Нейросети в воспитательной работе


В современном мире технологии развиваются с небывалой скоростью, и искусственный интеллект, в частности нейросети, уже активно проникает в самые разные сферы жизни. Образование — одно из направлений, где влияние ИИ становится особенно заметным. Если о применении нейросетей в обучении говорят все чаще, то их роль в воспитательной работе пока вызывает больше вопросов, чем ответов. Что могут нейросети в деле формирования личности, нравственных ориентиров и социального поведения? Попробуем разобраться.


Сейчас сложно найти человека, который бы не слышал о нейросетях, которые становятся все более значимыми в нашей жизни в целом и в системе образования в частности.

Нейросети играют важную роль в обучении, так как помогают обрабатывать данные об образовательном процессе и выявлять сложные закономерности. Они используются для персонализации образования, адаптируя материалы под уровень и стиль обучения каждого ученика.

Нейросети помогают анализировать успеваемость, предсказывая пробелы в знаниях и предлагая корректирующие задания. В языковом обучении они могут применяться для распознавания речи, перевода и генерации реалистичных диалогов.

Алгоритмы компьютерного зрения на основе нейросетей проверяют письменные работы обучающихся и результаты выполнения тестов.

Нейросети могут играть роль интеллектуальных тьюторов, способных отвечать на вопросы и объяснять темы в реальном времени. В онлайн-образовании они могут помочь отфильтровать контент, рекомендуя курсы и материалы на основе интересов пользователя.

Генеративные нейросети помогают создавать учебные задания, презентации и даже художественные иллюстрации. Благодаря им обучение становится более интерактивным, доступным и эффективным для людей по всему миру.

При этом возникает вопрос о том, какую роль могут играть нейросети в воспитательном процессе.

Проблемам воспитания всегда уделялось пристальное внимание в педагогической науке. Ученые подчеркивают, что формирование и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни является важнейшей составляющей общественного развития. Исследованию проблем воспитания посвящены многочисленные доклады на конференциях и семинарах.

Понятно, что сегодня важное влияние на систему воспитания оказывают искусственный интеллект и нейросети, при этом возникает вопрос: нейросети в воспитании – это польза или вред?

Попробуем увидеть прежде всего пользу. Нейросети способны не только автоматизировать рутинные процессы по планированию воспитательного процесса, но и создавать новые подходы к взаимодействию между учениками, учителями и родителями.

Рассмотрим несколько ключевых аспектов роли нейросетей в воспитательной работе.

1. Индивидуализация воспитательного процесса

Современные нейросети позволяют учитывать уникальные особенности каждого ученика — его уровень знаний, интересы, способности и даже эмоциональное состояние. Например, система может анализировать поведение учащегося на уроке, его успехи в тестах и домашней работе, а также реакцию на разные виды заданий. Это помогает адаптировать воспитательный процесс под индивидуальные потребности ребенка, улучшая его вовлеченность и мотивацию.

Например, при выполнении учебных проектов с воспитательной направленностью нейросеть может предложить разные темы проектов для разных детей.

Промпт для нейросети

Учащийся интересует историей, он уже выполнял проекты с исторической направленностью. Сейчас он хочет выполнить социально-исторический проект, связанный с детьми блокадного Ленинграда. Предложи проблему и тему проекта. Учащемуся 14 лет.

Ответ нейросети

Отличная идея для социально-исторического проекта! Вот несколько вариантов тем и проблем, которые могут быть интересны и посильны для 14-летнего школьника.

Тема проекта: «Дети блокадного Ленинграда: как они выживали и помогали городу»

Проблемный вопрос: как дети блокадного Ленинграда, несмотря на голод, холод и бомбежки, не только выживали, но и вносили свой вклад в оборону и жизнь города?

Направления исследования

  1. Повседневная жизнь детей в блокаду (учеба, работа, быт).
  2. Дети-герои (помощь на заводах, тушение зажигательных бомб, спасение людей).
  3. "Дорога жизни" и эвакуация (как детей вывозили из города, их воспоминания).
  4. Память о блокадных детях сегодня (встречи с ветеранами, музеи, акции памяти).

Практическая часть (социальная составляющая):

  • Создать виртуальную экскурсию или стенгазету о детях блокады для школы.
  • Организовать встречу с ветеранами-блокадниками (если есть возможность).
  • Провести акцию памяти (например, раздать «блокадные 125 грамм хлеба» с информационной листовкой).
  • Написать письма благодарности ныне живущим блокадникам (если удастся найти контакты через ветеранские организации).

Этот проект позволит не только изучить историю, но и сохранить память о подвиге детей Ленинграда, а также вовлечь других школьников проблематику.


2. Автоматизация контроля и обратной связи

Одним из важнейших элементов воспитания является своевременная обратная связь. Нейросети могут автоматически оценивать выполнение домашних заданий, тесты и другие учебные материалы, предоставляя мгновенную обратную связь. Это значительно экономит время учителей и позволяет уделять больше внимания действительно важным вопросам взаимодействия с детьми.

К тому же постоянное отслеживание результатов выполнения домашних заданий формирует у учащихся чувство ответственности, что очень важно для воспитания. Учащиеся могут сами научиться контролировать выполнение домашних заданий, самостоятельных работ с использованием нейросетей. У них будет сформирована способность находить у себя ошибки и исправлять их.

3. Анализ поведения и психоэмоционального состояния

Нейронные сети могут использовать данные о поведении учеников в классе, их активности в социальных сетях и на учебных платформах для анализа их психоэмоционального состояния. В случае выявления тревожных сигналов (например, признаков депрессии, агрессии или социальной изоляции) система может предложить педагогу или психологу школы рекомендации по коррекции поведения или поддержке ребенка.

4. Развитие критического мышления и самостоятельности

Через интерактивные платформы, управляемые нейросетями, школьники могут получать задания, направленные на развитие критического мышления и творческого подхода. Такие системы могут предлагать нестандартные задачи, требовать от учащихся обоснования своих решений и стимулировать обсуждение проблем в группе. Это способствует развитию самостоятельности и ответственности за свои решения.

Нейросети способны подсказать, как найти выход из сложной конфликтной ситуации, как преодолеть проблемы в общении.

Промпт для нейросети

В классе возникла конфликтная ситуация. Два подростка претендуют на роль неформального лидера: один – через харизму и общительность, другой – через агрессию и давление. Между ними начинается скрытая или открытая вражда: насмешки, сплетни, бойкоты.

Какие мероприятия провести в классе, чтобы преодолеть этот конфликт? Какие роли при этом должны выполнять конфликтующие подростки?

Ответ нейросети

Отличный вопрос! Конфликт за лидерство можно превратить в возможность для развития класса, если правильно организовать процесс. Вот план мероприятий и распределение ролей, которые помогут снизить напряжение и перенаправить энергию лидеров в конструктивное русло.

  1. Тренинг на командообразование
  2. Цель: создать условия, где оба лидера вынуждены сотрудничать, а не конкурировать.

    Мероприятия:

    • «Слепой проводник» – один лидер с завязанными глазами, другой ведет его через препятствия (потом меняются). Это учит доверию.
    • «Общее дело» – разделить класс на 2 команды во главе с каждым лидером, но дать общую цель (например, построить мост из подручных материалов, где половину деталей держит одна команда, половину – другая).
    • «Комплимент-бой» – лидеры по очереди называют сильные стороны друг друга (можно подключить весь класс).
    • Роли конфликтующих:

    • оба становятся капитанами, но их успех зависит от взаимодействия. После тренинга – рефлексия: обсудить, как они чувствовали себя в роли партнёров, а не соперников.

  3. Деловая игра «Суд над конфликтом»
  4. Цель: дать подросткам взглянуть на ситуацию со стороны.

    Проведение

    • Разыграть «суд», где «обвиняемый» – конфликт, «свидетели» – одноклассники, «судьи» – сами лидеры.
    • Обсудить, какой ущерб наносит конфликт классу, какие выгоды могло бы дать сотрудничество.
    • Роли конфликтующих:

    • оба становятся «судьями» – это заставит их занять нейтральную позицию и задуматься о последствиях.

  5. Проект «Классный журнал» (или другой общий продукт)

Интересно, что нейросеть предложила несколько вариантов мероприятий, а у педагога всегда есть возможность выбора, по какому пути пойти, как расставить акценты.

5. Поддержка педагогов в воспитательных мероприятиях

Нейросети могут помогать учителям планировать внеклассные мероприятия, основываясь на интересах детей и анализе предыдущих успехов и неудач. Например, система может рекомендовать игры или проекты, которые помогут улучшить взаимодействие внутри класса, развить лидерские качества или научить детей работать в команде.

Промпт для нейросети

Я классный руководитель пятого класса. Это во многом новые для меня дети, они только что перешли из начальной школы в основную и должны адаптироваться к совершенно новой ситуации с обучением. Теперь у них много новых предметов, новые учителя, новый уровень требований.

Предложи, как организовать тренинг на сплочение для детей 11-12 лет, какие игры можно предложить детям, как найти лидеров в классе и научить их выполнять роль лидеров.

Ответ нейросети

Структура тренинга

Цели:

  1. Сплочение — помочь детям познакомиться ближе, создать доверительную атмосферу.
  2. Выявление лидеров - дать возможность проявиться организаторам, инициативным ребятам.
  3. Развитие командных навыков - научить договариваться, слушать друг друга.
  4. Адаптация - снизить тревожность, связанную с переходом в среднюю школу.

Этапы тренинга

  1. Разминка (10-15 мин)
  2. Цель: снять напряжение, создать позитивный настрой.

    • «Имя + движение»
    • Каждый называет своё имя и делает любое движение (например, хлопок, прыжок). Остальные повторяют.

    • «Атомы-молекулы»
    • Дети ходят по комнате, ведущий (вы) говорит: «Объединяемся в группы по 3 (5, 2...) человека!» Нужно быстро собраться в команды.

  3. Основная часть (30-40 мин)
  4. Цель: взаимодействие, выявление лидеров, умение работать в команде.

    • «Паутина»
    • Дети встают в круг. Первый держит клубок ниток, называет имя того, кому хочет его бросить, и говорит что-то приятное («Ты добрый!», «Мне нравится, как ты рисуешь!»). Так нить передаётся, пока все не окажутся частью «паутины». Потом можно аккуратно её распутать.

    • «Слепой рисунок» (на лидерство)
    • Разделить класс на команды по 4-5 человек. Каждая получает лист и фломастер. Задача: с закрытыми глазами нарисовать дом (корабль, животное). Один участник рисует, остальные дают инструкции. Потом обсуждают, кто брал на себя руководящую роль.

    • «Кораблекрушение» (на сплочение)
    • Дети представляют, что они на тонущем корабле, но есть спасательный плот (например, обруч или лист бумаги). Задача: всем уместиться на нём, не касаясь пола.

  5. Рефлексия (10-15 мин)
    • «Один за всех» - каждый говорит, что ему понравилось в тренинге.
    • «Совет другу» - можно дать совет однокласснику, как легче адаптироваться в 5 классе.

Как выявить лидеров?

  • Наблюдайте, кто чаще берёт инициативу в играх («Слепой рисунок», «Кораблекрушение»).
  • Кто предлагает идеи, организует других.
  • К кому чаще прислушиваются.

Как научить лидеров руководить?

  1. Дать ответственность – назначить старосту, ответственных за проекты.
  2. Обсудить роль лидера – объяснить, что это не просто «командовать», а помогать другим.
  3. Проводить мини-тренинги – например, как разрешать конфликты, мотивировать одноклассников.

Дополнительные игры

  • «Тайный друг» - неделю дети анонимно делают друг другу маленькие приятности (записки, помощь). Потом угадывают, кто был их «тайным другом».
  • «Счёт до 10» - все закрывают глаза и пытаются досчитать до 10, не сговариваясь. Если два человека говорят одновременно начинаем заново.

6. Создание позитивной среды общения

Платформы на основе нейросетей могут использоваться для создания безопасной и дружелюбной онлайн-среды, где ученики смогут общаться друг с другом, делиться своими успехами и поддерживать друг друга. Важно, чтобы эти платформы были настроены таким образом, чтобы минимизировать риски буллинга и негативного влияния на психику подростков.

7. Улучшение взаимодействия с родителями

Родители играют ключевую роль в воспитательном процессе, и нейросети могут упростить коммуникацию между школой и семьей. Автоматические отчеты о прогрессе ребенка, рекомендации по домашним заданиям и предложения по совместной деятельности родителей и детей помогают укрепить доверие и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

Таким образом, нейросети открывают перед системой образования новые возможности для улучшения воспитательного процесса. Они способствуют индивидуализации подходов, автоматизации рутины, поддержке учителей и укреплению связей между всеми участниками учебного процесса.

Однако важно помнить, что внедрение таких технологий должно сопровождаться тщательным контролем и учетом этических вопросов, связанных с защитой персональных данных и приватностью учащихся.

Рассмотрим подробнее роль нейросетей в воспитании с позиций педагога и учащихся.

Роль нейросети для педагогов и учащихся


Для педагогов в воспитательной работе нейросеть становится верным спутником и наставником. Она готова показать маршрут, направить корабль воспитательной работы в нужное русло. Нужна помощь в планировании? Нейросеть может предложить план воспитательной работы.

Промпт для нейросети

Предложи 2-3 воспитательных мероприятия к 80-летию Победы. Оформи план мероприятий в виде таблицы, Название столбцов таблицы: Мероприятие, Ответственный, Сроки выполнения, Роль детей в подготовке и проведении, Роль родителей.

Ответ нейросети

Мероприятие

Ответственный

Сроки выполнения

Роль детей в подготовке и проведении

Роль родителей

Тематический классный час «Герои Великой Победы»

Классный руководитель, учитель истории

1-5 мая

Подготовка докладов, чтение стихов, оформление стенгазеты

Помощь в подборе материалов, семейные истории о войне

Концерт для ветеранов «Память сердца»

Завуч по воспитательной работе, учитель музыки

6-8 мая

Выступление с песнями и стихами военных лет, вручение подарков

Помощь в организации, изготовление подарков, приглашение ветеранов

Акция «Письмо Победы» (написание писем-благодарностей ветеранам)

Учитель литературы, волонтеры школы

Апрель - начало мая

Написание писем, оформление открыток

Поддержка и мотивация детей, помощь в оформлении

Если уже готова какая-либо разработка, нейросеть выступит в роли эксперта, предложив идеи для улучшения разработки педагога.

Промпт для нейросети

Я классный руководитель 9-го класса. В этом году моим учащимся нужно будет сдавать государственные экзамены. Это очень сложно и ответственно. Я решила провести классный час на тему "Как не нервничать и не переживать на экзамене". На классном часе запланировано выступление десятиклассника, который в прошлом году на отлично сдал все ОГЭ, а также небольшой тренинг (15 минут) "Как не нервничать на экзамене". Дай экспертную оценку классного часа.

Экспертная оценка нейросети

Ваш классный час на тему «Как не нервничать и не переживать на экзамене» выглядит продуманным и полезным. Даю экспертную оценку по ключевым критериям:

Сильные стороны:

  • Актуальность темы - снижение тревожности перед экзаменами критически важно для успешной сдачи ОГЭ.
  • Практическая направленность - приглашение успешного десятиклассника добавляет достоверность и мотивацию ("Если он смог, то и я смогу!").
  • Интерактивность - короткий тренинг (15 минут) помогает закрепить теорию на практике.
  • Реалистичный тайминг - формат классного часа (обычно 45 мин.) позволяет уместить обсуждение, выступление и тренинг без перегрузки.

Рекомендации для усиления эффективности:

  • Добавить разбор конкретных техник (дыхательные упражнения, методы тайм-менеджмента, когнитивные приёмы против паники).
  • Дать возможность ученикам поделиться своими страхами (можно анонимно в виде записок) и разобрать их.
  • Включить элемент игры (например, смоделировать экзаменационную ситуацию и показать, как применять антистресс-методы).
  • Раздать памятки с краткими советами или полезными приложениями (например, для медитации или планирования).

Оценка: 8/10

Отличная база, но можно усилить практическую часть и обратную связь от учеников. Если добавите интерактивные элементы и конкретные техники, классный час станет ещё полезнее.

Доп. идея: Можно провести мини-анкетирование до и после классного часа, чтобы оценить уровень тревожности и эффективность мероприятия.

Новичкам, педагогам, которые только начинают свой путь в педагогической профессии, нейросеть всегда протянет руку помощи. Подобно старшему товарищу, она поделится опытом, подсказывая решение сложных воспитательных проблем, способ выхода из трудных ситуаций.

Не забудем также о том, что нейросети могут быть творцами идей. С помощью нейросетей легко найти идею для тематики классного часа или какого-нибудь иного мероприятия, а также получить текст, который может быть основой для воспитательной работы.

А для учеников нейросети тоже открывают целый мир возможностей. Представим себе работу над проектом. Например, учащийся выполняет проект с воспитательной направленностью. Нейросеть при этом может стать цифровым гидом для учащегося, помогающим выбрать тему, расставить приоритеты, правильно организовать время при работе над проектом.

Промпт для нейросети

Я учусь в 8-м классе. Хочу выполнить учебный проект с эстетической направленностью. Предложи 2-3 темы проекта.

Ответ нейросети

  1. «Искусство в математике: золотое сечение и симметрия в природе и архитектуре»
    • Исследовать, как математические законы (золотое сечение, симметрия, фракталы) проявляются в природе, искусстве и архитектуре.
    • Создать презентацию или коллаж с примерами (растения, здания, картины).
    • Эстетика + наука = красиво и познавательно!

  2. «Комиксы как современное искусство: от графики до глубоких смыслов»
    • Изучить, как комиксы и графические романы сочетают визуальную эстетику с литературой
    • Проанализировать стили разных художников (например, японская манга vs западные комиксы).
    • Попробовать создать свой короткий комикс в выбранном стиле.

  3. «Эстетика звука: как музыка влияет на восприятие цвета и образов»
    • Исследовать феномен синестезии (когда звуки ассоциируются с цветами).
    • Провести эксперимент: предложить одноклассникам нарисовать образы, возникающие при прослушивании разных жанров музыки.
    • Оформить результаты в виде галереи «звуковых картин».

Промпт для нейросети

Меня очень заинтересовала тема «Комиксы как современное искусство: от графики до глубоких смыслов». А какие музеи можно посетить, чтобы лучше понять тему?

Ответ нейросети

  1. Музеи и галереи комиксов в России

    • «Центр современного искусства „Гараж“» (Москва)
    • Здесь периодически проходят выставки, связанные с современной графикой и визуальными экспериментами. Например, были проекты о стрит-арте и комикс-культуре.

    • «Музей современного искусства „Эрарта“» (Санкт-Петербург)
    • В коллекции есть работы художников, работающих на стыке иллюстрации и искусства. Иногда проводятся выставки комиксистов.

    • «Библиотека комиксов» (Москва, в Российской государственной библиотеке для молодёжи)
    • Уникальное место, где собраны графические романы со всего мира, а ещё проходят лекции и мастер-классы по комикс-культуре.

Промпт для нейросети

Я живу в Петербурге и могу посетить «Музей современного искусства «Эрарта». На что обратить внимание в этом музее?

Ответ нейросети

  1. Постоянная экспозиция
  2. В музее представлены работы современных российских художников, среди которых могут быть:

    • Графические работы и иллюстрации (ищи стили, близкие к комиксам: яркие контрасты, динамичные линии, повествовательность).
    • Серии картин с «историей» (некоторые художники создают целые визуальные циклы, напоминающие комикс-нарративы).
    • Стрит-арт и поп-арт (многие уличные художники вдохновляются комиксами — например, с Бэнкси или Роя Лихтенштейна).
    • Конкретные имена:
    • Посмотри работы Андрея Люблинского (игра с образами из поп-культуры) или Пети-Жени (графика с элементами иронии и комиксов).

  3. Временные выставки
  4. «Эрарта» часто обновляет экспозиции, и иногда там проходят выставки, напрямую связанные с комиксами или графическими историями. Уточни на сайте музея перед визитом - возможно, будет что-то вроде

    • Выставка иллюстраторов (например, современных книжных или журнальных художников).
    • Проекты на стыке искусства и комикса (арт-эксперименты с персонажами, «ожившие» графические работы).

  5. Интерактивные зоны
  6. В «Эрарте» есть необычные арт-объекты, которые могут помочь понять, как искусство взаимодействует со зрителем:

    • «Мультимедийные залы» (анимация и цифровое искусство иногда используют комикс-приёмы).
    • Инсталляции с текстом и изображением (аналогия с «баблами» в комиксах).

Учащиеся могут получить от нейросети реальную помощь, но при этом очень важно научить детей перепроверять информацию, отслеживать возможные галлюцинации нейросетей.

Нейросеть может стать для ребенка проводником в культурное пространство, предлагая, какие музеи, спектакли нужно посетить для того, чтобы работа над проектом стала более целенаправленной, чтобы результат получился более интересным.

Нейросеть может также сыграть роль психолога и психотерапевта, предоставляя поддержку подросткам в моменты сомнений и переживаний, когда реально взрослые могут быть недоступны или нежелательны, потому что ребенок постесняется задать взрослому какие-то проблемные вопросы.

Нейросеть может быть и своего рода виртуальным родителем, которому можно обратиться за советом, пожаловаться в тех ситуациях, когда реальный родитель оказывается далеко или недоступен эмоционально.

Таким образом нейросети становятся настоящими универсальными помощниками в воспитательном процессе. Они способны адаптироваться под нужды учителей детей. Многие педагоги сегодня считают, что нейросети являются хорошими помощниками в организации воспитательной работы.

Информационные ресурсы

  1. Казакова Н. Е. Задачи воспитательной деятельности в современной образовательной системе // Территория науки. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-sisteme (дата обращения: 09.04.2025).
  2. Современное воспитание: новые контексты, актуальные подходы, эффективные практики: Материалы межрегиональной научно практической конференции с международным участием (г. Смоленск, 26–27 октября 2022 г.). Часть I. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2022. – 288 с.
  3. Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции (8?10 декабря 2020 г., Новосибирск) / под редакцией Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2020. – 504 с.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика