отражено в названии, которое неформально отражает ценности и смыслы школы. Ведь слово «унисон» обозначает созвучие нескольких звуков одинаковой высоты. Эти одинаковые по высоте (по степени значимости) звуки — человеческая личность, петербургская культура, развитие и уважение. Унисон — созвучность людей, созвучность петербургскому духу, созвучность культуре.

Какому ребенку полезна школа «Унисон». Школьная среда

Если вашему ребенку неуютно в большой школе в силу особенностей здоровья, психики и уровня социализации, если ему непросто жить по жестким регламентам массовой школы, то «Унисон» — ваш вариант. Учебные помещения находятся на первых-вторых этажах жилых домов XIX века и не имеют ничего общего с привычным обликом школы. Школа живет на углу Литейного и Невского (7-11 классы) и на Фонтанке (1-6 классы) в больших петербургских квартирах, где последовательно расположенные проходные пространства открываются в классы. Отсутствие учительской, канцелярии, кабинетов директора и завуча, возможность легко встретить прямо в коридоре нужного человека и поговорить с ним создают условия для неформального, доверительного общения учителей и детей, ученики разных возрастов (классов) лучше узнают друг друга.

Домашняя атмосфера школы дополняется традицией использования пушистых домашних тапочек в качестве сменной обуви. На стенах много фотографий, дружеских шаржей, работ учеников (все пространство школы — это вернисаж со сменяемыми детскими работами).

Звонки на урок и с урока в школе подаются с помощью колокольчика. Это, как и многое другое, делают сами школьники: оформление пространств, уход за растениями и так далее.

В учебных помещениях стоят парты на одного человека, которые можно свободно перемещать, разделяя рабочие места или соединяя их в разные конфигурации и композиции — в зависимости от учебных задач и сценария урока. В небольших помещениях-переходах легко собраться небольшими группами для разговора или совместной деятельности.

«Унисон» — это школа для ребенка, у которого в прошлом есть неудачный, травматичный опыт обучения в массовой школе или понятно, что такой опыт может в перспективе появиться в силу личностных особенностей.

Какому ребенку полезна школа «Унисон». Про взаимодействие всех со всеми

Уроки в школе начинаются в 9.00. Но учителя на местах с 8.15. Это время выделено для общения ученика и учителя. Если есть вопросы по прошлому уроку или по домашнему заданию, если надо поговорить и обсудить что-то важное с учителем, завучем или директором, ученики приходят до начала первого урока и общаются с педагогами. Это не учебное время, когда исправляются оценки или пишутся пропущенные контрольные (для этого выделены часы групповых и индивидуальных занятий после учебного дня) — это время человеческого общения.

Еще один пример взаимодействия — так называемый школьный челлендж. Три раза в неделю на больших переменах происходит общая встреча в холле школы. Здесь рассказывают об идеях, делятся впечатлениями о событиях, обсуждают взволновавшее, читают стихи, поют, танцуют. Это история импровизаций, экспромтов, спонтанных проявлений, и ее основа — это взаимодействие и доверие.

Родители учеников являются стратегическими партнерами школы. Без их заинтересованной включенности в образовательную политику и практическую деятельность школы достижение заявляемых целей не представляется возможным. «Унисон» поддерживает и развивает максимально разнообразные формы обратной связи с родителями, включая именные аналитические письма-характеристики об образовательном продвижении ребенка, очные встречи два раза в год по вопросам успеваемости ребенка и совместное выстраивание образовательного маршрута. Родители — активные участники школьных событий: поездки, встречи, родительские уроки, киноклуб, читательский клуб, семинар по педагогике, где слушателями являются и учителя, и родители, и многое другое объединяет родителей, детей и педагогов.

В «Унисоне» есть удивительная традиция, которая называется «Слет Больших Птиц». У этого события нет конкретной даты, оно происходит в течение года, когда в школу по договоренности приходят выпускники — и происходит это достаточно часто. Разумеется, общение бывших унисоновцев с педагогами занимает важное место, но школа очень ценит встречи выпускников с нынешними школьниками. Проведение уроков и бесед всегда приветствуется. Самая любимая тема — «Что бы я делал и чего бы не делал, если бы вернулся в школу».

«Унисон» — это школа для педагогов, которые учат не класс, а конкретного ученика, для родителей, которые активно вовлечены в вопросы образования ребенка, а не просто проверяют оценки в журнале.

Как устроен образовательный процесс в «Унисоне»

Учёба опирается на традиционную классно-урочную форму с пятидневной учебной неделей. В старших классах реализуется программа социально-экономического профиля. При этом есть много индивидуальных занятий, занятий в малых группах, экскурсий, посещения музеев, театра, концертных программ, активно ведется обучение вне стен классной комнаты. Результат образования, к которому стремится коллектив школы, — развитый, культурный выпускник — юный петербуржец. Много внимания уделяется воспитанию осмысленности образования и умению принимать решения в различных ситуациях выбора.

На образовательном маршруте каждого ученика — очного и дистанционного — персонально сопровождает куратор, который помогает выбрать внеурочные активности, составить расписание, скорректировать режим занятий, осмыслить свои дефициты и построить план их компенсации.

Режим обучения в школе достаточно гибкий. Для учеников, которые не могут очно присутствовать на занятиях, предусмотрены разные варианты с использованием инструментов электронного обучения. В школе созданы условия, обеспечивающие возможность лёгкого перехода в дистанционный режим и обратно, мягкой коррекции образовательных дефицитов и пробелов, дополнительной подготовки к итоговой аттестации.

Для учеников, которые по каким-то причинам не могут очно присутствовать на занятиях, — уроки по видеосвязи, где учитель и ученик общаются синхронно, один на один, используют общее электронное рабочее пространство. Дистанционное обучение согласовано с очным, что позволяет дистанционным ученикам виртуально присутствовать на уроках, включаться в внеурочные события, участвовать в челленджах, взаимодействовать и общаться со школьниками очной программы. Для занятий в дистанционном режиме есть установленный график и расписание. Как правило, это 10-15 в неделю получасовых занятий по видеосвязи с учителями разных предметов, дедлайны для заданий и проверочных работ, которые ученик должен сделать самостоятельно, и напоминания о заданиях, выполнение которых не будут проверять, но для успешного обучения их хорошо бы сделать. Кроме того, отведено время для еженедельного разговора с куратором и есть список событий школьной жизни, в которых (если сможет) ученик поучаствует дистанционно.

В среднем учёба для дистанционного ученика занимает 3-5 часов в день, из которых он от часа до двух работает с учителями и куратором на интерактивной доске и по видеосвязи, а остальное время выполняет задания в системе управления обучением. Этим образовательная активность не ограничивается: ученики читают тексты по литературе, истории, естественно-научным предметам, участвуют в школьных событиях и обсуждаю учёбу (и не только) в чате с одноклассниками.

В электронной системе ученика календарь со всеми занятиями и школьными событиями, задания и справочные материалы. Через систему ученики попадают на уроки и отсылают домашние задания.

Использование электронной системы обучения помогает не только правильно организовать подготовку к урокам, тренировать навыки решения задач, подготовиться к аттестации, но и даёт возможности для самовыражения, развития творческих способностей.

Конечно, если вы настроены на высокий уровень программирования, робототехнику, на специфическое инженерное образование, вам не сюда. Сегодня в «Унисоне» таких возможностей нет — ни ресурсных, ни кадровых. Но поскольку школа настроена на взаимодействие и социальное партнерство, то вполне возможно, что в обозримом будущем такие возможности появятся.

«Унисон» — это школа, в которой возможны разные формы обучения — в соответствии с запросами ребенка, и в любой из этих форм ребенок получает индивидуальную поддержку и сопровождение в организации деятельности.

Занятия вне стен классной комнаты в образовательном процессе школы «Унисон»

Многие учителя школы являются сотрудниками учреждений науки и культуры — и это дает возможность обеспечивать обучение в музеях, в научных лабораториях и на иных площадках, которые широко представлены в Петербурге. Так, уроки физики с интересным лабораторных и экспериментальным содержанием проводятся в Пулковской обсерватории, в Музее оптики, во ВСЕГЕИ. Уроки музыки часто проходят на концертных площадках. Для уроков биологии прекрасное пространство — оранжереи и Ботанический сад. Историко-литературное образование предполагает обязательные поездки в музеи города и обязательные выезды в Пушкинские горы. Такие уроки проводятся по модели «перевернутого класса», обеспечивают практикоориентированность и познавательную активность.

Результаты учебной и внеурочной деятельности в школе часто представляются публично. Театрально-музыкальные постановки, вернисажи, творческие отчеты о поездках и экскурсиях играют большую роль в жизни школы. Помимо педагогов, в школу часто приходят ученые, искусствоведы, исследователи, музыканты, художники, ведут детей туда, где формируются способности слушать, наблюдать, смотреть и видеть. Благодаря им в школе звучит живая музыка, а на ее стенах расцветают вернисажи детского художественного творчества. Так в школе возникает пространство, побуждающее ребят к творческому и нестандартному мышлению.

«Унисон» — это школа, где обучение требует активности и вовлеченности, происходит не только за партами, но и в пространстве города, а результаты обучения принято презентовать публично. Это интересно, но не всегда просто.

Работа с педагогами в «Унисоне»

В школе большое внимание уделяется развитию педагогического коллектива. Соотношение возрастных групп педагогов достаточно гармонично, опыт и молодость взаимно дополняют друг друга. Администрация поощряет, стимулирует педагогов на получение второго высшего образования в области психологии, логопедии, дефектологии и помогает в его получении. Это позволяет учителям видеть учебные и личностные проблемы более глубоко, понимать пути их разрешения, снабжает инструментами для помощи детям.

Большое внимание в школе уделяется внутреннему обучению педагогов. Вместе с родителями они участвуют в семинаре по педагогике, который ведет д.п.н., член-корреспондент РАО О.Е. Лебедев, сейчас идут две программы коллективного обучения — приемам формирования функциональной грамотности и способам развитию речевой культуры детей.

«Унисон» — это школа для учителя, готового постоянно учиться, причем акцент обучения делается не на собственном предмете, а на общепедагогических, психолого-педагогических, методологических вопросах.


* * *

Школа постоянно ищет баланс сочетания культурного консерватизма и современности. Миссия школы «Унисон» — в личностном и социокультурном становлении всех воспитанников.

Помним, что при выборе школы последнее слово остается за родителями. Только вы знаете, что для вашего ребенка лучше — щадящая атмосфера «домашней» школы или дисциплина и регламент школы массовой, реализация современных образовательных трендов (программирование, робототехника, нанотехнологии, инженерное образование и пр.) или культурное развитие и возможности для творческого самовыражения, деятельность в больших группах или общение с учителем один на один, жесткие тренировки по подготовке к экзаменам, пресловутое «ЕГЭ на 100 баллов» или психологический комфорт, поддержка, спокойный ритм жизни, позволяющий ребенку развивать интересы, обретать разнообразные увлечения.

Кстати, о ЕГЭ. В порядке справки: все результаты независимых аттестационных процедур в «Унисоне» находятся на уровне городских результатов.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика