«ИГРА.AR»: использование дополненной реальности при организации игровой деятельности дошкольников


В современном мире создание открытой образовательной среды и выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов не может быть реализовано без новых цифровых технологий. Дети XXI века хотят получать информацию здесь и сейчас, на максимальной скорости, именно это поддерживает их интерес и позволяет сохранять высокую мотивацию в достижении образовательных целей.


Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR) — это среда, которая создается благодаря наложению информации или объектов на воспринимаемый мир в реальном времени[7].

Санкт-Петербурга «Росток» представляет Игровой комплекс с дополненной реальностью (AR) «Окно в Петербург», который включает в себя серию дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста (рецензент кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А. И. Герцена А. И. Синицына). В большинстве разработанных дидактических игр применяются созданные в программе HP-Reveal оригинальные объекты дополненной реальности. Все материалы размещены на официальном сайте в разделе «Инновационная деятельность» [5]. Для возможности использования игрового комплекса «Окно в Петербург» - разработаны и опубликованы методические рекомендации с подробным описанием, а для удобства представления дидактических игр с применением AR разработана единая форма паспорта игры, содержащего правила игры, необходимые ссылки на содержание и дидактические материалы для подготовки и проведения игры.

Игровой комплекс для дошкольников с использованием дополненной реальности (AR)– это образовательный ресурс нового поколения, который удобен в применении и позволяет расширить цифровую образовательную среду.

? ? ?

Обучение через игру — динамичный, захватывающий детское воображение процесс, который так естественен для дошкольников. Игровая деятельность — ведущая для дошколят, и любое средство обучения, которое воспитатель использует для своих подопечных, должно быть гибким, трансформируемым, мобильным. Мир современного дошкольника составляет не только привычная для нашего понимания игра, современная игровая деятельность переместилась в другую реальность — виртуальную, и она так же объективна для современного малыша, как и физическая действительность. И планшеты помогают детям, с одной стороны, легко освоиться в мире высоких технологий, а с другой — получать огромное удовольствие от самого процесса познания. [2, с. 11]

Технология “дополненная реальность” (AR), представляющая собой синтез двух миров - реального и виртуального, имеет огромные перспективы в системе образования нового поколения. Уникальная технология дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит стимулом для развития способностей и творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО. [5]

Использование цифровых средств образования, технологии «дополненной реальности», в частности – это педагогический прием, расширяющий возможности обучения.

Электронные средства в обучении детей дошкольного возраста имеют свои ограничения, связанные с гигиеническими нормами применения подобных устройств и совмещают традиционные виды детской деятельности с новым подходом. Применение технологии «дополненной реальности» дополняют традиционные дидактические игры новыми возможностями.

Творческая группа ГБДОУ № 68 активно внедряет в практику данную технологию AR, умело интегрируя с педагогической технологией игровой деятельности, В результате сотрудничества с СОШ №548 Красносельского района г. Санкт-Петербурга, являющейся региональной экспериментальной площадкой, был разработан Игровой комплекс «Окно в Петербург», созданный на основе принципов доступности, сотрудничества и взаимодействия, открытости, адаптивности, персонализации, комплексности, уникальности технологий мобильного обучения. Игровой комплекс содержит 11 дидактических игр с применением технологии «дополненная реальность» для детей старшего дошкольного возраста по теме «Знакомство с Санкт-Петербургом». Сюда вошли такие игры как: «Морской бой», «Путешествие по городу», «Петербургская азбука», «В Русском музее», «Украсим город цветами», «Петербургское лото», «Прогулка на речном трамвайчике», «Петербургское домино», «Крестики-нолики», «Ленинградский зоопарк», «Петербургский кубик». В игровом комплексе с помощью AR дети получают информацию в виде текста, звука, видео, изображений, заданий, вопросов. [4]

Дидактические игры с использованием технологии «дополненная реальность» позволяют педагогу реализовать все образовательные области, а задания в одной игре – интегрировать различные области. Так, например, игра «Морской бой» для детей 6-7 лет посвящена теме «Знакомство с Санкт-Петербургом» (образовательная область «Познавательное развитие»), ее цель - создать условия для закрепления и применения ребенком знаний о родном городе. Задания, которые выполняет ребенок по ходу игр, направлены на развитие элементарных математических представлений (образовательная область «Познавательное развитие»), фонематического слуха (образовательная область «Речевое развитие»), навыков безопасного поведения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие), а также упражнения на развитие логического мышления, внимания (ребусы, кроссворды и т.д.)

В играх применяются объекты дополненной реальности(AR) созданные в приложении HP Reveal, 3D MAGIK ZOO, сканер QR- кода. Для считывания объектов дополненной реальности достаточно иметь смартфон или планшет с установленным приложением и операционной системой Android или IOS.

Важно отметить, что при реализации предлагаемых игр на первом месте должно быть здоровье учащихся и педагогов и их образовательный комфорт. Поэтому все мероприятия должны проводиться с четким соблюдением требований СанПин и с обязательным включением мероприятий по здоровьесбережению и здоровьесозиданию.

Анализируя игровой комплекс с дополненной реальностью, отметим следующие отличительные характеристики:

  • для работы используются современные информационно-технологические инструменты и сервисы сети Интернет и требуется простейшая дополнительная установка бесплатного программного обеспечения на мобильное устройство;
  • игровой комплекс интерактивен, представляет собой мультимедийный продукт, позволяет педагогам использовать эффективные инструменты профессиональной деятельности.
  • игровой комплекс открыт для работы любого количества новых пользователей: педагогов, обучающихся и их родителей;
  • игровой комплекс позволяет формировать устойчивый интерес детей старшего дошкольного возраста к изучению родного города.

Как и любые дидактические игры, разработанные игры ARпредполагают различные варианты их использования, в зависимости от целей педагога, знаний детей, творчества и фантазии педагога и детей.

С помощью игр с технологией дополненной реальности(AR) решается ряд задач:

  • закрепление, актуализация полученных на занятиях знаний о родном городе;
  • умение самостоятельно использовать гаджет для получения информации;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • совершенствование навыков чтения;
  • развитие фонематического слуха;
  • обогащение и активизация словаря детей;
  • способность к саморегуляции, умения выполнять правила игры, работать в команде.

Диагностические исследования показали, что у детей значительно вырос уровень учебной мотивации и изменился характер ведущего мотива: от отношения к гаджету как источнику развлечения к источнику информации, развивающего обучения.

Опыт инновационной деятельности обобщался и проходил общественную экспертизу на мероприятиях различного уровня и в публикациях. Он может быть полезен не только для конкретного образовательного учреждения, но и для системы образования в целом. Игровой комплекс «Окно в Петербург» полностью готов к использованию в любых дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга неограниченным числом пользователей. Для этого необходимо установить на считывающих устройствах бесплатное программное обеспечение, ознакомиться с методическими рекомендациями, распечатать дидактические материалы, в том числе с дополненной реальностью и провести игру[5].

Соединение возможностей технологии дополненной реальности с идеями геймификации (включения игр в образовательный процесс) позволяет сделать обучение еще более живым, интерактивным и эффективным, а весь образовательный процесс ДОУ современным, отвечающим интересам и запросам ребенка XXI века. Мобильные устройства расширяют образовательные возможности, помогают поддерживать процесс обучения, работу администрации и профессиональное развитие педагогов. Очень хочется верить, что мы, педагоги, сумеем воспользоваться новыми возможностями, которые появились у нас с приходом новых технологий [1, с. 3].

Список использованных источников

1. ГОЛЕНОПОЛЬСКИЙ ИЛЬЯ, iPad в школе №2. Декабрь 2015 , С. 3
2. МОЛОДНЯКОВА АЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА, Формула успеха//Журнал «iPad в школе» №3. Апрель 2016. С. 9-11.
3. ШАМОНОВА ЭЛЬВИРА ВИКТОРОВНА, Формула успеха//Журнал «iPad в школе» №3. Апрель 2016. С. 9-11.
4. Игровой комплекс с применением технологии дополненной реальности «Окно в Петербург», Методические рекомендации [Электронный ресурс]// http://dc68krs.my1.ru/Innovacii/metodicheskie_rekomendacii.pdf
5. Официльный сайт ГБДОУ ЦРР – детского сада №68 Красносельского района Санкт-Петербурга«Росток» [Электронный ресурс]// http://dc68krs.my1.ru/index/innovacionnaja_dejatelnost/0-39
6. Никитина И. Н. NSportal [Электронный ресурс] //статья// «Мобильное обучение с элементами дополненной реальности» // https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/23/osobennosti-organizatsii-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov-s
7. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]// https://tinyurl.com/hd3dlfh

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Фрадкин Валерий Евгеньевич