Значение факторов резильентности при принятии управленческого решения в школах с низкими образовательными результатами


В статье описаны результаты исследования первого этапа работы районной инновационной площадки Информационно-методического центра Василеостровского района Санкт-Петербурга, проведенного в апреле-мае 2020 года, сделан вывод о значении факторов резильентности как отправной точки для принятия управленческих решений руководителем и наличии потенциала в управлении школами с низким индексом социального благополучия для перевода их в разряд релильентных для обеспечения качественного образования.


Школы с низким ИСБ и высокими результатами называют резильентными (от англ. resilient — «живучий, устойчивый, несгибаемый»). Эти школы работают с самыми сложными учениками – из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития – и при этом добиваются высоких результатов. Причем без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов. Отстроенная ими система управления успешно функционирует вопреки всем трудностям. [3]

В последние годы исследователей привлекают именно резильентные школы, потому что замечено, что сегрегация учащихся в разноуровневых школах в течение 20-30 последних лет развития систем образования в США и странах ЕЭС [5] обусловила социальную напряженность в обществе. Иными словами, большой разрыв между элитным школьным образованием и массовым образованием порождает социальное неравенство такой степени, что оно способно изменить общество. Кроме этого, в докладе Всемирного банка «Равенство образовательных возможностей Российской Федерации» утверждается, что российские учащиеся демонстрируют самый низкий «разрыв в уровне достижений» среди учащихся из наиболее и наименее обеспеченных социально-экономических групп. [2] Таким образом, этот разрыв существует и в Российской Федерации, но составляет всего около половины среднеевропейского.

Семейные культурные ценности, наличие мотивации и чувство принадлежности к школьной среде играют существенную роль. Школы, способные расширить культурные ресурсы, привлечь учащихся к внеклассной творческой деятельности, создают условия для повышения мотивации школьников к обучению. Учащиеся, нацеленные на достижения, способны демонстрировать высокие результаты вне зависимости от их социальных стартовых позиций. [2, стр. 8] Резильентные школы создают условия для разнообразных достижений обучающихся, обеспечивая возможность для качественного образования, и в этом проявляется социальная значимость учреждений в системе образования Российской Федерации.

В рамках опытно-экспериментальной работы районной инновационной площадки «Использование комплексного анализа результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений, направленных на развитие образовательной организации» ИМЦ Василеостровского района [4] было проведено исследование динамики результатов оценочных процедур на примере ВПР по дисциплинам русский язык и математика в 5-11 классах за 2 года и итоговых отметок по этим предметам, поскольку далее полученные данные анализировались с точки зрения работающих в этих классах учителей. Об учителях собиралась информация о возрасте, преподаваемом предмете, стаже педагогической деятельности, квалификационной категории и прохождении повышения квалификации за последние три года. Кроме этого, проводился анализ заданий ВПР с позиции ошибок (какие типы заданий вызвали наибольшие затруднения у участников). В выборку вошли школы с низким ИСБ и низкими образовательными результатами, а также с низким ИСБ и высокими результатами. Это школы, где обучаются дети из неблагополучных семей, многодетных семей, семей военнослужащих, мигрантов, все они в силу объективных причин сталкиваются с различными трудностями в обучении и поэтому возникает задача школы создать условия для возможного роста образовательных достижений.

В ходе исследования были выявлены проблемы, обуславливающие низкие образовательные результаты школ с низким ИСБ:

Проблема необъективности результатов. Данная проблема была определена при анализе по следующим данным: а) нет пятёрок за ВПР, но много итоговых; б) высокий процент неудовлетворительных отметок; в) отсутствие мотивации: оценки за ВПР не выставляются в журнал, поэтому дети и педагоги воспринимают ВПР как рудиментарную нагрузку;

Проблема низких результатов, обусловленная уходом детей, мотивированных к учёбе, по окончании начальной школы. Данная проблема была определена при анализе по следующим данным: а) обновление детского контингента на 50%-60% в 5-х классах; б) 45%-50% двоек по результатам ВПР в среднем звене; в) нет мотивации у родителей и детей переходить из начальной школы в среднюю; г) нет мотивации (или возможности) учителей средней школы заниматься дополнительно со слабыми учениками;

Проблема низких результатов, обусловленная отсутствием оптимальных педагогических технологий по сопровождению детей с низкими стартовыми позициями. Данная проблема была определена при анализе по следующим данным: а) социальный портрет ОУ; б) большая работа по обучению педагогов, качественный учебно-методический контроль не влияет на результаты; в) уход детей, мотивированных к учёбе, после начальной школы;

Проблема низких результатов, обусловленных работой конкретных учителей - учебно-методический контроль выявил низкую результативность конкретных учителей.

Одна из исследуемых школ имеет одновременно низкий ИСБ и высокие результаты ВПР по математике и русскому языку, а также средний балл ЕГЭ по этим же предметам выше среднего по району среди общеобразовательных школ, то есть близкий к уровню профильных гимназий, поэтому данную школу, назовем ее «школа Р», можно отнести к группе резильентных.

Что же позволило одной из школ с низким ИСБ, получить высокие результаты, решив указанные проблемы? При более пристальном изучении практики управления школы Р было выяснено, что школа развивает живую и насыщенную образовательную среду, а именно: вводит режим полного дня для учащихся, наполненный различными учебными мероприятиями; создана атмосфера психологического комфорта и взаимного доверия, администрация и педагогический коллектив поддерживает партнерские отношения с учащимися и привлекает их для принятия решений на уровне школы; в школе применяются разнообразные управленческие и педагогические технологии. Таким образом, организация активного учебного процесса и соответствие образовательных мероприятий целям обучения, которые тесно связаны с потребностями учащихся, создают условия для обеспечения более высоких результатов в сравнении с другими исследуемыми школами, а саму школу делает резильентной.

При разработке стратегии развития школы управленческая команда школы Р учитывала факторы резильентности: школьный климат, вовлечённость родителей в образовательный процесс, положительные ожидания учащихся в отношении школы, понимание педагогами ожиданий учащихся и родителей. Управленческие решения директора школы Р принимались в соответствии с принятой стратегией при полном понимании значимости рассмотренных факторов резильентности. Под управленческими решениями будем понимать результат экономических действий и мероприятий, предпринимаемых руководителем в результате анализа нескольких альтернатив. [1, стр. 8]

«Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро развивающемся мире». [1, стр. 8]

Полученные выводы результатов исследования школ Василеостровского района Санкт-Петербурга в рамках районной инновационной площадки полностью совпадают с выводами исследования, приведенного в докладе Р164840 Всемирного банка о том, что поведение и профессиональные навыки преподавателей формируют школьный климат, а семейные культурные ценности, наличие мотивации и чувство принадлежности к школьной среде играют существенную роль в обеспечении роста демонстрируемых результатов. [2]

В рамках дальнейшей инновационной работы РИП предполагается разработать Матрицу модельных управленческих решений на уровне районной системы образования по результатам анализа оценочных процедур в образовательных организациях района, проведя глубокий анализ опыта принятия управленческих решений директором школы Р. Выявленный управленческий инструментарий позволит школам района с низким ИСБ и низкими образовательными результатами перейти в разряд резильентных школ.

 

Источники

  1. Асаул А.Н. Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве // Санкт-Петербург: АНО «ИПЭВ», 2014. — 304 с.
  2. Глобальная практика Всемирного банка по вопросам образования: Доклад Р164840. Равенство образовательных возможностей в Российской Федерации // http://documents1.worldbank.org/cur... (дата обращения 10.07.2020)
  3. Пинская М.А., Хавенсон Т.Е., Косарецкий С.Г., Звягинцев Р.С., Михайлова А.М., Чиркина Т.А. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования, №2, 2018 г., с. 198–227
  4. Проект опытно-экспериментальной работы ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Василеостровского района Санкт-Петербурга // http://schoolinfo.spb.ru/upload/iblock/284/... (дата обращения 08.07.2020)
  5. Тропникова В.В. Система образования и социальное неравенство: анализ зарубежных подходов к исследованию проблемы // Наука Красноярья, том 8, № 1, 2019, стр. 25-40

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Фрадкин Валерий Евгеньевич