10.06.2020 Сделано в С.-Пб
Эффективность методической работы в школе — основа повышения качества образования
В условиях реформирования образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов, развития цифровой образовательной среды актуальными становятся проблемы, связанные с ростом профессиональной компетентности учителя посредством постоянного повышения квалификации. [4]
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» (К.Д. Ушинский)
В условиях реформирования образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов, развития цифровой образовательной среды актуальными становятся проблемы, связанные с ростом профессиональной компетентности учителя посредством постоянного повышения квалификации. [4]
Наращивание темпа жизни, социальная консолидация, интенсивность взаимосвязей в обществе ставят перед педагогами задачу постоянного саморазвития и мгновенного реагирования на изменения. [8]
Самосовершенствование, постоянный поиск инновационных технологий становится для педагога потребностью и условием качественной подготовки учеников к самостоятельной жизни и конкурентоспособности в профессиональной деятельности. Качество работы современной школы напрямую зависит от качества работы учителя, от его духовности, социальной позиции, компетентности. От учителя зависит, насколько интересным, насыщенным и современным будет учебный процесс.
Одной из основных составляющих профессиональной компетентности педагога является методическая компетентность, интегративная характеристика субъекта педагогического труда, основанная на совокупности общепедагогических и методических знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, отражающую готовность и способность к эффективной методической деятельности и обеспечивающую достижение высоких показателей в обучении и воспитании учащихся. [2]
Традиционная методическая работа в школе предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Надо отметить, что именно так строилась методическая работа в ГБОУ СОШ № 69 до недавнего времени, но такое положение дел перестало устраивать администрацию.
В настоящее время администрация школы должна быть экспертом и стратегом в области повышения качества образования, способным обеспечить постановку целей, прогнозирование результатов, оценивание рисков и степень соответствия целей и результатов образовательного процесса. Один из самых актуальных аспектов в работе администрации – оценка профессионального мастерства учителя. Именно она позволяет выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, выстраивать индивидуальную траекторию повышения квалификации.
Поэтому, в настоящее время, эффективным инструментом выявления профессиональных дефицитов является стратегический мониторинг уровня профессиональной компетенции педагогов.
В данном контексте стратегический мониторинг – это деятельность по периодическому сбору и анализу информации о повышении квалификации педагогическими кадрами и мотивации к данному виду деятельности, разработка стратегических планов администрацией по повышению компетентности педагогов и последующая оценка реализации планов.
Анализируя результаты стратегического мониторинга, администрация ГБОУ СОШ № 69 выявила ряд проблем.
Во-первых, государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования в полной мере не удовлетворяют потребности в повышении квалификации педагогов с учетом актуальных запросов образовательной организации.
Во-вторых, недостаточная мотивация группы учителей (как опытных, так и без опыта работы) к самосовершенствованию, изучению инновационных технологий для использования в дальнейшей работе.
В-третьих, не каждый учитель способен осуществить качественный самоанализ, выявить проблемы и осознать профессиональные дефициты. Современные реалии диктуют необходимость запроса на повышение квалификации от самого учителя, но далеко не все педагоги к этому готовы.
В-четвертых, отсутствие у педагогов мотивации к самообразованию. Способность к самообразованию не формируется у педагога в процессе обучения в педагогическом вузе. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя.
В-пятых, не всегда диссеминируемый на семинарах и мастер-классах передовой педагогический опыт учитель может использовать в своей деятельности, так как контингент учащихся и родителей, а также материально-техническая база обычной, «дворовой» школы и «статусной», демонстрирующей стабильно высокие результаты, значительно отличаются.
Комплексный анализ деятельности образовательной организации позволил администрации школы выделить проблемные зоны, в том числе в системе методической работы с педагогическим коллективом.
Для решения проблем в 2019-2020 учебном году педагогический коллектив ГБОУ СОШ № 69 совместно со специалистами Информационно-методического центра Калининского района Санкт-Петербурга апробировал новую модель сетевого взаимодействия педагогов района, направленную на осознание учителями профессиональных дефицитов, повышение мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, рост профессиональных компетенций.
Структура модели - кластер (сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями района). Кластер сформирован из 5 школ, схожих по контингенту учащихся и результатам оценочных процедур.
Цель деятельности кластера на уровне района: организация условий для повышения квалификации учителя, активизация педагога как субъекта профессиональной деятельности и наращивания кадрового педагогического потенциала школ. Актуальность данной модели для ГБОУ СОШ № 69 заключается в непосредственном, «живом» взаимодействии с коллегами из других образовательных организаций, имеющих пул общих проблем (образовательных, социальных, психологических и др.)
В процессе общения в небольших по количественному составу группах, педагог становится активным субъектом процесса самосовершенствования: появляется возможность и желание обсудить схожие актуальные, иногда сиюминутные, проблемы воспитания и обучения, их причины, предложить пути решения, поделиться собственным опытом работы.
Взяв на себя роль опорной площадки в работе кластера, администрация ГБОУ СОШ № 69 поставила следующие задачи:
- организовать методическую работу школы с опорой на ресурсы Информационно-методического центра района, в том числе используя возможности экспертно-консультативного и информационно-методического сервиса «Профиль роста», для повышения квалификации педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений района;
- создать мотивирующую среду для повышения квалификации педагогов школ кластера как элемента системы методической работы в образовательной организации;
- развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей, интеграция педагогического опыта.
Методическая работа в кластере организована в нескольких направлениях.
Первое направление: деятельность учителей в группах, сформированных по предметным областям «математика», «словесность», «география» и «биология».
Консультативная роль в работе данных групп возложена на районных методистов-предметников. Задача методиста состоит в соединении двух «пространств» – науки и практики, в том, чтобы аккумулировать имеющийся опыт и в концентрированном виде передать педагогам.
Координирующая – на специалистов районного центра оценки качества образования и администрацию ГБОУ СОШ № 69.
Содержательная – на председателей методических объединений словесности, математики, естественно-научного цикла школ-участниц кластера.
Спектр мероприятий, форм и средств повышения квалификации в рамках работы кластера достаточно богат и разнообразен. Это участие педагогов в дискуссиях на волнующие темы, организация работы круглых столов, где учителя школ, входящих в кластер делятся методами и приемами изучения конкретных тем, посещение открытых уроков, с дальнейшим подробным анализом, представление своего опыта на районных и городских семинарах, вебинары.
Участие в данных мероприятиях позволяют районному методисту увидеть насущные проблемы и дифференцированно оказать методическую поддержку педагогам, что способствует профессиональному росту каждого учителя.
Главное достоинство такой формы – возможность получения квалифицированной своевременной помощи от методиста, опытных учителей, решить насущные проблемы, а также обменяться опытом с коллегами, находящимися в аналогичных условиях.
Второе направление: совместная организация и проведение межпредметных методических объединений, межшкольных педагогических советов, обучающих семинаров, как на базе учреждения, так и выездных. Данная форма работы дает возможность не только узнать о новых требованиях и технологиях современного образования и использовать имеющиеся ресурс образовательных организаций, входящих в кластер, но, прежде всего, встретиться с единомышленниками. Помогает обобщить и интегрировать опыт работы школ, входящих в кластер, распространить собственный опыт работы, а также способствует активизации и развитию методической работы учителей.
Работа кластера продолжается на протяжении всего учебного года, по предварительно составленному и согласованному с образовательными учреждениями и информационном – методическим центром, плану мероприятий.
Не смотря на то, что кластер действует относительно недолгое время, хочется отметить, что такая модель является более гибкой и приспособленной для решения насущных проблем в обучении учащихся, а также решения задач по повышению профессионального мастерства педагогов в образовательных организациях со схожим социальным контекстом.
Также, хочется отметить, что задачи, которые стояли перед ГБОУ СОШ № 69 успешно решены:
- активизирована методическая работа учителей – предметников;
- увеличилось количество педагогов, проанализировавших и представивших свой опыт на районных семинарах, круглых столах, принявших участие в различных профессиональных конкурсах;
- осуществлена методическая поддержка малоопытных и молодых специалистов;
- созданы условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции «урокодателя» на позиции педагога-исследователя и экспериментатора.
Это, в свою очередь, будет влиять на положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом, а также формировать эффективное социальное позиционирование школы в более широкий и общезначимый контекст развития образовательной системы Калининского района.
Список литературы
- Андрагогические аспекты повышения квалификации педагогов: информационно-методический сервис «Профиль роста»: монография —Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение».—2019.—112с.
- Москаленко А. А. Управление формированием методической компетентности учителей общеобразовательной школы / А. А. Москаленко. — Текст: непосредственный, электронный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13382/ (дата обращения: 13.04.2020).
- Нагибина Н. А., Ипполитова Н. В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-kompetentnost-kak-sostavlyayuschaya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga
- Национальный проект «Образование» Минпросвещения России [электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/national-project/
- Региональный проект «Учитель будущего Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования [электронный ресурс] URL: https://spbappo.ru/uchitel-budushchego/
- «Сетевая система обучения Distanz» [электронный ресурс] URL: https://www.distanz.ru/feed/questions/strategicheskiy-monitoring_49
- Федеральные государственные образовательные стандарты [электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/
- Федеральный проект «Учитель будущего» Минпросвещения России [электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/national-project
|