Организация инновационной формы работы с детьми с применением мультимедийных технологий, развитие детского анимационного творчества в дошкольном образовательном учреждении


Инновационный проект разработан в соответствии c ФГОС, с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Методика обучения анимации – это отдельная инновационная методика, которая основана на совместной деятельности детей и взрослых с применением мультимедийных технологий. Она предусматривает поэтапное ознакомление детей с различными техниками анимации. Это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам предстоит самостоятельно изучать и внедрять в свою деятельность инновационный проект.


Информационные и коммуникационные технологии становятся наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к познанию нового. Мы, не отказываясь от традиционных методов обучения, включили в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, как средство повышения эффективности обучения, учитывая возрастные особенности детей и сохраняя их физическое и психическое здоровье.

Технологии развиваются, дети активно осваивают цифровой мир. Использование анимации, фильмов, презентаций вызывает активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Визуальная поддержка изучаемого материала позволяет добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребенка, что способствует более прочному закреплению полученных знаний.

Авторская детская мультипликация наиболее универсальный и целостный вид творчества. Здесь возможна интеграция различных видов творческой деятельности. Во время создания фильма ребенок становится сценаристом, актером, художником, аниматором, оператором.

В нашем дошкольном учреждении дети создают мультипликационные фильмы в ходе образовательной деятельности, в рамках проектной деятельности. Во время занятий дети знакомятся с процессом создания мультфильма, в одной из выбранных техник.

В 2016-2017 учебном году дети средних и старших групп ГБДОУ детский сад №141 г. Санкт-Петербург участвовали в процессе создания мультипликационного фильма методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в пластилиновой объемной технике.

Проект: «Организация инновационной формы работы с детьми с применением мультимедийных технологий, развитие детского анимационного творчества в дошкольном образовательном учреждении»

Цель проекта: изучение, разработка и внедрение инновационной формы работы в образовательный процесс с применением мультимедийных технологий, развитие детского анимационного творчества в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи проекта:

  • разработка и внедрение технологии проектной деятельности по созданию мультипликации детьми дошкольного возраста в процессе реализации разнообразных видов детской деятельности;
  • распространение опыта по организации инновационной формы работы с детьми дошкольного возраста с применением мультимедийных технологий;
  • организация образовательной деятельности, способствующей наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребенка; становлению его личности, приобретению опыта выбора деятельности;
  • поддержка стремления детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности.

Механизм реализации проекта состоит в реализации трёх этапов: организационного, реализации и аналитического этапа.

Задачи организационного этапа:

  • изучение нормативно-правовой основы проекта;
  • изучение теоретических основ технологии создания анимационных мультфильмов;
  • определение параметров эффективности инновационного проекта;
  • подбор и приобретение технического оснащения;
  • диагностика развития познавательных интересов, творческих способностей детей;
  • разработка алгоритма работы над мультфильмом;
  • разработка личностно-ориентированных форм взаимодействия субъектов (дети, родители, педагоги) по внедрению проектного метода в образовательную деятельность;

Задачи этапа реализации:

  • знакомство с техниками исполнения мультипликации;
  • подборка мультипликационных фильмов в разных техниках исполнения;
  • изучение истории возникновения мультипликации;
  • изучение профессий людей, занимающихся созданием мультфильмов;
  • разработка и изучение этапов создания мультфильма;
  • создание мультфильма в предложенной технике исполнения (процесс создания мультфильма включает в себя 6 этапов);
  • просмотр готового мультфильма.

Задачи аналитического этапа:

  • анкетирование родителей на тему: выявления влияния технологии создания мультипликации на развитие ребенка;
  • проведение повторной диагностики уровня познавательных процессов;
  • анализ полученных данных в процессе первичной и повторной диагностики результатов;
  • систематизация материалов по теме проекта;
  • разработка алгоритма сопровождения образовательной деятельности по внедрению инновационных форм работы с детьми, развитию анимационного творчества в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В ходе реализации проекта были разработаны диагностики для изучения эффективности использования инновационной формы работы с детьми с применением мультимедийных технологий. Проведены беседы и анкетирования с педагогами и родителями для выявления сильных и слабых сторон проекта. Проведена диагностика А.М.Федотовой, выявляющая отношение ребенка к окружающему миру. Проведен мониторинг освоения детьми этапов создания мультипликационных фильмов. Проведен мониторинг освоения детьми этапов создания мультипликационных фильмов, который позволяет выявить уровень актерского мастерства (озвучивание), кукловождения; владение импровизацией, представлениями об иллюзии движения; уровень творческих проявлений в выборе идеи мультфильма, в создании сценария, уровень навыков изодеятельности.

Полученные результаты проекта:

  • повышение мотивационной активности дошкольников;
  • сформированы социально-коммуникативные навыки;
  • личностное развитие гармонично и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития;
  • детьми приобретены навыки создания мультипликационного фильма методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в пластилиновой объемной технике;
  • активно развивается монологическая и диалогическая речь дошкольников;
  • дети умеют передавать творческие замыслы с помощью различных видов искусств и активно включаются в процесс творчества;
  • развитие индивидуальных способностей ребенка, становление его личности;
  • приобретение дошкольником опыта выбора деятельности, позиции, роли, ранней профориентации.

Моя работа с использованием мультимедийного оборудования началась с участия в VIII Всероссийской конференции с международным участием. В данной конференции принимали участие воспитатели, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования детских садов и учителя школ из различных районов города, других городов России, других стран. В своей ежедневной работе я применяю мультимедийные технологии в виде компьютерных программ и презентаций. У нас имеется возможность создавать фильмы или презентации, учитывая особенности возраста своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. После изучения материалов из опыта зарубежных авторов и российских авторов, получения практического самостоятельного опыта, мной было принято решение о создание нового инновационного проекта. Большим стимулом послужила победа в прошлом году в конкурсе им. Выготского. На денежные средства было приобретено необходимое оборудование для проекта. Для реализации проекта мной была подобрана творческая группа педагогов, с целью создания условий для развития инновационных процессов в ДОУ. Только самые активные и творческие педагоги вошли в состав рабочей группы по реализации данного проекта. Состав творческой группы определяется интересами и потребностями детей и родителей данных возрастных групп (5-7 лет). Для повышения качества образовательного процесса и уровня профессиональной компетенции педагогов были проведены семинары-практикумы и мастер-классы по изучению теоретических основ технологии создания анимационных мультфильмов. Были проведены консультации о создании необходимых условий для реализации проекта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Мы рады поделится своим опытом, проводя мастер-классы по реализации проекта, семинары и консультации.

Список использованных источников

1. Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения. Информатика, № 31, 2004.;
2. Электронная газета «Интерактивное образование» (выпуск №20, декабрь 2008г.). Статья «Информационные технологии в дошкольном образовании» Анна Викторовна Молокова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПК и ПРО.
3. Русакова О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников.
4. Релин Г. С. Информатизация образования. – М., 2005;
5. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
6. Анимация как феномен культуры. Материалы первой всероссийской научно-практической конференции. 27-28 апреля 2005 года. Сост. . М.: ВГИК, 2006.
7. Волков А. Проблемы развития искусства современной мультипликации. Диссертация. М., 1970.
8. Хохлова Наталья Анатольевна «Использование мультимедийного сопровождения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» http://открытыйурок.рф/статьи/649690/
9. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". ФГОС. Авторы/составители: Веракса Н. Е., Комарова Т. Издательство: Мозаика-Синтез 2017г.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Фрадкин Валерий Евгеньевич