10.06.2020 Сделано в С.-Пб
Взаимодействие педагога в профессиональном сообществе — условие для повышения качества образования в образовательных организациях со сложным контингентом обучающихся
Повышение качества является одной из главных задач развития образования на современном этапе развития общества, одним из основных вопросов современной педагогики и общества в целом.
Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [6].
Обеспечение высокого качества образования для всех обучающихся, независимо от социального статуса семей, в настоящее время является одним из важных приоритетов государственной образовательной политики.
Критерием оценки качества образования являются результаты оценочных процедур.
Рэнкинг образовательных организаций Калининского района на основе комплексного анализа результатов оценочных процедур различного уровня позволил сформировать районный образовательный кластер, в который вошли школы, показывающие стабильно низкие результаты. При анализе результатов ряда международных исследований в области образования в фокусе исследовательского внимания оказывается взаимозависимость между образовательными результатами учащихся и социальным статусом их семей. Наиболее репрезентативную выборку и возможность выявления зависимости между социальным статусом учащегося и учебной успешностью дают исследования PISA и TIMSS. [2]
Для подтверждения этой связи Центр оценки качества образования ИМЦ Калининского района провел комплексный анализ социальных паспортов образовательных организаций с низкими образовательными результатами.
В результате анализа выявлено, что значительный процент детей, обучающихся в школах, показывающих стабильно низкие результаты, воспитываются в неполных семьях, в семьях с низким социально-экономическим потенциалом. Имеются обучающиеся, находящиеся в социально-опасном положении, пропускающие уроки без уважительной причины, состоящие на учете в школе или ОДН. Велика доля учеников, для которых русский язык является неродным.
В то же время есть семьи, имеющие высокую мотивацию к получению их детьми качественного образования. И это заставляет задуматься о ресурсах и внутреннем потенциале педагогического коллектива, позволяющем справиться с вызовами внешней среды.
Необходимо отметить, одной из веских причин низких образовательных результатов в ряде школ становится профессиональная стагнация учителей.
Стагнацию можно рассматривать как профессионально обусловленный кризис и как субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии [5]. Наиболее часто стагнации может способствовать синдром эмоционального выгорания.
Одной из причин выгорания становится несоответствие личности и работы из-за потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Для профессионального развития педагогу необходимо одобрение и поддержка профессионального сообщества. [4]
Сложный социальный контекст, в котором находится школа, социально-экономическое неравенство среди семей обучающихся, наступление «периода застоя» в педагогической среде вступают в противоречие с необходимостью предоставления качественного образования и получения высоких образовательных результатов.
С целью преодоления этих трудностей в 2019-2020 учебном году Центром оценки качества образования ГБУ ИМЦ Калининского района создано профессиональное сообщество, включающее в себя специалистов информационно-методического центра и педагогические коллективы образовательных организаций со схожим контингентом обучающихся, показывающих низкие результаты образования.
Цель работы профессионального сообщества — переход школ, показывающихся стабильно низкие результаты, в эффективный режим работы с опорой на внутренние ресурсы, запуск механизмов, обеспечивающих повышения качества образования вне зависимости от материально-технической оснащенности, контингента учащихся, доходов и культурного уровня семей, мотивация педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию.
Стейкхолдерами профессионального сообщества стали специалисты районного центра оценки качества образования, районные методисты-предметники, администрация школ-участников кластера, председатели методических объединений и учителя-предметники. Отношения между участниками кластера строились как партнерские, основа — добровольность и инициатива.
Специалисты центра оценки качества образования ставили своей целью создание условий для активизации педагога как субъекта профессиональной деятельности и наращивания кадрового педагогического потенциала школ в процессе профессионального взаимодействия внутри кластера.
Отличительной особенностью взаимодействия стало свободное, многовекторное, личностно-ориентированное общение в профессиональной среде.
Задачи администраций образовательных организаций — участников кластера — выявление профессиональных дефицитов учителей, повышение мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, рост профессиональных компетенций, а также построение адресного маршрута повышения квалификации каждого педагога.
На основе анализа результатов оценочных процедур и выявленных профессиональных дефицитов педагогов районными методистами-предметниками в течение 2019-2020 учебном году в очном и дистанционном формате реализовывались программы индивидуального методического сопровождения участников профессионального сообщества по повышению профессиональных компетенций.
Наиболее успешной в работе сообщества стала гибкая модель повышения квалификации. Основа гибкой модели позволила педагогам не ограничиваться жесткими рамками групповых занятий. Планирование сроков, форм, темпа и тем совместной работы происходило коллегиально. Активно задействовалась онлайн-среда. Методисты имели возможность работать с небольшими группами педагогов или индивидуально, рассматривать актуальные вопросы в предметной и межпредметной среде.
В процессе профессионального, зачастую неформального, общения в небольших по количественному составу группах, каждый педагог стал активным субъектом процесса самосовершенствования: появилась возможность и желание обсудить схожие актуальные, иногда сиюминутные, проблемы воспитания и обучения, их причины, предложить пути решения, поделиться собственным опытом работы с коллегами, находящимися в похожих условиях.
Подводить итоги рано, работа профессионального сообщества будет продолжена в следующем учебном году. Но хочется отметить, что такая модель является эффективной для мотивации педагогов к активному взаимодействию в профессиональном сообществе.
Литература Болотов В. А. Прошлое, настоящее и возможное будущее российской системы оценки качества образования / Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. №?3 — URL: https://vo.hse.ru/ Влияние социального статуса семьи на образовательные результаты: данные международных исследований в области образования [электронный ресурс] URL: https://studbooks.net/640883/sotsiologiya/sotsialnyy_status_semi_i_obrazovatelnye_rezultaty_uchaschihsya Москаленко А. А. Управление формированием методической компетентности учителей общеобразовательной школы / А. А. Москаленко. — Текст: непосредственный, электронный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13382/ (дата обращения: 12.04.2020). Стагнация педагогического профессионализма и его ремидиация / Исследование национальной ассоциации развития образования и науки [электронный ресурс] URL: http://naon.ru/files/research_1.pdf Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. — М., 2005. — 251 с. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / «Российская газета», N 303, 31.12.2012.
|