Направления повышения квалификации педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий на базе ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ»


В настоящее время проводится комплекс мероприятий по модернизации Российского образования. Новые нормативные документы, такие как федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения и профессиональным стандартом педагога, предъявляют новые требования ко всем участникам образовательного процесса. В соответствии с этими документами специалист образования должен владеть профессиональной педагогической ИКТ– компетенцией.


Нормативные документы

В настоящее время проводится комплекс мероприятий по модернизации Российского образования. Новые нормативные документы, такие как федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения и  профессиональным стандартом педагога, предъявляют новые требования ко всем участникам образовательного процесса. В соответствии с этими документами специалист образования должен владеть профессиональной педагогической ИКТ — компетенцией.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
• Общепользовательская ИКТ-компетентность.
• Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Одной из важнейших компетентностей является информационно-коммуникационная компетентность — способность к работе с информацией с использованием современных компьютерных технологий. Поэтому для решения современных образовательных задач специалистам образования необходимо совершенствовать свои умения в области информационно-коммуникативных технологий. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательных учреждений должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ.

Одним из основных документов, регламентирующим деятельность в области повышения квалификации, является приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программа».

Дополнительные профессиональные программы ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ» в области информационных технологий

В настоящее время на базе РЦОКО и ИТ проводится обучение по программам от начальной компьютерной грамотности до специализированных тематических курсов в области информационных технологий.

Все дополнительные профессиональные программы повышения квалификации ориентированы на профессиональные потребности работников системы образования: административных работников, учителей начальных классов и преподавателей-предметников, работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и служб сопровождения, библиотекарей.

Сроки освоения программ повышения квалификации от 18 до 108 часов.
Обучение проводится по следующим направлениям:
• приёмы эффективной работы в приложениях MS Office и OpenOffice.org;
• использование свободного программного обеспечения в образовании;
• интерактивные технологии и оборудование;
• сетевые технологии для работников образовательных учреждений;
• компьютерная графика и анимация.

При реализации дополнительных профессиональных программ применяются различные формы организации образовательной деятельности, такие как модульный принцип представления содержания образовательной программы, обучение в форме стажировки, использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Также наше учреждение реализует дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки «Информационные технологии в образовании» объемом 504 часа.

Каждый год перечень программ повышения квалификации обновляется. С 2015 года реализовываются три дополнительные профессиональные программы в форме стажировки:
• «Использование дистанционных технологий в образовании»;
• «Сетевые технологии как средство формирования информационного пространства в ОУ: управленческие аспекты»;
• «Организация информационного пространства школы».

Одной из форм повышения квалификации в РЦОКО и ИТ, является обучение школьных команд в рамках накопительной системы повышения квалификации. Преимуществом накопительной системы повышения квалификации является то, что образовательное учреждение может выбрать учебные программы под конкретные задачи, связанные с программой развития ОУ, направлением его инновационной деятельности.

Обучение педагогических работников проводится в рамках План-Заказа и реестра заказа КО, а также на внебюджетной основе.

Анализ опроса обучавшихся в РЦОКОиИТ

Выбор определенных направлений обучения связан с потребностями, существующими в настоящее время в образовании. Постоянно проводится анкетирование слушателей курсов повышения квалификации и анализ опроса.

Задачи анализа:
• Выявление особенностей контингента для уточнения потребностей приходящих на данные курсы и возможностей их успешного освоения.
• Степень информированности о различных курсах и ожидания от курсов.
• Анализ результативности курсов по критериям удовлетворенности и самооценки достигнутого результата.
• Потребности выпускников в дальнейшем освоении информационных технологий и пожелания к деятельности учебно-методического отдела.

В среднем подавляющее большинство приходящих слушателей являются уже достаточно подготовленными пользователями компьютера. Это доказывают результаты анкетирования, в которых за последние три года увеличился показатель использования компьютера «практически ежедневно» с 64% до 80%. Рост данного показателя обусловлен введением новых стандартов обучения и изменением требований к уровню профессиональной подготовки педагогических работников.

Что касается распределения слушателей по занимаемым должностям, то оно соответствует специфике курсов: около 65% слушателей — учителя школ, более 20% — представителей администрации ОУ, 5% — воспитатели ДОУ, другие категории представлены мало.

По мнению слушателей, самая оптимальная продолжительность курса 72-часовая. Вероятно, такой результат связан с относительно низким исходным уровнем слушателей, которым еще необходимы более подробные курсы в области информационно-коммуникационных технологий.

Приоритетные направления дальнейшего обучения распределяются следующим образом: разработка сайта, блогов — 39,7%; интерактивное оборудование — 31,6%; обработка аудио-видео информации — 29,4%; компьютерная графика — 24,3%. Эффективной работе с текстовыми редакторами и электронными таблицами отдают предпочтения около 10%, но при формировании групп это самые востребованные программы. Возможно, данное расхождение возникает из-за того, что анкетирование проводится после прохождения курсов повышения квалификации.

Постоянный мониторинг мнений слушателей представляет необходимую обратную связь, позволяет корректировать организационную и учебную деятельность курсов повышения квалификации.

Адреса упомянутых сайтов:

Профессиональный стандарт педагога
ФГОС
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Наши программы

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика