Курсы разные нужны: что надо знать о курсах по подготовке к ГИА


Авторы статьи уже много лет работают в учреждении, которое, в том числе, занимается организацией проведения Государственной итоговой аттестации. Поэтому мы хорошо знаем экспертов, умеем оценивать качество их работы, понимание тех проблем, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к экзаменам. Поэтому несколько лет назад при нашем центре были созданы курсы для подготовки детей к сдаче Единого государственного экзамена, а позднее – к Основному государственному экзамену (для выпускников 9-х классов).


Сейчас курсами подготовки к ЕГЭ никого не удивить. Они есть при ВУЗах, при учреждениях среднего профессионального образования, при научных и исследовательских организациях… В школах курсы ведут учителя и/или приглашенные преподаватели… Создано огромное количество организаций специально для подготовки к ЕГЭ, тем более, что лицензировать такую деятельность почему-то не требуется. Ну, а уж о репетиторстве мы говорить не будем… Рынок огромен, но от желающих все равно отбоя нет.

Мы не будем обсуждать, почему так происходит, почему и дети и родители боятся, что полученных в школе знаний не хватит для успешной сдачи экзамена. Не это тема нашей статьи.

Нас прежде всего беспокоит качество работы тех многочисленных организаций, которые за большие и не очень большие деньги зазывают к себе потребителей своих услуг. При этом говорить мы будем только о педагогических аспектах — все, что касается финансов и юридической стороны вопроса, остается делом заказчика и поставщика услуг.

Что же должны понимать дети и, главным образом их родители, эти услуги оплачивающие, выбирая те или иные курсы?

Прежде всего, надо понимать, каковы реальные знания и умения ребенка по тому предмету, который он будет сдавать? К сожалению, школьные оценки не всегда достаточно объективны. Поэтому необходимо обратить внимание на то, проводится ли на курсах входное тестирование? Возможно ли исходя из этого тестирования выбрать преподавателя, уровень группы (вообще, есть ли уровневые группы?), возможна ли индивидуализация образовательного маршрута?

Это не простой вопрос не только для родителей и учащихся, но и для самих организаторов курсов, потому что требует существенного усложнения процесса, большого штата преподавателей и др. Но одинаково мы учим детей в большинстве школ. Результат нас не всегда удовлетворяет. Курсы предназначены для того, чтобы исправить ситуацию. Рисковать здесь нельзя.

Второй вопрос — кто те преподаватели, которые будут вести курсы. Важнее всего, чтобы это были действующие эксперты ЕГЭ, которые имеют не просто опыт работы, но и опыт анализа результатов, опыт корректировки работы других экспертов. Т. е. преподаватели должны быть по возможности из тех, кто имеет право так называемой «третьей проверки». (О наличии высоких результатов собственной преподавательской деятельности мы не говорим — это само по себе разумеется).

В Петербурге узнать, является ли преподаватель экспертом, в общем не очень сложно: достаточно, чтобы было предъявлено удостоверение РЦОКОиИТ о прохождении курсов «Профессионально-педагогическая компетентность эксперта ЕГЭ» и сертификат эксперта ЕГЭ текущего года. Такое удостоверение вручается только в том случае, если кандидат в эксперты сдал соответствующий зачет и принимал реальное участие в проверке работ. К сожалению, является ли он третьим экспертом, узнать трудно.

Третий вопрос — откуда берутся задания, используемые в ходе подготовки на курсах. Конечно, в настоящее время Федеральным институтом педагогических измерений создан «Открытый банк заданий», продолжают издаваться многочисленные пособия под эгидой того же ФИПИ. Но важно, чтобы учащихся готовили не по устаревшим видам заданий, поскольку практически ежегодно в большей или меньшей степени структура Контрольных-измерительных материалов, подходы к их формированию меняются. Важно понимать, насколько это известно преподавателям. Выяснить такие вопросы можно только в беседе с организаторами курсов, например, задав вопрос о том, какие изменения планируются в текущем экзаменационном сезоне по тому или иному предмету.

Четвертый вопрос — проводится ли итоговое тестирование и его индивидуальный анализ с учащимися. Это особенно важно, если курсы заканчиваются рано, за несколько месяцев до экзаменов, и учащимся предстоит в течение какого-то времени еще заниматься самостоятельно. В таких случаях бывает важно, чтобы ребенку посоветовали индивидуальный маршрут для дальнейшей работы.

Мы, конечно, понимаем, что соблюдение указанных выше условий не гарантирует результат. Но грамотный, вдумчивый подход к выбору курсов безусловно поможет в достижении желаемого.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика