24.03.2015 Сделано в С.-Пб
Направления повышения квалификации педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий на базе ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ»
В настоящее время проводится комплекс мероприятий по модернизации Российского образования. Новые нормативные документы, такие как федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения и профессиональным стандартом педагога, предъявляют новые требования ко всем участникам образовательного процесса. В соответствии с этими документами специалист образования должен владеть профессиональной педагогической ИКТ– компетенцией.
Нормативные документы В настоящее время проводится комплекс мероприятий по модернизации Российского образования. Новые нормативные документы, такие как федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения и профессиональным стандартом педагога, предъявляют новые требования ко всем участникам образовательного процесса. В соответствии с этими документами специалист образования должен владеть профессиональной педагогической ИКТ — компетенцией. В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят: • Общепользовательская ИКТ-компетентность. • Общепедагогическая ИКТ-компетентность. • Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ. Одной из важнейших компетентностей является информационно-коммуникационная компетентность — способность к работе с информацией с использованием современных компьютерных технологий. Поэтому для решения современных образовательных задач специалистам образования необходимо совершенствовать свои умения в области информационно-коммуникативных технологий. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательных учреждений должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ. Одним из основных документов, регламентирующим деятельность в области повышения квалификации, является приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программа». Дополнительные профессиональные программы ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ» в области информационных технологий В настоящее время на базе РЦОКО и ИТ проводится обучение по программам от начальной компьютерной грамотности до специализированных тематических курсов в области информационных технологий. Все дополнительные профессиональные программы повышения квалификации ориентированы на профессиональные потребности работников системы образования: административных работников, учителей начальных классов и преподавателей-предметников, работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и служб сопровождения, библиотекарей. Сроки освоения программ повышения квалификации от 18 до 108 часов. Обучение проводится по следующим направлениям: • приёмы эффективной работы в приложениях MS Office и OpenOffice.org; • использование свободного программного обеспечения в образовании; • интерактивные технологии и оборудование; • сетевые технологии для работников образовательных учреждений; • компьютерная графика и анимация. При реализации дополнительных профессиональных программ применяются различные формы организации образовательной деятельности, такие как модульный принцип представления содержания образовательной программы, обучение в форме стажировки, использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Также наше учреждение реализует дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки «Информационные технологии в образовании» объемом 504 часа. Каждый год перечень программ повышения квалификации обновляется. С 2015 года реализовываются три дополнительные профессиональные программы в форме стажировки: • «Использование дистанционных технологий в образовании»; • «Сетевые технологии как средство формирования информационного пространства в ОУ: управленческие аспекты»; • «Организация информационного пространства школы». Одной из форм повышения квалификации в РЦОКО и ИТ, является обучение школьных команд в рамках накопительной системы повышения квалификации. Преимуществом накопительной системы повышения квалификации является то, что образовательное учреждение может выбрать учебные программы под конкретные задачи, связанные с программой развития ОУ, направлением его инновационной деятельности. Обучение педагогических работников проводится в рамках План-Заказа и реестра заказа КО, а также на внебюджетной основе. Анализ опроса обучавшихся в РЦОКОиИТ Выбор определенных направлений обучения связан с потребностями, существующими в настоящее время в образовании. Постоянно проводится анкетирование слушателей курсов повышения квалификации и анализ опроса. Задачи анализа: • Выявление особенностей контингента для уточнения потребностей приходящих на данные курсы и возможностей их успешного освоения. • Степень информированности о различных курсах и ожидания от курсов. • Анализ результативности курсов по критериям удовлетворенности и самооценки достигнутого результата. • Потребности выпускников в дальнейшем освоении информационных технологий и пожелания к деятельности учебно-методического отдела. В среднем подавляющее большинство приходящих слушателей являются уже достаточно подготовленными пользователями компьютера. Это доказывают результаты анкетирования, в которых за последние три года увеличился показатель использования компьютера «практически ежедневно» с 64% до 80%. Рост данного показателя обусловлен введением новых стандартов обучения и изменением требований к уровню профессиональной подготовки педагогических работников. Что касается распределения слушателей по занимаемым должностям, то оно соответствует специфике курсов: около 65% слушателей — учителя школ, более 20% — представителей администрации ОУ, 5% — воспитатели ДОУ, другие категории представлены мало. По мнению слушателей, самая оптимальная продолжительность курса 72-часовая. Вероятно, такой результат связан с относительно низким исходным уровнем слушателей, которым еще необходимы более подробные курсы в области информационно-коммуникационных технологий. Приоритетные направления дальнейшего обучения распределяются следующим образом: разработка сайта, блогов — 39,7%; интерактивное оборудование — 31,6%; обработка аудио-видео информации — 29,4%; компьютерная графика — 24,3%. Эффективной работе с текстовыми редакторами и электронными таблицами отдают предпочтения около 10%, но при формировании групп это самые востребованные программы. Возможно, данное расхождение возникает из-за того, что анкетирование проводится после прохождения курсов повышения квалификации. Постоянный мониторинг мнений слушателей представляет необходимую обратную связь, позволяет корректировать организационную и учебную деятельность курсов повышения квалификации. Адреса упомянутых сайтов: • Профессиональный стандарт педагога • ФГОС • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» • Наши программы
|