Что учителя думают про искусственный интеллект и возможности его использования (результаты анкетирования слушателей курсов СПбЦОКОиИТ)


Статья посвящена отношению людей к искусственному интеллекту (ИИ) и нейросетям, а также тенденциям их применения. Большинство пользователей позитивно воспринимает эти технологии, но сохраняются опасения, связанные с конфиденциальностью, безопасностью и влиянием на рынок труда. Для повышения доверия необходимы обучение и внедрение этических подходов.


Отношение людей к искусственному интеллекту (ИИ) и нейросетям варьируется в зависимости от контекста и уровня информированности. Большинство позитивно воспринимает возможности технологий, но существуют опасения, связанные с безопасностью, конфиденциальностью и влиянием на рынок труда. Для того чтобы повысить доверие к этим технологиям, необходимо обучать, обучаться и разрабатывать прозрачные и этичные подходы к использованию ИИ.

Положительное отношение проявляется, во-первых, в росте интереса и постепенному принятию этих технологий. Согласно исследованиям, проведенным такими компаниями, как PwC и McKinsey, интерес к ИИ растет. Например, исследование PwC показало, что около 60% респондентов считают, что ИИ улучшит их жизнь, а также повысит производительность труда.

Во-вторых, большинство людей воспринимают ИИ как инструмент для решения различных задач. Многие пользователи видят в ИИ и нейронных сетях полезные инструменты для автоматизации рутинных процессов, улучшения качества обслуживания клиентов и повышения эффективности бизнеса. Исследование IBM показало, что 90% компаний планируют внедрять ИИ в ближайшие годы.

В-третьих, постепенно растет удовлетворенность сервисами на основе ИИ. Люди все чаще используют голосовые помощники, чат-боты и другие сервисы на базе ИИ. Опросы показывают, что большинство пользователей довольны качеством этих сервисов, особенно когда речь идет об удобстве и скорости выполнения задач.

«Яндекс» представил обновленные показатели о знании и использовании генеративных нейросетей среди россиян. Данные отчета основаны на статистике сервисов «Поиска», «Нейростата» и опросе городских жителей в возрасте от 18 до 65 лет по состоянию на июнь 2024 года.

Ключевые выводы, которые были сделаны по результатам исследования:

  • с начала 2022 года интерес к нейросетям вырос почти в 15 раз;
  • о существовании нейросетей с функцией генерации текста знают 63% россиян в возрасте 18-65 лет, пользуются ими 33% респондентов;
  • показатели знания и использования нейросетей, генерирующих текст, у мужчин немного выше, чем у женщин;
  • лучше всего осведомлены о нейросетях люди 18-24 лет: 82% из них слышали о нейросетях с текстовыми функциями, среди респондентов старше 45 лет таких почти в полтора раза меньше;
  • опыт применения есть уже у 60% молодежи и только у четверти людей старшего возраста;
  • про нейросети, которые создают картинки по текстовому запросу, слышали 77% россиян в возрасте 18-65 лет, пользуются ими 28% респондентов;
  • разница в знании и использовании таких нейросетей между мужчинами и женщинами не очень большая, у первых показатели немного выше;
  • среди людей разного возраста знание о «картиночных» нейросетях тоже отличается не сильно – заметнее разница в доле пользователей: так, среди молодежи до 25 лет опыт использования нейросетей, генерирующих картинки, есть у 43%, а среди людей старше 55 лет — только у 16%;
  • почти 70% тех, кто когда-либо пользовался текстовыми функциями нейросетей, рассматривают их как инструмент для решения практических задач, и только 21% — как средство развлечения; картинки примерно одинаково часто генерируют для дела и для развлечений;
  • главные задачи, которые решают с помощью текстовых функций нейросетей, — генерация текстов разного типа и ответы на вопросы; изобразительные функции используют прежде всего для создания картинок по запросу, возможности обработки востребованы намного меньше;
  • люди разного возраста интересуются нейросетями для решения разных задач; у молодежи они чаще, чем у других групп, связаны с учебой, у людей 25-45 лет — с работой; люди постарше чаще ищут нейросети для обработки фотографий.

В сентябре-ноябре 2024 года в СПб ЦОКОиИТ проводилось анкетирование для выявления отношения к ИИ и нейросетям и определения тенденций их применения в системе образования.

Респондентами были педагоги, представляющие все уровни российской системы образования: дошкольное образование, начальную, основную и старшую школу, высшее образование, систему повышения квалификации.

Представим полученные результаты.

  1. Большинство опрошенных (86%) положительно относятся к возможностям искусственного интеллекта и нейросетям и считают, что новые технологии предоставляют человеку новые возможности, позволяют достигать более высоких результатов в обучении и профессиональной деятельности, Остальные 14% демонстрируют нейтральное отношение в связи с тем, что пока не совсем ясно, какими будут последствия от применения технологий ИИ.
  2. Распределение ответов на вопрос «Какие технологии искусственного интеллекта могут быть интересны и полезны современному педагогу?» следующее:

    • компьютерное зрение (анализ изображений и видео) – 22%;
    • обработка естественного языка (работа с текстами (сокращение/расширение, выделение главного), перевод, ведение диалога, генерация текстов) – 27%;
    • распознавание и синтез речи (превращение речи в текст, превращение текста в речь) – 22%;
    • анализ больших данных (посещение, успеваемость и др.) – 22%;
    • другие технологии – 6%.

    Вывод:

    В образовательном процессе, по мнению опрошенных, могут использоваться разные виды технологий. Сейчас лидируют с небольшим отрывом технологии, связанные с обработкой естественного языка. Это вполне понятно и обоснованно. Работа с текстами очень важна и в школьном, и вузовском обучении. Но нельзя недооценивать и другие технологии. Например, технологии, которые превращают звук в текст, в ближайшей перспективе помогут педагогам создавать полезные дидактические материалы, которые можно использовать непосредственно на уроке – к примеру, создавать персонализированные учебные задания с учетом особенностей обучающихся при восприятии учебного материала.

  3. На вопрос “Могут ли программы генерирования текстов помочь педагогу в подготовке планов урока?” опрошенные ответили следующим образом:

    • да, они могут предложить идеи, которые можно взять за основу, а потом их развить и углубить – более 55 %;
    • да, но только в самом начале профессиональной деятельности, пока нет опыта составления планов – около 6%;
    • да, но к вариантам планов, сгенерированных нейросетью, нужно относиться очень осторожно: возможны ошибки и неточности – 36%;
    • нет, нейросети не могут предложить ничего разумного – 2%.

    Вывод:

    Большинство опрошенных положительно оценивают возможности нейросетей при генерировании планов уроков или занятий. Небольшое количество опрошенных считает, что можно пользоваться нейросетями в начале профессиональной деятельности, пока нет опыта в планировании образовательного процесса. Но при этом больше трети опрошенных считают, что к предложениям нейросети надо относиться критичекси и с осторожностью. Можно предположить, что существуют риски для неопытного педагога, который разработки нейросети будет использовать без должной критической оценки, что может привести к снижению качества образовательного процесса и может замедлить профессиональное развитие учителя. Опытному педагогу нейросети смогут подсказать интересные нестандартные идеи, помочь расставить акценты, увидеть новые подходы, найти новые способы активизации деятельности обучающихся.

  4. Вопрос: “Могут ли программы генерирования текстов помочь педагогу в подготовке материалов урока (тестов, заданий, раздаточного материала и др.)?”. Ответы распределились следующим образом:

    • да, нейросети могут предложить идеи, которые педагог может взять за основу и доработать – 85%;
    • да, созданными материалами можно пользоваться, не внося особых корректировок – 10%;
    • нет, нейросеть не может предложить никаких вариантов дидактических и методических материалов, потому что она не знает программ обучения, методик, распределения материалов по классам и др. – 5%.

    Вывод:

    Анкетируемыми справедливо отмечено, что нейросети могут предложить идеи, которые можно взять лишь за основу. При генерировании обычных заданий нейросети чаще всего предлагают однотипные задания, которые лишь незначительно отличаются друг от друга. Но при генерировании творческих заданий нейросети, напротив, предлагают много интересных вариантов. Это могут быть очень интересные подсказки для педагогов.

  5. Вопрос: Могут ли программы генерирования текстов помочь педагогу в организации проектной деятельности?

    • да, генеративные текстовые нейросети применимы на всех этапах проектной деятельности – 49%;
    • да, иногда нейросети могут быть полезны, они могут предложить свежие идеи — 46%;
    • нет, проекты нужно выполнять без участия нейросетей, иначе авторы проектов совсем не будут создавать свои материалы – 4%.

    Вывод:

    Нейросети могут использоваться на всех этапах проектной деятельности, – считают почти 50% опрошенных. Такое мнение подтверждается опытом работы ряда образовательных организаций. Проблема при организации проектной деятельности – поиск актуальных проблем и оригинальных тем проектов, поскольку некоторые темы повторяются из года в год. В связи с этим важно учитывать, что при правильных запросах нейросети могут подсказать новые нестандартные темы для выполнения проектов.

  6. Вопрос: Как научить педагогов правильно и грамотно пользоваться технологиями искусственного интеллекта?

    • проводить обучение по специальным программам повышения квалификации – 26%;
    • встраивать специальные модули в большинство программ повышения квалификации – 20%
    • проводить тренинги и мастер-классы – 33%;
    • проводить конкурсы по использованию ИИ в педагогической деятельности – 20%;
    • проводить конкурсы по использованию ИИ в педагогической деятельности – 20%;

    Вывод:

    Большинство опрошенных справедливо считают, что при подготовке педагогов к использованию нейросетей важны прежде всего практические формы подготовки, такие как тренинги и мастер-классы. Научить основам промпт-инжиниринга можно только на практике. Но, безусловно, нужны и специальные программы повышения квалификации.

  7. Вопрос: Должны ли обучающиеся пользоваться технологиями искусственного интеллекта (в частности текстовыми и картиночными генеративными нейросетями) в учебной деятельности?

    • да, но только при условии специального обучения правилам использования нейросетей – 81%;
    • да, нужно пустить учащихся в свободное плавание, поскольку они в любом случае будут пользоваться услугами нейросетей – 16%;
    • нет, лучше запретить использовать нейросети и другие технологии ИИ, иначе учащиеся совсем перестанут учиться и думать – 3%.

    Вывод:

    Большинство опрошенных отмечают, что очень важно учить обучающихся правилам использования нейросетей. При этом важны все аспекты обучения: технические (как работают нейросети), этические (как зафиксировать факт использования нейросетей с позиций соблюдения авторских прав). При этом достаточно много респондентов (более 16%) считают, что учащихся можно отправить в свободное плавание, не задумываясь о том, что такое «Свободное плавание» может привести к быстрому росту неверной информации в сети.

  8. Вопрос: Создание промптов – большое искусство. Как этому научить субъектов образовательного процесса?

    • использовать большое количество заданий на составление промптов в разных предметных областях – 27%;
    • проводить анализ хороших и плохих промптов – 30%;
    • использовать вспомогательные приемы для подготовки к созданию промптов: тонкие и толстые вопросы, ромашка Блума и др. приемы технологии развития критического мышления – 28%;
    • проводить конкурсы на составление промптов – 15%.

    Вывод:

    При обучении составлению промптов главное – практика. Но нужно обязательно иметь в виду, что давно создана и хорошо работает технология, которая может быть актуальной в этой работе, – технология развития критического мышления. Многие ее приемы – реальные инструменты, которые можно использовать при создании промптов, – так считают 28 % опрошенных.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика