Нейросеть Интервьюер
В последние два года искусственный интеллект и нейросети начали активно использоваться в системе образования.
Применение новых технологий – процесс непростой, есть много позитивных моментов, но есть и серьезные риски.
Я взяла интервью у разных специалистов: представителей высшей школы, школьных учителей. преподавателей системы повышения квалификации учителей, воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Меня интересовал широкий круг вопросов:
- Как оценить результативность ИИ-решений в образовании?
- Как правильно решить этические проблемы применения ИИ?
- Как осуществлять подготовку учителей к работе с ИИ и нейронными сетями?
В процессе разговора возникали и другие вопросы.
Здесь ответы респондентов.
Дуброва Ольга Владимировна, директор Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»
Вопрос
Ольга Владимировна, 2024 год можно назвать годом «нейроинтеграции» или «интеллектуальной цифровизации». Эти термины отражают масштабное внедрение искусственного интеллекта и нейронных сетей в различные сферы жизни, бизнеса, образования. Каково Ваше отношение к этим технологиям, и что должно измениться в работе Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий в связи с их активным внедрением?
Ответ
Как руководителя, меня интересует, каким образом нейросети могут помочь в управлении организацией, учитывая особенности нашей работы. Наш центр обладает большими массивами данных, и одна из задач нейросетей заключается в обработке этой информации. Например, они могут решать задачи от самых простых и каждодневных (формирование зарплатных ведомостей) до важных вопросов оценки качества образования, где требуется структуризация большого объема данных.
Вторая важная сторона вопроса — возможность использования нейросетей для снижения бюрократической нагрузки. Согласно исследованию Высшей школы экономики, руководители крупных организаций тратят до 70% своего рабочего времени на работу с документами. Нейросети могли бы взять на себя подготовку программ развития, годовых отчетов и решение других подобных задач, освободив время для работы с людьми, творческой деятельности, саморазвития и стратегического планирования.
Также стоит отметить, что, несмотря на активное обсуждение нейросетевых технологий, мы еще только начинаем внедрять их в образовательный процесс. Наши ученики зачастую оказываются впереди нас: ведь многие из них уже знакомы с различными видами нейросетей и активно используют их. И нам надо уходить от страха перед новыми технологиями. Следует рассматривать их как инструмент ускорения процессов и улучшения качества работы. Важно двигаться в ногу со временем, чтобы соответствовать уровню наших учеников.
Мы уже пересматриваем программы курсов повышения квалификации и внутреннюю структуру центра, чтобы создать целостную систему внедрения нейросетевых решений в образование. Это требует комплексного подхода, включающего не отдельные мероприятия, а полный цикл обучения сотрудников и интеграции новых технологий во все сферы деятельности центра. Пока наши сотрудники проходят обучение в основном самостоятельно, посещая различные курсы, однако мы осознаем необходимость системного подхода к этому вопросу на региональном уровне, при этом важную роль может играть корпоративное обучение. Возможно, для системного внедрения новых технологий потребуется поддержка на уровне правительства Санкт-Петербурга, чтобы обеспечить координацию усилий и направить развитие в нужное русло.
Сейчас наша главная цель — предоставить базовую информацию об использовании нейросетей, чтобы в сообществе было общее понимание возможностей этих инструментов и рисков их использования. Дальнейшее углубленное изучение и практическое применение зависят от личной мотивации и инициативности самих педагогов и руководителей. В будущем, вероятно, возникнет потребность в формировании экспертного сообщества для обмена опытом и разработки лучших практик применения нейросетей в образовании.
Большое спасибо, вы действительно затронули важную тему управления.
Толкачева Валентина Александровна, заместитель директора по организационной работе Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»
Вопрос
Валентина Александровна, достаточно распространено мнение, что использование ИИ и нейросетей в системе образования может привести к снижению качества образования. Как Вы думаете есть такая опасность? И когда ИИ в системе образования может дать положительный результат?
Ответ
Не приведет ли использование искусственного интеллекта к снижению качества образования?
На мой взгляд, сам по себе искусственный интеллект не может повышать или снижать качество образования. Он является инструментом, который может принести как пользу, так и вред – в зависимости от того, как его используют. В умелых руках этот инструмент способен значительно облегчить работу учителя и повысить эффективность образовательного процесса. Однако без должного контроля и управления он может стать источником проблем.
Как и любой другой инструмент, искусственный интеллект имеет свои плюсы и минусы. Наша задача заключается в том, чтобы изучить его сильные стороны и научиться применять их в образовательной практике, одновременно понимая потенциальные риски и работая над тем, чтобы минимизировать их негативное воздействие.
Также стоит отметить, что снижение качества образования может произойти не столько из-за использования искусственного интеллекта, сколько из-за отсутствия контроля за любым процессом, будь то дисциплина на уроках или внедрение новых технологий. Например, если учитель теряет контроль над дисциплиной в классе, то неизбежно страдает качество обучения. Аналогично, если мы не управляем использованием искусственного интеллекта и позволяем ему развиваться бесконтрольно, это негативно скажется на процессе обучения. Чтобы сохранить высокое качество образования, необходимо прилагать значительные усилия для управления этим процессом.
Теперь о том, в каких случаях искусственный интеллект может давать положительный результат? Что следует делать сегодня, чтобы искусственный интеллект служил интересам педагогики, а не работал против нее?
Прежде всего необходимо обучить педагогов основам работы с искусственным интеллектом. Учителя должны понимать, что такое искусственный интеллект, какими возможностями он обладает и как его можно эффективно интегрировать в учебный процесс. Это позволит им осознанно выбирать инструменты и методы, соответствующие целям и задачам конкретного учебного курса.
Кроме того, требуется пересмотреть сам образовательный процесс. Искусственный интеллект — лишь одно из множества нововведений, с которыми сталкивается современная система образования. Уже накоплено множество явлений, таких как гаджеты и клиповое мышление, которые могут мешать обучению, если ими не управлять. Вместо того чтобы жаловаться на них, педагоги должны научиться адаптироваться и находить способы интеграции этих инструментов в обучение.
Мы часто классифицируем учеников по поколениям, выделяя поколение X, поколение Y, поколение Z. Однако вместо того чтобы критиковать особенности каждого поколения, лучше сосредоточиться на использовании особенностей и возможностей разных поколений для улучшения образовательных подходов. Важно учитывать индивидуальные потребности учащихся и строить учебные программы, исходя из особенностей современных поколений.
Для получения положительных результатов от внедрения искусственного интеллекта необходимо тщательно изучить его возможности и понять, как с ним работать. Переход на новые подходы требует времени и усилий, но если мы сможем успешно перестроиться, то качество образования останется высоким. В противном случае ответственность за падение уровня образования ляжет на плечи самих педагогов, а не на технологии.
Например, традиционные формы домашних заданий, такие как написание эссе или описание картинок, становятся менее эффективными, поскольку их легко может выполнить искусственный интеллект. Следовательно, необходимо пересматривать содержание домашнего задания, делая акцент на тех видах деятельности, которые действительно способствуют развитию критического мышления и приобретению новых знаний.
Таким образом, ключевое значение имеют не сами технологии, а умение педагогов грамотно их использовать и адаптировать под нужды современного образовательного процесса.
Степаненко Елена Борисовна, заместитель директора по учебно-методической работе Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»
Вопрос
Что делается в центре для обучения педагогов использованию ИИ и нейросетей (семинары, вебинары, курсы повышения квалификации)? Как преодолеть негативное и «легкое» отношение педагогов к проблеме?
Ответ
ГБУ ДПО СПбЦОКОиИТ, являясь одним из ведущих образовательных учреждений в области внедрения и применения информационных технологий, осознает всю значимость текущего интереса к генеративному искусственному интеллекту. Этот тренд невозможно игнорировать: ведь он стремительно развивается и проникает во все аспекты нашей жизни.
Для того, чтобы донести до педагогического сообщества важность владения навыками работы с нейросетями и принятия их в роли помощников учителя, наш Центр организует разнообразные мероприятия: вебинары, мастер-классы и курсы повышения квалификации. Наша главная цель — снабдить педагогов необходимыми знаниями и умениями для эффективного использования нейросетевых инструментов в образовательном процессе. Помимо этого, мы разрабатываем учебные материалы, направленные на практическое внедрение технологий искусственного интеллекта в обучение, не разрушая традиционные методы преподавания.
Важно подчеркнуть, что наша миссия заключается не только в ознакомлении педагогов с новейшими технологиями, но и в обучении их осознанному и этичному использованию этих инструментов. Генеративный искусственный интеллект предоставляет нам уникальные возможности, однако важно помнить об ответственности за применение этих технологий в образовательной среде. Именно поэтому большое значение придается вопросам информационной безопасности, соблюдения авторских прав и этических аспектов работы с искусственным интеллектом.
Педагоги иногда настороженно относятся к этим технологиям. Преодолеть негативное отношение некоторых педагогов к нейросетевым технологиям возможно через терпеливый и последовательный подход. Необходимо продемонстрировать, что эти технологии не представляют угрозы для профессии, а напротив, делают ее более продуктивной и увлекательной. Комбинация информирования, обучения и практических демонстраций позволит убедить даже самых скептически настроенных коллег в пользе нейросетевого инструментария.
Что реально можно сделать и что делается?
- Семинары и мастер-классы: регулярные встречи, на которых эксперты объясняют принципы работы нейросетей, раскрывают их преимущества, а опытные педагоги делятся опытом интеграции нейросетевых решений в школьные уроки и внеклассную деятельность.
- Кейсы и примеры: показ успешных случаев применения нейросетевой технологии в школе с акцентом на повышение качества образования и облегчение учительской нагрузки.
Серженко Наталия Михайловна, заместитель директора по функционированию информационных систем и ресурсов Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»
Вопрос
Наталия Михайловна, Вы много работали с педагогами в Красносельском районе Санкт-Петербурга. Какие Вы видите проблемы в использовании ими технологий искусственного интеллекта и нейросетей?
Ответ
На мой взгляд, проблема использования нейросетей педагогами связана с разрывом между ожиданиями и реальностью.
Сейчас вокруг темы ИИ поднято много шума – и как следствие – много крайностей в суждениях: кто-то считает, что это зло, которое нужно искоренять, кто-то считает ИИ волшебным инструментом, способным выполнить превосходно любую задачу, кто-то не понимает, как теперь учить детей. И только тот, кто пробовал, кто захотел разобраться, знает, что результат зависит от промпта, то есть от заказчика, от возможностей конкретной нейросети, и у всего есть ограничения.
Когда мы встречаем громкие заголовки в духе «Вы сможете полностью освободиться от рутины и передать нейросети составление документов, викторин и презентаций», кажется, что всё произойдет буквально за пару кликов мышкой. А при попытке «передать» нейросети рутинные задачи оказывается, что нужно уметь многое: составлять промпт, обучать нейросеть, вводить контекст, и бесконечно пробовать-пробовать-пробовать… Вот в этот момент кажется, что проще сдаться и сделать всё самому, по старинке. И только тот, кто достаточно настойчив и любопытен, получит стоящий результат.
Совет для педагога, который хочет использовать искусственный интеллект прост и скучен: пробуйте, разбирайтесь, наберитесь терпения – и опыт придет. Помните: чтобы стать мастером в любом деле, нужно потратить на него 1 000 часов.
Носкова Татьяна Николаевна, зав. кафедрой цифрового образования Института информационных технологий и технологического образования РГПУ имени Герцена, доктор педагогических наук, профессор
Вопрос
Как осуществляется подготовка будущих педагогов к использованию искусственного интеллекта и нейросетей в образовательном процессе?
Ответ
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что происходит новый этап развития цифровой образовательной среды – и он связан с внедрением больших данных и искусственного интеллекта, технологии искусственного интеллекта. Очевидно, что технологии искусственного интеллекта основаны на работе с большими цифровыми данными. Эти данные накапливаются в глобальной сети и используются, например, в больших языковых моделях. Или эти данные могут накапливаться на цифровых образовательных платформах. И здесь мы можем анализировать цифровые следы обучающихся. И вот эти новые инструменты, искусственный интеллект – это новый инструмент в руках педагога и в руках ученика. Мы их можем использовать как отдельные инструменты, а также технологии искусственного интеллекта могут встраиваться в современные цифровые образовательные платформы, тем самым изменяя их функционал. Таких примеров сегодня достаточно много.
И вот если говорить о том, как мы готовим будущих учителей к использованию этих новых интеллектуальных цифровых инструментов, то я могу говорить о кафедре цифрового образования, которую я возглавляю. Мы реализуем программы бакалавриата и магистратуры. Если говорить о программах бакалавриата, это программа информатика и информационных технологий в образовании, где мы готовим будущих учителей информатики, и для них достаточно много дисциплин, связанных с программированием, языком Python, который используется как раз для разработки систем искусственного интеллекта и анализа данных, курс машинного обучения, который достаточно глубоко изучают студенты, вопросы компьютерного зрения, обработки естественного языка, то есть это всё есть программе обучения будущих учителей информатики. Есть отдельный курс «Искусственный интеллект в образовании», где студенты уже изучают различные приложения, технологии генеративного искусственного интеллекта, то есть нейросетевых технологий для решения профессиональных задач учителя. В том числе они обучаются написанию грамотных промпт-запросов, там рассматривается также и искусственный интеллект, анализ образовательных данных в интернете вещей, много различных аспектов использования генеративного искусственного интеллекта.
В магистерской программе нашей кафедры «Цифровая образовательная среда и цифровые технологии» два курса посвящены вопросам искусственного интеллекта.
Один курс – «Искусственный интеллект и анализ данных» – там изучаются модели искусственного интеллекта, основанные на логическом искусственном интеллекте и анализе данных с помощью искусственного интеллекта. Другой курс – «Искусственный интеллект в образовании» – тут рассматриваются как раз нейросетевые технологии, генеративный искусственный интеллект, и здесь анализируются различные приложения генеративного искусственного интеллекта в организации учебного процесса, то есть это технологии, основанные на обработке естественного языка. И эти технологии, их инструментальные возможности позволяют оперативно обогащать цифровые образовательные ресурсы новыми знаниями, формами представления предметного содержания. И студенты осваивают различные языковые модели для генерирования изображения, составления учебных текстов и текстовых заданий, создания игровых механик на заданную тему, моделирования реальных ситуаций, в которых используются усвоенные знания, в том числе они решают задачи составления грамотных промпт-запросов к технологиям генеративного искусственного интеллекта, генерируют изображения для наглядной презентации, то есть это различные прикладные аспекты использования нейросетевых технологий. Обязательным аспектом деятельности магистрантов является разработка для своих цифровых образовательных сред разговорных агентов, чтобы автоматизировать часть коммуникационных функций педагога. Очевидно и известно, что многофункциональный сервис больших языковых моделей может использоваться как виртуальный ассистент, чтобы отвечать на вопросы по любой теме. Этот виртуальный помощник помогает генерировать идеи, тексты, изображения, программные коды, с которыми работают студенты, переводят тексты на иностранные языки. Виртуальный помощник указывает на ошибки, объясняет, как правильно выполнить задание, позволяет автоматизировать часть обратных связей при проверке домашних работ. То есть сегодня в разработке цифровых образовательных сред такой разговорный агент является необходимым компонентом создаваемой цифровой среды и используется уже в экспериментальной работе магистрантов. Надо сказать, что последние два-три года примерно половина выпускных квалификационных работ и бакалавров, и магистрантов связана с анализом и с использованием технологии искусственного интеллекта. И студенты большую активность проявляют в этой деятельности.
Таким образом, можно сказать, что современная цифровизация и интеллектуализация образовательной среды предъявляют новые требования к профессиональной культуре умственного труда, информационно-интеллектуальной деятельности современного специалиста. Однако при подготовке будущих учителей всех направлений (не учителей информатики), пока еще не уделяется достаточного внимания вопросам использования ИИ. В педагогических вузах, в нашем вузе в частности, есть только отдельные дисциплины или факультативы, в которых отражаются вопросы, связанные с технологиями искусственного интеллекта.
К примеру, наша кафедра читает студентам первого курса общепрофессиональную дисциплину «Информационные технологии». И в рамках этой дисциплины одно занятие посвящено разработке интеллектуального разговорного агента и еще одно – написанию грамотных промпт-запросов для генеративного искусственного интеллекта. Но это первый курс. Если эти начальные навыки затем не поддерживаются в последующих дисциплинах, трудно говорить о том, что студенты готовы эффективно использовать технологии искусственного интеллекта в будущей профессиональной деятельности. Несомненно, необходима цифровая перестройка учебного процесса. И в этом нуждаются все педагоги, независимо от преподаваемого предмета. Увы, это еще не осознают и сами педагоги, и руководство ВУЗа.
В прошлом учебном году мы проводили опросы студентов студентов разных факультетов и спрашивали о значимости приобретения новых умений, связанных с применением искусственного интеллекта в учебном процессе. Опрос состоял из двух разделов и позволил нам выявить степень осознания студентами значимости освоения технологии искусственного интеллекта для решения задач обучения, а также понимания рисков, сопряженных с внедрением этих технологий в образовательные взаимодействия. И обработка этого опросника показала, что будущие учителя особо выделили значимость умений, связанных с использованием искусственного интеллекта (оценивание работ обучающихся, выполненных с использованием как раз искусственного интеллекта, умение использовать сервисы, позволяющие в автоматизированном режиме создавать персонализированные учебные материалы и задания для обучающихся).
В дополнительных комментариях студенты ответили, что особую значимость приобретает умение создавать такие задания, при выполнении которых ученику придется полагаться на себя, а не на искусственный интеллект, то есть они понимают риски, которые возникают при использовании технологий искусственного интеллекта. Таким образом, обобщая все сказанное, можно сказать, что в профильной подготовке, в подготовке учителей информатики, в магистратуре, которая связана с цифровой образовательной средой, и на наших профильных кафедрах, именно нашего Института информационных технологий вопросам использования искусственного интеллекта в образовании уделяется серьезное внимание. Отметим при этом, что курсы читаются, студенты их изучают, но это касается именно только информационного направления подготовки. В целом по ВУЗу для всех направлений подготовки, конечно, сегодня еще эта работа не налажена и не осознается педагогическим сообществом должным образом.
Лебедева Маргарита Борисовна, методист отдела учебно-методической работы СПб центра оценки качества образования и информационных технологий, доктор педагогических наук, доцент
Вопрос
Какие технологии искусственного интеллекта могут быть интересны и полезны современному педагогу?
Ответ
Мне хотелось бы поделиться своими мыслями о том, какие технологии искусственного интеллекта могут быть интересны и полезны современному педагогу. По мере развития этих технологий их число стремительно растет, открывая новые горизонты для педагогического творчества.
На первое место я бы поставила технологии, связанные с работой с текстами. Они открывают перед нами множество возможностей: от создания текстов с нуля до компрессии и декомпрессии (увеличение или уменьшение объема) текстов. Эти технологии могут быть использованы как в гуманитарных, так и в негуманитарных дисциплинах, позволяя учащимся осваивать работу с текстом – важнейший метапредметный навык, гарантирующий успешность в обучении.
Современные нейросети предлагают интересные решения. Например, они могут составлять более сжатый текст из большого или выделять главное из сжатого, что может быть полезно в учебном процессе. Такие возможности уже есть и у российских нейросетей, таких как GigaChat и Yandex GPT.
Однако, на мой взгляд, нейросети могут быть не только инструментом для обработки текстов, но и ценным помощником для педагога. Они могут помочь в подготовке плана урока, в подборе разных заданий для обучающихся, в поиске интересных идей для проектной деятельности и др. Это направление использования искусственного интеллекта является чрезвычайно важным и продуктивным.
Сегодня часто говорят, что использование технологий искусственного интеллекта – это путь к персонализации обучения. Наверное, это справедливо. Если у преподавателя появляется возможность сгененировать разные задания для разных учащихся, а потом проверить эти задания с использованием программ искусственного интеллекта, персонализация становится реальной.
Важно отметить, что искусственный интеллект ни в коем случае не заменяет педагога, а лишь дополняет его работу. Появляются новые возможности для использования нейросетей. Например, существует множество нейросетей, которые могут преобразовывать звуковую информацию в текст. Это может быть полезно, когда нужно быстро написать статью, рецензию, подготовить другие текстовые материалы. Например, можно надиктовать тезисы или основные идеи своей статьи в виде аудиотекста, а нейросеть быстро преобразует их в вербальный текст, с которым можно продолжать работу, – уточнять, редактировать.
Эти технологии могут быть полезны и для образовательного процесса, особенно при изучении иностранных языков и русского языка. Часто ребята плохо читают тексты, но хорошо воспринимают звуковые записи. Поэтому могут быть разработаны задания, в которых сначала используется звук, а затем текст, который служит основой для создания опорных конспектов, инфографики и других важных ресурсов.
С развитием нейросетей и искусственного интеллекта будет появляться все больше разнообразных технологий, которые способны изменить организацию образовательного процесса.
Сегодня важно находить интересные методические подходы к использованию искусственного интеллекта и нейросетей. Я хотела поделиться своим небольшим опытом работы с одной из групп, которую я недавно выпускала. Мы работали над разработкой уроков в рамках темы «Цифровая дидактика», используя широкий спектр цифровых ресурсов. Обычно я собираю все работы слушателей в одно портфолио и делюсь ими с участниками группы, даже если их предметы различаются – ведь многим интересно посмотреть, чем занимаются их коллеги.
Я всегда пишу короткую аннотацию или рецензию к каждой разработке, выражая своё мнение. В этот раз я решила попробовать новый подход: я загрузила каждую работу в нейросеть, и она составила отзывы. Этот процесс занял у меня почти целый день, но результат оказался весьма интересным. Нейросеть составила корректные отзывы, я поделилась ими со слушателями. С одной стороны, все получили конкретные отзывы, важные с точки зрения оценки выполненной работы, с другой стороны, для слушателей представлен конкретный пример использования нейросети.
Такой опыт показывает, насколько разнообразны возможности вовлечения педагогов в цифровую среду. Он полезен для молодых педагогов, которые быстро осваивают новые технологии. Но и для группы «возрастных» педагогов пример оказался также полезным. Для таких педагогов важно видеть примеры успешного применения современных технологий, поэтому я считаю важным делиться подобными достижениями.
Павлова Татьяна Борисовна, доцент кафедры цифрового образования Института информационных технологий и технологического образования РГПУ имени Герцена, кандидат педагогических наук
Вопрос
Какие технологии искусственного интеллекта на данном этапе могут быть интересны и полезны педагогам, будущим и действующим? На каких технологиях имеет смысл акцентировать внимание при подготовке педагога?
Ответ
Я считаю, что имеет смысл посвящать внимание обучению педагогов использованию нейросетей для генерации образовательного контента, как в виде отдельных компонентов – текстовых, графических, видео, может быть, даже музыкальных – так и именно образовательных модулей в виде тестового заданий, дидактических материалов, игр, викторин и так далее.
Далее, наверное, это использование нейросетей для обеспечения обратной связи, автоматизированная проверка, оценка и выдача некоторых рекомендаций – не только результатов, но и рекомендаций для оптимизации обучения.
Могу назвать и другие функции нейросетей для автоматизированного перевода, что тоже является достаточно ценным навыком. Еще настройка и внедрение в образовательный процесс чат-ботов, как с использованием генеративных функций, так и без них, но в данном случае, раз речь идет именно об использовании искусственного интеллекта, то с генерацией коммуникационного потока.
Дальше, наверное, важно показать возможности искусственного интеллекта для анализа данных в образовании, поскольку, конечно, из учителя не сделать дата-аналитика, но понимание этих вопросов, понимание возможности искусственного интеллекта, наверное, учителю пригодится, плюс освоение каких-то доступных функций, которые даются в виде сервисов.
Важна практика использования обучающих систем на основе искусственного интеллекта именно как готовых составляющих учебного процесса, чтобы учитель мог найти место таким возможностям учебном процессе и полноценно их встроить в проектируемый учебный процесс. Ну, наверное, это и так достаточно много примеров того, чему мы должны на нынешнем этапе обучить педагога.
Матюшкина Марина Дмитриевна, профессор кафедры социально-педагогических измерений Академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, доцент
Вопрос
В настоящее время активно начинает использоваться искусственный интеллект (ИИ) и нейросети в образовательном процессе. Как вы считаете, Марина Дмитриевна, нужна ли специальная подготовка учащихся к их использованию? Вообще имеет ли смысл встраивать какие-то задания, связанные с использованием этих технологий, в образовательный процесс?
Ответ
Я считаю, что обучение необходимо. Ведь многие продвинутые студенты и школьники уже активно применяют искусственный интеллект, но иногда получают некорректные результаты из-за недостаточного понимания возможностей и ограничений таких систем. В то же время есть те, кто совсем не знаком с нейросетями и ИИ. Это приводит к дифференциации среди студентов: одни пользуются новыми инструментами, другие – нет. Существует риск некритичного восприятия текстов, созданных нейросетью, и появления ошибочных выводов.
Технологии ИИ действительно полезны, и важно научить использовать их разумно и эффективно. Однако проблема заключается в том, что педагоги зачастую находятся в той же ситуации, что и их ученики, а скорее всего они даже менее осведомлены о новых технологиях. Студенты и школьники видят практическую пользу ИИ: он помогает быстро находить ответы и создавать тексты. Педагоги же часто не осознают, как ИИ может облегчить их работу, например, при подготовке уроков и занятий илив создании заданий.
Если бы педагоги смогли увидеть преимущества использования ИИ в своей профессиональной деятельности, они могли бы лучше понять, как интегрировать его в образовательные процессы. Сейчас они порой даже не способны отличить текст, созданный обучающимся, от текста, созданного нейросетью. Поэтому необходимо обучать как школьников, так и учителей. Хотя специалистов по таким программам пока немного, существует возможность организовать совместное обучение школьников и педагогов в области применения ИИ для улучшения образовательного процесса.
Суворова Марина Ильинична, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ИМЦ Кировского района Санкт-Петербурга
Вопрос
Что делается в Кировском районе для подготовки учителей к использованию ИИ?
Ответ
План подготовки учителей к использованию искусственного интеллекта (ИИ) в нашем районе пока отсутствует. Тем не менее, эта тема неоднократно поднималась в обсуждениях. В течение последних полутора лет ИИ стремительно вошел в школьную среду, а с ним появились как удобства, так и вызовы. При этом никто специально не обучал ни учеников, ни учителей, ни родителей тому, как правильно использовать этот инструмент.
Мне кажется, что именно родители стали первыми, кто начал активно внедрять ИИ в школе. Например, в нашем районе регулярно проводятся конкурсы творческих работ школьников. Известно, что родители зачастую помогают детям (открыто или скрыто, в зависимости от уровня организации конкурса) создавать свои проекты. Эта практика существует давно, и она оправдывается ценностью совместного творчества. Примерно год назад стало очевидно, что часть этой помощи перешла в разряд «искусственной», причем без какого-либо специального обучения. Просто появился новый удобный инструмент, которым воспользовались те, кто смог его освоить, применить и показать ребенку. Это естественный процесс передачи знаний.
Еще одним примером может служить опыт некоторых учителей. Кто-то попробовал использовать новый инструмент для быстрой проверки решения задач, создания рабочих программ или презентаций. Всё это происходило без предварительных курсов, исключительно благодаря личному интересу и энтузиазму. Затем учителя делились своими открытиями с коллегами, проводя мастер-классы. Такие случаи встречаются в наших школах.
Роль первопроходцев взяли на себя молодые учителя, уверенные пользователи цифровых технологий. Следующий этап – когда с новым инструментом начинает работать опытный педагог, обладающий глубокими знаниями в профессиональной сфере. Такой специалист способен четко определить, где применение ИИ оправдано, а где его использование следует ограничить. Здесь учитель вступает в своеобразное соревнование с учениками: ведь школьники тоже активно осваивают новые технологии, и их мотивация в этом вопросе весьма высока.
Учителям помогут готовые методические материалы, разработанные профессионалами с учётом специфики предметов и контингента. Эти материалы можно распространять через методические объединения и курсы повышения квалификации. Задача состоит не в обучении созданию запросов (хотя это тоже полезно), а в ознакомлении с готовыми решениями применения ИИ на конкретных примерах учебных дисциплин. Подобная схема использовалась ранее при введении электронных образовательных ресурсов. Некоторые учителя могли получать удовольствие от самостоятельного создания таких материалов, но это скорее исключение, чем правило.
ИИ изменяет педагогическую практику на каждом этапе: начиная с планирования урока и заканчивая проверкой знаний. То же самое произошло с появлением интернета. Важно сохранять критический подход к предложенным решениям (например, как в случае с функцией автокоррекции текста). Для обеспечения качественной проверки знаний учителю придется проявить изобретательность.
В ближайшее время в нашем районе планируется следующее: работа предметных методических объединений по продвижению ИИ как педагогического инструмента, включение темы ИИ в планы работы административных работников, распространение опыта Лицея № 384, ставшего пилотной площадкой федерального проекта «Искусственный интеллект» с начала учебного года, организация мероприятий для школьников, направленных на знакомство с ИИ.
Васильева Мария Игоревна — заведующий ГБДОУ детский сад № 12 Курортного района Санкт-Петербурга
Вопрос
Мария Игоревна, в рамках работы ассоциации наставников «Детский сад — детскому саду» вы начинаете большую работу по использованию нейросетей и искусственного интеллекта на уровне ДОУ. Расскажите о ней.
Ответ
Прежде чем говорить об особенностях использования ИИ и нейросетей в повседневной работе нашего детского сада, я хочу рассказать о том, почему мы это делаем. Как было ранее неоднократно подмечено коллегами из разных сфер деятельности, дети довольно-таки активно пользуются ресурсами нейросетей, они быстрее взрослых понимают функционал и охотнее изучают модные «новинки» от ИИ.
Нейросети и ИИ уже сейчас являются принципиально новым источником получения информации, привлекающим подрастающее поколение. Поэтому наш педагогический коллектив с интересом подключился к изучению этого вопроса, так как всем давно известно, что если процесс невозможно остановить, то его нужно возглавить. Конечно, внедрение таких понятий как нейросети и ИИ в повседневную деятельность детского сада – это процесс весьма сложный и неоднозначный по многим направлениям. Но, взвешивая все «за» и «против», мы поняли, что не можем игнорировать то, что уже вовсю используют наши дети. А чтобы чему-то научить, надо самому владеть этими навыками – поэтому мы решили организовать краткосрочный образовательный интенсив для педагогов дошкольных образовательных организаций при активной поддержке СПб ЦОКОИТ.
Благодаря откликам, которые мы получили от коллег, стало понятно, что среди нас много единомышленников, а значит, сотрудничество по реализации наставнического проекта в рамках ассоциации «Детский сад – детскому саду» обещает быть интересным и насыщенным. Главная трудность, с которой мы столкнулись, – это страх чего-то нового, но, к сожалению или к счастью, бояться времени уже нет, осталось время действовать, но предельно осторожно, чтобы при этом не навредить естественному развитию ребёнка. Я уверена, что уже в ближайшем будущем ИИ будет нашим персональным виртуальным помощником, планирующим расписание дня, напоминающим о важных событиях и не только, поэтому очень важно уже сейчас расширять кругозор детей в этом направлении, чтобы ребята понимали принципиальные отличия и разницу между промпт-инжинирингом и запросом из поисковой строки в интернете.
ИИ и нейросети определённо открывают новые перспективы и возможности как для детей, так и для педагогов, что в целом выглядит многообещающим. Уже сегодня мы используем нейросети для генерации свежих идей, создаем контент для госпаблика, генерируем картинки, сценарии праздничных мероприятий и многое другое, что позволяет оптимизировать скучные и рутинные рабочие процессы, – и у педагога остаётся больше времени для «живого» общения с детьми.
В заключение хочу отметить то, что будущее за искусственным интеллектом. Процитирую Президента: «С внедрением искусственного интеллекта в науку, образование, здравоохранение, все сферы нашей жизни — человечество начинает новую главу своего существования». Поэтому мы все должны приложить свои усилия на местах, чтобы ИИ в России активно развивался.