24.03.2015 Сделано в С.-Пб
Реализация системы дистанционного обучения в Санкт-Петербурге
Дистанционные образовательные технологии должны рассматриваться как естественная составляющая региональной системы образования. Использование возможностей дистанционных образовательных технологий направлено на обеспечение равных возможностей всех категорий учащихся к получению качественного образования.
Дистанционные образовательные технологии должны рассматриваться как естественная составляющая региональной системы образования. Использование возможностей дистанционных образовательных технологий направлено на обеспечение равных возможностей всех категорий учащихся к получению качественного образования. Создание условий для массового применения эффективных информационных технологий в области образования обусловлено постепенным переходом от индустриального общества к информационному, в котором научные знания и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей. Система дистанционного обучения способствует реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования для всех категорий обучающихся независимо от места их проживания, возраста, социального происхождения и состояния здоровья. Характерными чертами дистанционного обучения являются: • гибкость — возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; • модульность — возможность из набора независимых учебных курсов, модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям; • охват — одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний) большого количества обучающихся. Общение через интернет друг с другом и с педагогами; экономичность — эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на обучение специалистов; • технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство; социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося. Дистанционное обучение базируется на основных принципах: • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.; • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды; • принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе, в удобное для них время; • принцип модульности, позволяющий использовать обучающемуся и преподавателю необходимые им учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов; • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. Информационные технологии сегодня стали обязательным условием для эффективного функционирования образовательной среды. Санкт-Петербург обладает значительным научно-образовательным потенциалом, представляющим уже разработанные и реализованные инновационные проекты. С 2010 года в регионе на базе ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ» функционирует Центр дистанционного обучения, который сегодня является информационно-методическим и ресурсным центром, объединяющим образовательные учреждения города. ЦДО Санкт-Петербурга организует и поддерживает сетевое взаимодействие образовательных учреждений, учащихся и педагогов региона, создает информационные методические и учебные ресурсы на городском портале дистанционного обучения. В регионе с 2014 года развернута региональная система образовательных видеоконференций, благодаря которой образовательные учреждения имеют уникальную возможность прослушивать интерактивные лекции ведущих специалистов, организовывать участие школьников и педагогов в дистанционных мастер-классах, участвовать в дистанционных конференциях и семинарах. Реализуемые в Санкт-Петербурге технологии способствуют: • повышению продуктивности совместной учебной деятельности обучающихся; • достижению современных требований к качеству образования обучающихся; • повышению интереса родителей к учебной деятельности обучающихся; • доступности получения качественного образования и социализации обучающихся; • повышению мотивации обучающихся к учебе. В регионе накоплен опыт работы по дистанционному обучению детей-инвалидов. В рамках данного проекта обеспечивается технологическое и информационное сопровождение школ, использующих в образовательном процессе дистанционные образовательные технологии. Эффективная техническая организация образовательной сети региона, ее качественное информационное наполнение стали системообразующими факторами регионального образования. Образовательный процесс построен с использованием информационно- образовательной среды на базе Moodle. Обучение проходит индивидуально, удаленно от преподавателя, одновременно с применением технологий видеоконференции, с использованием электронных образовательных ресурсов информационно-образовательной среды (http://do2.rcokoit.ru). За подготовку педагогических кадров отвечает сектор дистанционного обучения РЦОКОиИТ. Обучение проходит в очной форме с использованием дистанционных образовательных технологий на сайте повышения квалификации http://do3.rcokoit.ru. В рамках дополнительного образования педагоги знакомятся с современными сетевыми сервисами, средствами разработки дистанционных курсов, проектированием занятий с использованием коллекций электронных образовательных ресурсов, представленных в интернете. Более 500 педагогов, преподающих разные учебные дисциплины, прошли обучение по программе «Использование дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ». К стратегическим направлениям развития системы внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий относятся: • развитие региональной информационно-образовательной среды, направленной на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и обеспечивающей выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов; • формирование системы для обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья или временные ограничения для посещения образовательного учреждения; • становление практики педагогически обоснованного применения электронного образования, дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях. Цель — обеспечение доступности и повышение качества образования для всех категорий обучающихся на основе оптимального использования ресурсных возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Основные задачи создания и внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: • развитие региональной инфраструктуры, обеспечивающей образовательный процесс с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; • формирование нормативной базы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; • отработка моделей организации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях; • подготовка кадров к применению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; • обеспечение методической поддержки педагогических работников, внедряющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Социальные группы потребителей образовательных услуг: • обучающиеся образовательных учреждений, изъявившие желание получать образовательные услуги с применением дистанционных образовательных технологий; • обучающиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья для посещения образовательного учреждения. В структуру разрабатываемых сетевых учебно-методических комплексов входят: • учебные и методические материалы; • цифровые образовательные ресурсы; • аудио- и видеолекции; • интерактивные тренажеры и демонстрации; • банки тестовых заданий; • средства коммуникации (форумы, чаты, видеоконференции). Разрабатываемые информационные ресурсы, сетевые электронные учебные курсы размещаются на серверах РЦОКОиИТ. Вся информационная и технологическая среда сводится в единый информационно-образовательный портал, включающий в себя следующие модули: • модуль электронных ресурсов, которые можно использовать как для полного самостоятельного изучения обучающимися, так и частичного); • модуль цифровых ресурсов (ссылки на все доступные образовательные ресурсы); • модуль взаимодействия организаций, входящих в региональную систему образования. К стратегическим приоритетам развития относятся: • развитие инфраструктуры дистанционного обучения; • совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации дистанционных образовательных технологий; • формирование материально-технической базы системы дистанционного обучения, в том числе для разработки учебно-методических материалов, программ, курсов и их сопровождения; • формирование организационно-управленческой структуры системы дистанционного обучения; • разработка критериев, средств и систем контроля качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
|