Адресная поддержка ОО с использованием данных об организационно-педагогических условиях и их влиянии на качество образования


Статья подготовлена коллективом методистов районного центра оценки качества образования ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга. Работа посвящена описанию разработанного алгоритма адресной поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основе анализа результатов оценочных процедур районного, городского, регионального и федерального уровня с учётом данных организационно-педагогических условий.


В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации (далее — ОО) относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее — ВСОКО). В свою очередь, критерии ВСОКО определяются пунктом 5 Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 3.07.2019 № 1987-р «Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее — СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО». Целью ВСОКО выступает обеспечение качества образования в ОО, а также, подготовка отчёта о результатах оценки качества образования для последующего принятия управленческих решений. В том числе с целью оказания адресной помощи участникам образовательного процесса для повышения качества образования в ОО.

Однако для всестороннего анализа качества образования в ОО и последующего принятия управленческих решений необходимо использовать данные внешних оценочных процедур. Итоги районных исследований показывают, что у руководителей и педагогов ОО часто возникают затруднения в интерпретации и использовании результатов внешних оценочных процедур. Особенно актуальна эта проблема для ОО, показывающих стабильно низкие образовательные результаты.

С целью оказания адресной помощи руководителям и педагогическим работникам ОО коллективом методистов районного центра оценки качества образования ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга был разработан и апробирован алгоритм адресной поддержки ОО (далее — алгоритм).

Для анализа и оценки результатов внешней оценочной процедуры необходимо знать цели и задачи ее проведения. Как правило, эта информация представлена в спецификации работы, где также прописаны оцениваемые данной работой элементы предметного или метапредметного содержания реализуемой образовательной программы. Наличие спецификации и кодификатора для каждой работы — необходимое условие реализации программы внутреннего и внешнего мониторинга качества образования.

Наиболее значимыми и доступными для анализа являются данные следующих оценочных процедур:

  • результаты государственной итоговой аттестации — ГИА-9, ГИА-11;
  • результаты всероссийских проверочных работ — ВПР;
  • результаты региональных диагностических работ — РДР;
  • результаты внутренних оценочных процедур ОО — промежуточная и итоговая аттестация.

Система работы РЦОКО с ОО в Пушкинском районе организована по следующему алгоритму:

  1. Сбор данных, подбор методики и выполнение расчётов требуемых показателей оценочных процедур.
  2. Формирование файла данных с результатами оценочной процедуры для каждой ОО.
  3. Кластеризация, осуществляемая на основании полученных результатов оценочных процедур, с целью выявления ОО с низкими образовательными результатами.
  4. Получение дополнительных организационно-педагогических данных и их анализ для выработки рекомендаций участникам образовательного процесса.

Рассмотрим более подробно каждый этап алгоритма.

На первом этапе алгоритма осуществляется сбор данных, подбор методики для выполнения расчётов необходимых показателей.

Используя отчёты ОО, материалы ФИПИ, протоколы сдачи ГИА и иные ресурсы, мы получаем следующие данные:

  • количество учащихся в каждом классе и количество учащихся, принимавших участие в работе;
  • для каждого учащегося — номер варианта, результаты выполнения каждого задания, первичный тестовый балл (сумма баллов за каждую часть работы и за всю работу в целом);
  • статистику по классам, по вариантам и по ОО в целом (минимальный, максимальный и средний баллы, медиана).

Для обработки и анализа результатов оценочных процедур наиболее доступной является программа Excel (стандартный пакет Microsoft Office), в функционале которой находится большое количество стандартных статистических, математических и логических функций, предназначенных для проведения расчётов. Пример использования указанных функций приведён в таблице 1.

 

Таблица 1. Пример использования формул и функций

image-20201227010419066

 

На следующем этапе методистами РЦОКО формируется файл данных, содержащий результаты оценочной процедуры для каждой ОО.

Следующим этапом алгоритма выступает кластеризация ОО, осуществляемая на основании полученных результатов оценочных процедур. Кластеризация выполняется по следующему принципу:

  • первый кластер — лицеи, гимназии и ОО с углубленным изучением предметов;
  • второй кластер — средние общеобразовательные школы;
  • третий кластер — школы-интернаты;
  • четвёртый кластер — основные общеобразовательные школы. В зависимости от вида оценочной процедуры, возможно объединение третьего и четвёртого кластеров.

Для организации адресной помощи, в каждом кластере осуществляется рейтинг с последующим определением ОО с наиболее низкими результатами оценочной процедуры.

На завершающем этапе алгоритма для ОО с низкими результатами оценочных процедур анализируются следующие полученные из АИСУ Параграф дополнительные данные организационно-педагогических условий:

  • уровень квалификации учителя, форма обучения, наличие у педагога дополнительных занятий по данному предмету, педагогический стаж и нагрузка, своевременность повышения квалификации,
  • используемый УМК,
  • количество часов в неделю, выделяемое на изучение предмета,
  • социальный паспорт ОО.

По результатам анализа полученных данных формируется таблица степени влияния организационно-педагогических данных на качество обученности учащихся.

Итогом работы с алгоритмом является разработка адресных методических рекомендаций для ОО по механизмам повышения качества образования. Методические рекомендации могут содержать формулировку выводов по улучшению управления качеством образования, с учётом результатов анализа дополнительных организационно-педагогических условий в ОО, направленных на совершенствование: образовательного процесса; содержания образования (корректировка основных образовательных программ); методической работы и внутрифирменного повышения квалификации, совершенствование технологий и методик обучения и оценивания.

Приведём примеры адресных рекомендаций для ОО по результатам оценочных процедур:

  • при наличии низких статистических показателей по конкретному учебному предмету организуется обсуждение полученных показателей на заседаниях методических объединений, целью которого является коллективное рассмотрение полученных результатов оценочной процедуры, форм и методов организации учебного процесса, а также предложений по принятию управленческих решений. Разрабатываются контрольно-измерительные материалы, содержащие новые задания, в том числе для использования в системе «Знак», по темам, имеющим наиболее низкие показатели;

  • достаточно часто в ОО с высокими показателями выявленные различия в результатах между классами одной параллели минимальны, а в ОО с низкими показателями эти различия существенны. Рекомендуется ОО более ответственно относиться к формированию классов, не считать приоритетным при зачислении ребёнка в класс уровень его отметок. В классе должны быть учащиеся с разным уровнем успеваемости, чтобы была возможность равняться на лучших;

  • если в нескольких оценочных процедурах явно прослеживается зависимость между количеством выделяемых часов на изучение предмета и уровнем обученности, то рекомендуется ОО, при следующей разработке и утверждении учебных планов, учесть этот фактор;

  • наличие дополнительных занятий оказывает существенное влияние на качество обучения в тех ОО, где основной целью реализуемых дополнительных занятий по предмету является не только подготовка к ГИА. Рекомендуется учесть этот фактор при выборе тематики курсов внеурочной деятельности и при выделении часов на дополнительные занятия;

  • администрации ОО рекомендуется систематически отслеживать своевременность повышения квалификации педагогов, а ИМЦ, при разработке программ повышения квалификации, учитывать актуальные потребности по тематике курсов, возможно, проводя предварительное анкетирование педагогов.

     

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  3. Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 3 июля 2019 года № 1987-р «Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее — СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО».

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Фрадкин Валерий Евгеньевич