Какой быть технологической карте урока?


Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предполагает замену планов-конспектов технологическими картами урока, задача которых – отразить так называемый «деятельностный подход» в обучении.


Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предполагает замену планов-конспектов технологическими картами урока, задача которых – отразить так называемый «деятельностный подход» в обучении.

При составлении технологической карты необходимо исходить из универсальных учебных действий и структурировать урок по следующим параметрам:
• название этапа урока;
• цели этапа урока;
• содержание этапа;
• деятельность учителя;
• деятельность учащихся;
• формы работы;
• результат.

Принятой формы представления подобной карты пока не существует. Рекомендуется для этой цели использовать таблицу. Но, проанализировав карты, размещенные в открытых источниках, можно сделать вывод об их нефункциональности.

Есть смысл технологическую карту урока рассматривать как ментальную карту, то есть представить визуальный образ урока. Для этого целесообразно использовать программы по составлению карт разума (mind map), которые дают возможность наглядно отображать довольно большие объемы информации. Это упрощает анализ данных и их запоминание.

Особенность карт разума состоит в том, что их отдельные элементы связываются ассоциативными связями, наиболее привычными для человеческого мышления и памяти. В центре, как правило, располагается геометрическая фигура с описанием главной цели. От нее строят ветви к первому уровню разделов карт, а далее – к подразделам. Все элементы содержат ключевые слова и краткие описания.

В приведенном далее примере построения технологической карты использовано открытое программное обеспечение «XMind», где карты создаются с помощью простого и понятного интерфейса. В карту могут быть добавлены маркеры, ярлыки, текстовые пометки, ссылки, графические изображения. По построенной гиперссылке можно перейти на карту определенного урока.

 

 

Выводы

Разумно построенная технологическая карта урока обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников.

* * *

Интересные ментальные карты к урокам информатики размещены на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/mindmaps.htm

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика