Инновационная деятельность как ресурс управления качеством образования


Статья посвящена описанию опыта Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический Центр» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее – ИМЦ) по организации совместной работы образовательных учреждений в сфере инновационной деятельности, которая рассматривается как важнейший ресурс повышения качества образования. При этом совершенствуется научно-исследовательский подход к управлению, что определяет развитие образовательного учреждения в целом. Затрагиваются вопросы ценностно-смысловой консолидации педагогического сообщества района, диалектического взаимодействия традиций и инноваций.


В наше непростое время невозможно обеспечить благополучие и прогресс общества без инновационного развития всех сфер социальной жизни. А оно напрямую зависит от инновационного развития образования, поскольку именно здесь происходит подготовка людей к инновациям. Это определяет и пересмотр понимания качества образования, включающего сегодня в свои результаты гибкие компетенции и функциональную грамотность, а также требования к качеству профессиональной деятельности педагогов и качеству управления образовательным учреждением.

Для обеспечения системного подхода в решении задач развития образовательной организации при управлении качеством образования через использование комплексного анализа результатов оценочных процедур, необходимо проведение системы мероприятий, направленных на профессиональное развитие различных групп педагогического сообщества, обобщение результатов экспериментальной деятельности и их диссеминации. Анализ оценочных процедур, являясь инструментом выявления дефицитов и зон риска, должен способствовать определению оптимальных стратегий и тактик их устранения, выстраиванию управленческих действий, призванных обеспечить рост качества образования и как следствие – развития образовательной системы учреждения, района, города.

В связи с этим ИМЦ ведет деятельность по разработке, апробации и описанию механизмов управления развитием образовательной организации с ориентацией на новое понимание качества образовательных результатов и с привлечением всех субъектов образовательного процесса. Основой этой деятельности является опыт, приобретенный ИМЦ в рамках работы в статусе региональной инновационной площадки по теме «Реализуем профессиональный стандарт «Педагог», городской экспериментальной площадки по теме «Петербургский инновационный педагогический комплекс», а также при разработке и реализации модели оценки информационно-образовательной среды образовательного учреждения. С 2020 года ИМЦ ведет реализацию нового проекта в статусе районной инновационной площадки по теме: «Использование комплексного анализа результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений, направленных на развитие образовательной организации».

Сама система оценки качества образовательных результатов на уровне района и образовательного учреждения, которая строится на основании внутренней и внешней, профессиональной и независимой экспертиз, сегодня имеет весьма широкий, не всегда обоснованный, спектр критериев и показателей. При этом, эффективность анализа результатов оценочных процедур не всегда оправдывает вложенные трудозатраты.

Оценка ради оценки при всем многообразии реализуемых форм не работает на результат должным образом, так как критерии оценки и механизмы анализа, их нормативные правила и зоны ответственности далеко не всегда определены, а логика не всегда понятна участникам. Поэтому мы выстроили следующую логическую цепочку ключевых идей, которые являются основой данной работы:

  1. Развитие образовательной организации – не самоцель. Оно должно быть направлено на улучшение результатов образования, на повышение качества образования.
  2. Образовательная организация – основной «рабочий» элемент системы образования; только на уровне конкретной образовательной организации возможно реальное изменение результатов образования.
  3. Результаты образования являются следствием того или иного качества образования; и если необходимо изменить результаты, то необходимо изменить качество. Понятие качества образования сегодня включает в себя как минимум качество условий (образовательной среды), качество процесса (организации и деятельности участников) и качество результата (образовательных достижений учащихся), где ключевая роль принадлежит грамотному руководству работой образовательной организации, с учетом механизмов государственно-общественного управления образованием.
  4. Профессиональная деятельность педагогов – ключевой фактор повышения качества образования. Соответственно, необходимо в первую очередь изменение профессиональной деятельности педагогов, поскольку это главная действующая сила преобразований.
  5. Комплексный анализ должен быть таковым как в плане процедур и инструментов, так и в плане ценностно-целевой согласованности, в плане участия в анализе всех субъектов образовательного процесса в следующей логике: ценности – цели – субъекты – инструменты – процедуры – риски – выводы - решения.
  6. Ценности и цели образования – развивающаяся гармоничная личность и образовательная система, способная подготовить человека к успешной самореализации в обществе. Цель комплексного анализа – определить оптимальные пути развития образовательной организации для более успешного достижения целей образования. То есть смысл анализа – не просто оценка, а принятие правильных решений для дальнейшего развития.
  7. Методика комплексного анализа должна строиться с учетом ценностно-смысловых позиций и конкретных особенностей данного образовательного учреждения, а результат анализа – управленческое решение - должен вести к улучшению ситуации (образно говоря, «не убивать, а мотивировать»).
  8. Управленческое решение - это прежде всего меры по профессиональному развитию педагогов, поскольку качество их профессиональной деятельности – решающий фактор качества образования, соответственно развитие их профессиональной компетентности – решающий фактор развития образовательного учреждения.
  9. Комплексный анализ качества образования должен включать критерии и показатели мониторинга развития образовательного учреждения, отражать цели и ценности образования, где терминальной целью выступают образовательные результаты учащихся, а инструментальной целью – качество работы педагогов.
  10. Комплексность анализа должна быть обеспечена и с позиции участия в нем всех заинтересованных категорий субъектов: представителей науки, педагогической практики и потребителей образовательных услуг – школьников, выпускников и их родителей. Это согласуется и с положениями современной образовательной политики России о расширении государственно-общественного управления образованием.
  11. Для оптимизации и повышения эффективности комплексного анализа необходимо использование современного исследовательского инструментария и электронных инструментов обработки статистической информации, что требует в свою очередь специальной работы по повышению ИКТ-компетентности педагогов и руководителей, а также создания электронного ресурса, сопровождающего данную деятельность.
  12. Результатом реализации проекта ИМЦ должны стать подробные, понятные и удобные для использования любой образовательной организации, методические рекомендации, включающие алгоритм действий, примерный план работы образовательного учреждения, комплект материалов и необходимого учебно-методического инструментария, нацеленный на проведение комплексного анализа оценочных процедур и принятие управленческих решений на основе выполненного анализа, а также на повышение квалификации педагогов в области выявления, устранения и профилактики профессиональных и образовательных «дефицитов» соответственно у педагогов и обучающихся.

Для моделирования реализации задач проекта развитие самого ИМЦ как образовательной организации предполагает представление новых механизмов выстраивания взаимодействия как с отдельными педагогами, так и с образовательными организациями; новых способов консолидации педагогического сообщества района, новых форматов проведения районных мероприятий, новых форм повышения квалификации, включая цифровизацию образовательной среды, повышение технической грамотности и технологической культуры педагогов.

Стратегическим направлением деятельности ИМЦ является обеспечение адресности повышения квалификации в сочетании с расширением различных форм совместности, что подразумевает развитие гибких проектно-командных форм управления и соответствующих командных форм повышения квалификации под запросы конкретных образовательных учреждений. одновременно продолжается расширение спектра форм персонифицированной работы и построения индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации педагогов с использованием интерактивных интернет-ресурсов.

Эффективной практикой в освоении представленного алгоритма образовательными учреждениями для повышения качества образования является вовлечение в работу по проекту всех образовательных учреждений района, которые делятся на группы/кластеры с учетом различия исходного уровня (по данным районного центра оценки качества образования) и текущих задач развития образовательного учреждения (по результатам предварительной диагностики). Более 180 педагогов района вошли в состав трех кластеров – они участвуют в разработке следующих трех продуктов инновационной деятельности: 1) методический конструктор ситуационных задач по развитию функциональной грамотности; 2) алгоритм и механизмы комплексного анализа и принятия управленческих решений в логике государственно-общественного управления образованием; 3) интерактивный информационный интернет-ресурс по сопровождению данной работы.

Таким образом, инновационные продукты по проекту разрабатываются с самого начала с участием тех, для кого они предназначены, что обеспечит их качество, адресность и востребованность. При этом ИМЦ направляет, координирует работу кластеров, выявляет лучшие управленческие практики и организует обмен опытом, взаимообучение управленческих команд учреждений.

В новых условиях ИМЦ использует смешанные формы совместной работы: очные проблемные и проектировочные семинары-практикумы с одновременным проведением вебинара для возможности дистанционного участия. Проведено уже 4 таких мероприятия по проекту.

Таким образом, инновационная деятельность по факту стала для Адмиралтейского ИМЦ и района в целом важнейшим ресурсом повышения качества образования, и в центр нашего внимания помещены в настоящее время вопросы управления развитием образовательным учреждением через комплексный анализ оценочных процедур с участием всех субъектов образовательного процесса.

Список литературы

  1. Взаимодействие образовательных организаций Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в пространстве инновационной деятельности: Материалы для проектировочного семинара // Сост. Гребенникова О.М., Кочетова А.А., Петрова С.И., Писарева С.А., Циммерман Н.В., Ярмолинская М.В. - СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2020. – 32 с.
  2. Гребенникова О.М., Кочетова А.А. ИМЦ Адмиралтейского района. Развитие образовательной организации при управлении качеством образования через использование комплексного анализа результатов оценочных процедур // Передовые педагогические практики. Альманах № 6, 2020 / Передовые практики инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга: Сборник статей организаторов и участников инновационной деятельности / Под ред. О. М. Гребенниковой, Н.К. Конопатовой, А.А. Кочетовой, С. А. Писаревой – СПб: «КультИнформПресс», 2020 – С. 12-20.
  3. Гребенникова О.М., Кочетова А.А. Конкурс инновационных продуктов Санкт-Петербурга как форма стимулирования инновационного движения образовательной системы Адмиралтейского района // Передовые педагогические практики. Альманах № 5, 2019 / Сборник статей организаторов и участников инновационной деятельности / Под ред. О. М. Гребенниковой, А. А. Кочетовой, С. А. Писаревой – СПб: «КультИнформПресс», 2019. – С. 25-28.
  4. Кочетова А.А. Сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений в Адмиралтейском районе: живое взаимодействие науки и практики // Передовые педагогические практики. Альманах № 5, 2019 / Сборник статей организаторов и участников инновационной деятельности / Под ред. О. М. Гребенниковой, А. А. Кочетовой, С. А. Писаревой – СПб: «КультИнформПресс», 2019. – С. 12-22.
  5. Писарева С.А., Гребенникова О.М., Кочетова А.А. Формирование условий для профессионального развития педагогов, соотнесенных с идеями национальной системы учительского роста: проект ИМЦ Адмиралтейского района // Передовые педагогические практики. Альманах № 5, 2019 / Сборник статей организаторов и участников инновационной деятельности / Под ред. О. М. Гребенниковой, А. А. Кочетовой, С. А. Писаревой – СПб: «КультИнформПресс», 2019. – С. 9-12.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Фрадкин Валерий Евгеньевич