Сейчас сложно найти человека, который бы не слышал о нейросетях, которые становятся все более значимыми в нашей жизни в целом и в системе образования в частности.
Нейросети играют важную роль в обучении, так как помогают обрабатывать данные об образовательном процессе и выявлять сложные закономерности. Они используются для персонализации образования, адаптируя материалы под уровень и стиль обучения каждого ученика.
Нейросети помогают анализировать успеваемость, предсказывая пробелы в знаниях и предлагая корректирующие задания. В языковом обучении они могут применяться для распознавания речи, перевода и генерации реалистичных диалогов.
Алгоритмы компьютерного зрения на основе нейросетей проверяют письменные работы обучающихся и результаты выполнения тестов.
Нейросети могут играть роль интеллектуальных тьюторов, способных отвечать на вопросы и объяснять темы в реальном времени. В онлайн-образовании они могут помочь отфильтровать контент, рекомендуя курсы и материалы на основе интересов пользователя.
Генеративные нейросети помогают создавать учебные задания, презентации и даже художественные иллюстрации. Благодаря им обучение становится более интерактивным, доступным и эффективным для людей по всему миру.
При этом возникает вопрос о том, какую роль могут играть нейросети в воспитательном процессе.
Проблемам воспитания всегда уделялось пристальное внимание в педагогической науке. Ученые подчеркивают, что формирование и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни является важнейшей составляющей общественного развития. Исследованию проблем воспитания посвящены многочисленные доклады на конференциях и семинарах.
Понятно, что сегодня важное влияние на систему воспитания оказывают искусственный интеллект и нейросети, при этом возникает вопрос: нейросети в воспитании – это польза или вред?
Попробуем увидеть прежде всего пользу. Нейросети способны не только автоматизировать рутинные процессы по планированию воспитательного процесса, но и создавать новые подходы к взаимодействию между учениками, учителями и родителями.
Рассмотрим несколько ключевых аспектов роли нейросетей в воспитательной работе.
1. Индивидуализация воспитательного процесса
Современные нейросети позволяют учитывать уникальные особенности каждого ученика — его уровень знаний, интересы, способности и даже эмоциональное состояние. Например, система может анализировать поведение учащегося на уроке, его успехи в тестах и домашней работе, а также реакцию на разные виды заданий. Это помогает адаптировать воспитательный процесс под индивидуальные потребности ребенка, улучшая его вовлеченность и мотивацию.
Например, при выполнении учебных проектов с воспитательной направленностью нейросеть может предложить разные темы проектов для разных детей.
Промпт для нейросети
Учащийся интересует историей, он уже выполнял проекты с исторической направленностью. Сейчас он хочет выполнить социально-исторический проект, связанный с детьми блокадного Ленинграда. Предложи проблему и тему проекта. Учащемуся 14 лет.
Ответ нейросети
Отличная идея для социально-исторического проекта! Вот несколько вариантов тем и проблем, которые могут быть интересны и посильны для 14-летнего школьника.
Тема проекта: «Дети блокадного Ленинграда: как они выживали и помогали городу»
Проблемный вопрос: как дети блокадного Ленинграда, несмотря на голод, холод и бомбежки, не только выживали, но и вносили свой вклад в оборону и жизнь города?
Направления исследования
- Повседневная жизнь детей в блокаду (учеба, работа, быт).
- Дети-герои (помощь на заводах, тушение зажигательных бомб, спасение людей).
- "Дорога жизни" и эвакуация (как детей вывозили из города, их воспоминания).
- Память о блокадных детях сегодня (встречи с ветеранами, музеи, акции памяти).
Практическая часть (социальная составляющая):
- Создать виртуальную экскурсию или стенгазету о детях блокады для школы.
- Организовать встречу с ветеранами-блокадниками (если есть возможность).
- Провести акцию памяти (например, раздать «блокадные 125 грамм хлеба» с информационной листовкой).
- Написать письма благодарности ныне живущим блокадникам (если удастся найти контакты через ветеранские организации).
Этот проект позволит не только изучить историю, но и сохранить память о подвиге детей Ленинграда, а также вовлечь других школьников проблематику.
2. Автоматизация контроля и обратной связи
Одним из важнейших элементов воспитания является своевременная обратная связь. Нейросети могут автоматически оценивать выполнение домашних заданий, тесты и другие учебные материалы, предоставляя мгновенную обратную связь. Это значительно экономит время учителей и позволяет уделять больше внимания действительно важным вопросам взаимодействия с детьми.
К тому же постоянное отслеживание результатов выполнения домашних заданий формирует у учащихся чувство ответственности, что очень важно для воспитания. Учащиеся могут сами научиться контролировать выполнение домашних заданий, самостоятельных работ с использованием нейросетей. У них будет сформирована способность находить у себя ошибки и исправлять их.
3. Анализ поведения и психоэмоционального состояния
Нейронные сети могут использовать данные о поведении учеников в классе, их активности в социальных сетях и на учебных платформах для анализа их психоэмоционального состояния. В случае выявления тревожных сигналов (например, признаков депрессии, агрессии или социальной изоляции) система может предложить педагогу или психологу школы рекомендации по коррекции поведения или поддержке ребенка.
4. Развитие критического мышления и самостоятельности
Через интерактивные платформы, управляемые нейросетями, школьники могут получать задания, направленные на развитие критического мышления и творческого подхода. Такие системы могут предлагать нестандартные задачи, требовать от учащихся обоснования своих решений и стимулировать обсуждение проблем в группе. Это способствует развитию самостоятельности и ответственности за свои решения.
Нейросети способны подсказать, как найти выход из сложной конфликтной ситуации, как преодолеть проблемы в общении.
Промпт для нейросети
В классе возникла конфликтная ситуация. Два подростка претендуют на роль неформального лидера: один – через харизму и общительность, другой – через агрессию и давление. Между ними начинается скрытая или открытая вражда: насмешки, сплетни, бойкоты.
Какие мероприятия провести в классе, чтобы преодолеть этот конфликт? Какие роли при этом должны выполнять конфликтующие подростки?
Ответ нейросети
Отличный вопрос! Конфликт за лидерство можно превратить в возможность для развития класса, если правильно организовать процесс. Вот план мероприятий и распределение ролей, которые помогут снизить напряжение и перенаправить энергию лидеров в конструктивное русло.
- Тренинг на командообразование
- «Слепой проводник» – один лидер с завязанными глазами, другой ведет его через препятствия (потом меняются). Это учит доверию.
- «Общее дело» – разделить класс на 2 команды во главе с каждым лидером, но дать общую цель (например, построить мост из подручных материалов, где половину деталей держит одна команда, половину – другая).
- «Комплимент-бой» – лидеры по очереди называют сильные стороны друг друга (можно подключить весь класс).
- оба становятся капитанами, но их успех зависит от взаимодействия. После тренинга – рефлексия: обсудить, как они чувствовали себя в роли партнёров, а не соперников.
- Деловая игра «Суд над конфликтом»
- Разыграть «суд», где «обвиняемый» – конфликт, «свидетели» – одноклассники, «судьи» – сами лидеры.
- Обсудить, какой ущерб наносит конфликт классу, какие выгоды могло бы дать сотрудничество.
- оба становятся «судьями» – это заставит их занять нейтральную позицию и задуматься о последствиях.
- Проект «Классный журнал» (или другой общий продукт)
Цель: создать условия, где оба лидера вынуждены сотрудничать, а не конкурировать.
Мероприятия:
Роли конфликтующих:
Цель: дать подросткам взглянуть на ситуацию со стороны.
Проведение
Роли конфликтующих:
Интересно, что нейросеть предложила несколько вариантов мероприятий, а у педагога всегда есть возможность выбора, по какому пути пойти, как расставить акценты.
5. Поддержка педагогов в воспитательных мероприятиях
Нейросети могут помогать учителям планировать внеклассные мероприятия, основываясь на интересах детей и анализе предыдущих успехов и неудач. Например, система может рекомендовать игры или проекты, которые помогут улучшить взаимодействие внутри класса, развить лидерские качества или научить детей работать в команде.
Промпт для нейросети
Я классный руководитель пятого класса. Это во многом новые для меня дети, они только что перешли из начальной школы в основную и должны адаптироваться к совершенно новой ситуации с обучением. Теперь у них много новых предметов, новые учителя, новый уровень требований.
Предложи, как организовать тренинг на сплочение для детей 11-12 лет, какие игры можно предложить детям, как найти лидеров в классе и научить их выполнять роль лидеров.
Ответ нейросети
Структура тренинга
Цели:
- Сплочение — помочь детям познакомиться ближе, создать доверительную атмосферу.
- Выявление лидеров - дать возможность проявиться организаторам, инициативным ребятам.
- Развитие командных навыков - научить договариваться, слушать друг друга.
- Адаптация - снизить тревожность, связанную с переходом в среднюю школу.
Этапы тренинга
- Разминка (10-15 мин)
- «Имя + движение»
- «Атомы-молекулы»
- Основная часть (30-40 мин)
- «Паутина»
- «Слепой рисунок» (на лидерство)
- «Кораблекрушение» (на сплочение)
- Рефлексия (10-15 мин)
- «Один за всех» - каждый говорит, что ему понравилось в тренинге.
- «Совет другу» - можно дать совет однокласснику, как легче адаптироваться в 5 классе.
Цель: снять напряжение, создать позитивный настрой.
Каждый называет своё имя и делает любое движение (например, хлопок, прыжок). Остальные повторяют.
Дети ходят по комнате, ведущий (вы) говорит: «Объединяемся в группы по 3 (5, 2...) человека!» Нужно быстро собраться в команды.
Цель: взаимодействие, выявление лидеров, умение работать в команде.
Дети встают в круг. Первый держит клубок ниток, называет имя того, кому хочет его бросить, и говорит что-то приятное («Ты добрый!», «Мне нравится, как ты рисуешь!»). Так нить передаётся, пока все не окажутся частью «паутины». Потом можно аккуратно её распутать.
Разделить класс на команды по 4-5 человек. Каждая получает лист и фломастер. Задача: с закрытыми глазами нарисовать дом (корабль, животное). Один участник рисует, остальные дают инструкции. Потом обсуждают, кто брал на себя руководящую роль.
Дети представляют, что они на тонущем корабле, но есть спасательный плот (например, обруч или лист бумаги). Задача: всем уместиться на нём, не касаясь пола.
Как выявить лидеров?
- Наблюдайте, кто чаще берёт инициативу в играх («Слепой рисунок», «Кораблекрушение»).
- Кто предлагает идеи, организует других.
- К кому чаще прислушиваются.
Как научить лидеров руководить?
- Дать ответственность – назначить старосту, ответственных за проекты.
- Обсудить роль лидера – объяснить, что это не просто «командовать», а помогать другим.
- Проводить мини-тренинги – например, как разрешать конфликты, мотивировать одноклассников.
Дополнительные игры
- «Тайный друг» - неделю дети анонимно делают друг другу маленькие приятности (записки, помощь). Потом угадывают, кто был их «тайным другом».
- «Счёт до 10» - все закрывают глаза и пытаются досчитать до 10, не сговариваясь. Если два человека говорят одновременно начинаем заново.
6. Создание позитивной среды общения
Платформы на основе нейросетей могут использоваться для создания безопасной и дружелюбной онлайн-среды, где ученики смогут общаться друг с другом, делиться своими успехами и поддерживать друг друга. Важно, чтобы эти платформы были настроены таким образом, чтобы минимизировать риски буллинга и негативного влияния на психику подростков.
7. Улучшение взаимодействия с родителями
Родители играют ключевую роль в воспитательном процессе, и нейросети могут упростить коммуникацию между школой и семьей. Автоматические отчеты о прогрессе ребенка, рекомендации по домашним заданиям и предложения по совместной деятельности родителей и детей помогают укрепить доверие и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, нейросети открывают перед системой образования новые возможности для улучшения воспитательного процесса. Они способствуют индивидуализации подходов, автоматизации рутины, поддержке учителей и укреплению связей между всеми участниками учебного процесса.
Однако важно помнить, что внедрение таких технологий должно сопровождаться тщательным контролем и учетом этических вопросов, связанных с защитой персональных данных и приватностью учащихся.
Рассмотрим подробнее роль нейросетей в воспитании с позиций педагога и учащихся.

Роль нейросети для педагогов и учащихся
Для педагогов в воспитательной работе нейросеть становится верным спутником и наставником. Она готова показать маршрут, направить корабль воспитательной работы в нужное русло. Нужна помощь в планировании? Нейросеть может предложить план воспитательной работы.
Промпт для нейросети
Предложи 2-3 воспитательных мероприятия к 80-летию Победы. Оформи план мероприятий в виде таблицы, Название столбцов таблицы: Мероприятие, Ответственный, Сроки выполнения, Роль детей в подготовке и проведении, Роль родителей.
Ответ нейросети
Мероприятие |
Ответственный |
Сроки выполнения |
Роль детей в подготовке и проведении |
Роль родителей |
---|---|---|---|---|
Тематический классный час «Герои Великой Победы» |
Классный руководитель, учитель истории |
1-5 мая |
Подготовка докладов, чтение стихов, оформление стенгазеты |
Помощь в подборе материалов, семейные истории о войне |
Концерт для ветеранов «Память сердца» |
Завуч по воспитательной работе, учитель музыки |
6-8 мая |
Выступление с песнями и стихами военных лет, вручение подарков |
Помощь в организации, изготовление подарков, приглашение ветеранов |
Акция «Письмо Победы» (написание писем-благодарностей ветеранам) |
Учитель литературы, волонтеры школы |
Апрель - начало мая |
Написание писем, оформление открыток |
Поддержка и мотивация детей, помощь в оформлении |
Если уже готова какая-либо разработка, нейросеть выступит в роли эксперта, предложив идеи для улучшения разработки педагога.
Промпт для нейросети
Я классный руководитель 9-го класса. В этом году моим учащимся нужно будет сдавать государственные экзамены. Это очень сложно и ответственно. Я решила провести классный час на тему "Как не нервничать и не переживать на экзамене". На классном часе запланировано выступление десятиклассника, который в прошлом году на отлично сдал все ОГЭ, а также небольшой тренинг (15 минут) "Как не нервничать на экзамене". Дай экспертную оценку классного часа.
Экспертная оценка нейросети
Ваш классный час на тему «Как не нервничать и не переживать на экзамене» выглядит продуманным и полезным. Даю экспертную оценку по ключевым критериям:
Сильные стороны:
- Актуальность темы - снижение тревожности перед экзаменами критически важно для успешной сдачи ОГЭ.
- Практическая направленность - приглашение успешного десятиклассника добавляет достоверность и мотивацию ("Если он смог, то и я смогу!").
- Интерактивность - короткий тренинг (15 минут) помогает закрепить теорию на практике.
- Реалистичный тайминг - формат классного часа (обычно 45 мин.) позволяет уместить обсуждение, выступление и тренинг без перегрузки.
Рекомендации для усиления эффективности:
- Добавить разбор конкретных техник (дыхательные упражнения, методы тайм-менеджмента, когнитивные приёмы против паники).
- Дать возможность ученикам поделиться своими страхами (можно анонимно в виде записок) и разобрать их.
- Включить элемент игры (например, смоделировать экзаменационную ситуацию и показать, как применять антистресс-методы).
- Раздать памятки с краткими советами или полезными приложениями (например, для медитации или планирования).
Оценка: 8/10
Отличная база, но можно усилить практическую часть и обратную связь от учеников. Если добавите интерактивные элементы и конкретные техники, классный час станет ещё полезнее.
Доп. идея: Можно провести мини-анкетирование до и после классного часа, чтобы оценить уровень тревожности и эффективность мероприятия.
Новичкам, педагогам, которые только начинают свой путь в педагогической профессии, нейросеть всегда протянет руку помощи. Подобно старшему товарищу, она поделится опытом, подсказывая решение сложных воспитательных проблем, способ выхода из трудных ситуаций.
Не забудем также о том, что нейросети могут быть творцами идей. С помощью нейросетей легко найти идею для тематики классного часа или какого-нибудь иного мероприятия, а также получить текст, который может быть основой для воспитательной работы.
А для учеников нейросети тоже открывают целый мир возможностей. Представим себе работу над проектом. Например, учащийся выполняет проект с воспитательной направленностью. Нейросеть при этом может стать цифровым гидом для учащегося, помогающим выбрать тему, расставить приоритеты, правильно организовать время при работе над проектом.
Промпт для нейросети
Я учусь в 8-м классе. Хочу выполнить учебный проект с эстетической направленностью. Предложи 2-3 темы проекта.
Ответ нейросети
- «Искусство в математике: золотое сечение и симметрия в природе и архитектуре»
- Исследовать, как математические законы (золотое сечение, симметрия, фракталы) проявляются в природе, искусстве и архитектуре.
- Создать презентацию или коллаж с примерами (растения, здания, картины).
- Эстетика + наука = красиво и познавательно!
- «Комиксы как современное искусство: от графики до глубоких смыслов»
- Изучить, как комиксы и графические романы сочетают визуальную эстетику с литературой
- Проанализировать стили разных художников (например, японская манга vs западные комиксы).
- Попробовать создать свой короткий комикс в выбранном стиле.
- «Эстетика звука: как музыка влияет на восприятие цвета и образов»
- Исследовать феномен синестезии (когда звуки ассоциируются с цветами).
- Провести эксперимент: предложить одноклассникам нарисовать образы, возникающие при прослушивании разных жанров музыки.
- Оформить результаты в виде галереи «звуковых картин».
Промпт для нейросети
Меня очень заинтересовала тема «Комиксы как современное искусство: от графики до глубоких смыслов». А какие музеи можно посетить, чтобы лучше понять тему?
Ответ нейросети
- Музеи и галереи комиксов в России
- «Центр современного искусства „Гараж“» (Москва)
- «Музей современного искусства „Эрарта“» (Санкт-Петербург)
- «Библиотека комиксов» (Москва, в Российской государственной библиотеке для молодёжи)
Здесь периодически проходят выставки, связанные с современной графикой и визуальными экспериментами. Например, были проекты о стрит-арте и комикс-культуре.
В коллекции есть работы художников, работающих на стыке иллюстрации и искусства. Иногда проводятся выставки комиксистов.
Уникальное место, где собраны графические романы со всего мира, а ещё проходят лекции и мастер-классы по комикс-культуре.
Промпт для нейросети
Я живу в Петербурге и могу посетить «Музей современного искусства «Эрарта». На что обратить внимание в этом музее?
Ответ нейросети
- Постоянная экспозиция
- Графические работы и иллюстрации (ищи стили, близкие к комиксам: яркие контрасты, динамичные линии, повествовательность).
- Серии картин с «историей» (некоторые художники создают целые визуальные циклы, напоминающие комикс-нарративы).
- Стрит-арт и поп-арт (многие уличные художники вдохновляются комиксами — например, с Бэнкси или Роя Лихтенштейна).
- Конкретные имена:
- Временные выставки
- Выставка иллюстраторов (например, современных книжных или журнальных художников).
- Проекты на стыке искусства и комикса (арт-эксперименты с персонажами, «ожившие» графические работы).
- Интерактивные зоны
- «Мультимедийные залы» (анимация и цифровое искусство иногда используют комикс-приёмы).
- Инсталляции с текстом и изображением (аналогия с «баблами» в комиксах).
В музее представлены работы современных российских художников, среди которых могут быть:
Посмотри работы Андрея Люблинского (игра с образами из поп-культуры) или Пети-Жени (графика с элементами иронии и комиксов).
«Эрарта» часто обновляет экспозиции, и иногда там проходят выставки, напрямую связанные с комиксами или графическими историями. Уточни на сайте музея перед визитом - возможно, будет что-то вроде
В «Эрарте» есть необычные арт-объекты, которые могут помочь понять, как искусство взаимодействует со зрителем:
Учащиеся могут получить от нейросети реальную помощь, но при этом очень важно научить детей перепроверять информацию, отслеживать возможные галлюцинации нейросетей.
Нейросеть может стать для ребенка проводником в культурное пространство, предлагая, какие музеи, спектакли нужно посетить для того, чтобы работа над проектом стала более целенаправленной, чтобы результат получился более интересным.
Нейросеть может также сыграть роль психолога и психотерапевта, предоставляя поддержку подросткам в моменты сомнений и переживаний, когда реально взрослые могут быть недоступны или нежелательны, потому что ребенок постесняется задать взрослому какие-то проблемные вопросы.
Нейросеть может быть и своего рода виртуальным родителем, которому можно обратиться за советом, пожаловаться в тех ситуациях, когда реальный родитель оказывается далеко или недоступен эмоционально.
Таким образом нейросети становятся настоящими универсальными помощниками в воспитательном процессе. Они способны адаптироваться под нужды учителей детей. Многие педагоги сегодня считают, что нейросети являются хорошими помощниками в организации воспитательной работы.
Информационные ресурсы
- Казакова Н. Е. Задачи воспитательной деятельности в современной образовательной системе // Территория науки. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-sisteme (дата обращения: 09.04.2025).
- Современное воспитание: новые контексты, актуальные подходы, эффективные практики: Материалы межрегиональной научно практической конференции с международным участием (г. Смоленск, 26–27 октября 2022 г.). Часть I. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2022. – 288 с.
- Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции (8?10 декабря 2020 г., Новосибирск) / под редакцией Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2020. – 504 с.