Чек-лист для проверки эффективности принятых управленческих решений/мер


Чек-лист для проверки эффективности принятых управленческих решений/мер на примере мер по решению проблем, связанных с низкими образовательными результатами. Данный чек-лист может применяться при анализе уже разработанного плана действий.


Проставьте баллы от 2 (при ответе «да») до 0 (при ответе «нет») в каждой строке

Внимание! При ответе «да» на вопросы со звездочкой (*), весь раздел считается равным нулю (т.е. набранные баллы в других строках раздела не учитываются). Следовательно, план не может считаться эффективным.

Примечание: Здесь возможны 2 варианта: 1) Попроще, без коэффициентов. Просто проставляются баллы. Чем больше ответов «да», тем лучше. 2) В 4ую колонку мы сами предварительно проставляем некие коэффициенты. Т.к. одни и те же «да» в разных строках имеют разный вес. Тогда важна 5ая колонка (= произведение 3ей и 4ой колонок). 

Раздел 1. Причину низких образовательных результатов (НОР) выявляли, …

 

Вопросы

Баллы

Коэффи-циент

Баллы Х Коэффициент

Примечание

1

опираясь на мнение управленческой команды ОО

 

 

 

 

2

опираясь на мнение опытных педагогов ОО, показывающих стабильно высокие результаты

 

 

 

 

3

опираясь на мнение экспертов извне

 

 

 

 

4

посредством анализа результатов ГИА, ВПР, РДР за последний год

 

 

 

 

5

посредством анализа результатов ГИА, ВПР, РДР за последние 3-5 лет

 

 

 

 

6

посредством анализа результатов внутришкольных административных работ за последний год

 

 

 

 

7

посредством анализа результатов внутришкольных административных работ за последние 3-5 лет

 

 

 

 

8

на заседаниях педсовета, методических семинарах и других мероприятиях ОО

 

 

 

 

9

посредством анализа уроков педагогов, чьи учащиеся стабильно показывают низкие результаты

 

 

 

 

10

Причины понятно сформулированы (исключают абстрактных фраз)

 

 

 

 

11

Причины не выходят за рамки компетенции ОО (т.е. решаемы силами ОО и/или соц. партнеров, др.)

 

 

 

 

12

Администрация ОО не ставила целью выявлять причину*

 

 

 

 

 

Итого:

-------

-------

Вписать сумму

--------

Раздел можно считать эффективным, если набранное количество баллов в 5 колонке более ____

Это надо определить в зависимости от выбранного варианта (попроще или посложнее)

 

Раздел 2. План действий …

 

Вопросы

Баллы

Коэффи-циент

Баллы Х Коэффициент

Примечание

1

направлен на устранение выявленных причин

 

 

 

 

2

включает в себя конкретные мероприятия, этапы, проекты и т.д.

 

 

 

 

3

имеет четкие (реальные) временные рамки для каждого этапа

 

 

 

 

4

содержит измеримые показатели на каждом этапе

 

 

 

 

5

содержит ФИО ответственных на разных этапах

 

 

 

 

6

предусматривает наличие лица, ответственного за реализацию плана (т.е. за координацию действий участников, решение непредвиденных ситуаций)

 

 

 

 

7

реален для исполнения школой (в рамках имеющихся условий и компетенций)

 

 

 

 

8

предусматривает возможность коррекции плана (т.е. содержит «контрольные точки», подведение промежуточных итогов, систему контроля) на разных этапах

 

 

 

 

9

обсуждался кругом заинтересованных компетентных лиц/экспертов (на педсовете, на заседании творческой группы и т.д.)

 

 

 

 

10

предусматривает возможность мотивирования/ стимулирования исполнителей плана

 

 

 

 

11

предусматривает разные формы работы с коллективом

 

 

 

 

12

План доведен до сведения исполнителей и других заинтересованных лиц

 

 

 

 

13

Документально оформленный план действий пока отсутствует или есть только фрагменты плана (например, отдельные мероприятия или решения творческой группы и т.д.)*

 

 

 

 

 

Итого:

-------

-------

Вписать сумму

--------

Раздел можно считать эффективным, если набранное количество баллов в 5 колонке более ____

 

Раздел 3. Лицо, ответственное за реализацию плана (координатор)

 

Вопросы

Баллы

Коэффи-циент

Баллы Х Коэффициент

Примечание

1

участвовало в разработке плана

 

 

 

 

2

ознакомлено с планом и понимает степень ответственности

 

 

 

 

3

имеет опыт решения управленческих задач, работы в ситуации «цейтнота», 24/7

 

 

 

 

4

имеет соответствующую квалификацию/должность

 

 

 

 

5

имеет авторитет среди исполнителей плана, лидерские качества

 

 

 

 

6

имеет возможность/опыт/компетенцию быстро реагировать за непредвиденные ситуации, корректировать план, оказывать методическую/управленческую/эмоциональную и др. помощь, сопровождать исполнителей на всех этапах

 

 

 

 

7

заинтересовано в качественной реализации плана

 

 

 

 

8

Лицо, ответственное за реализацию плана (координатор), не назначено*

 

 

 

 

 

Итого:

-------

-------

Вписать сумму

--------

Раздел можно считать эффективным, если набранное количество баллов в 5 колонке более ____

 

Раздел 4. Исполнители (из числа педработников)

 

Вопросы

Баллы

Коэффи-циент

Баллы Х Коэффициент

Примечание

1

прошли обучение (курсы, семинары, консультации и т.д.) по вопросам повышения качества обучения в рамках своей дисциплины (при необходимости)

 

 

 

 

2

имеют положительный опыт работы с неуспевающими учащимися, с НОР, с разноуровневыми классами и т.д.

 

 

 

 

3

заинтересованы в повышении образовательных результатов

 

 

 

 

4

имеют методическую/педагогическую базу, достаточную для решения поставленных задач

 

 

 

 

5

имеют четкое представление о своей роли при реализации задач плана

 

 

 

 

6

владеют всей необходимой информацией о сроках, целях, мероприятиях, координаторе плана и т.д.

 

 

 

 

7

имеют возможность участвовать в обсуждении промежуточных этапов плана, вносить предложения и т.д.

 

 

 

 

8

Специально назначенных для реализации данного плана исполнителей (из числа педработников) не предусмотрено*

 

 

 

 

 

Итого:

-------

-------

Вписать сумму

--------

Раздел можно считать эффективным, если набранное количество баллов в 5 колонке более ____

 

Раздел 5. Ресурсы

 

Вопросы

Баллы

Коэффи-циент

Баллы Х Коэффициент

Примечание

 

Педагогические:

 

 

 

 

1

имеются педагоги для работы в классах с НОР (замотивированные, имеющие соответствующий опыт и квалификацию)

 

 

 

 

2

Педагогических ресурсов нет или крайне недостаточны*

 

 

 

 

 

Методические:

 

 

 

 

3

имеются педагоги, готовые поделиться положительным опытом по повышению качества обучения

 

 

 

 

4

имеется методист, ответственный за методическое сопровождение разработанного плана

 

 

 

 

5

имеется возможность использовать методические ресурсы социальных партнеров (ВУЗы, ДПО, ИМЦ и т.д.)

 

 

 

 

6

Методических ресурсов нет или крайне недостаточны*

 

 

 

 

 

Финансовые:

 

 

 

 

7

имеются финансовые ресурсы для мотивирования исполнителей и координаторов разработанного плана,

 

 

 

 

8

имеются финансовые ресурсы для совершенствования материальной базы (при необходимости)

 

 

 

 

9

имеются финансовые ресурсы для обучения педагогов и управленческой команды навыкам, необходимым для эффективной реализации плана

 

 

 

 

10

Финансовых ресурсов нет или крайне недостаточны*

 

 

 

 

 

Итого:

-------

-------

Вписать сумму

--------

Раздел можно считать эффективным, если набранное количество баллов в 5 колонке более ____  

 

План действий по повышению качества обучения можно считать эффективным, если все 5 разделов отвечают требованиям эффективности.

Примечание. К сожалению, без апробации на какой-нибудь школе трудно сказать, насколько мои таблички адекватны.

Плюс некоторые вопросы носят субъективный характер. Например «План действий реален для исполнения школой (в рамках имеющихся условий и компетенций)». Человек «со стороны» это не сможет оценить. Следовательно, анализировать должен человек, которого можно было бы назвать экспертом. Или попробовать исключить субъективные вопросы.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Фрадкин Валерий Евгеньевич