Анализ внутренней системы оценки качества образования через призму локальных нормативных актов общеобразовательных организаций


В статье представлены результаты исследования локальных нормативных актов общеобразовательных организаций г. Санкт-Петербурга, связанных с организацией внутренней системы оценки качества образования, на предмет соотнесения их содержания между собой. Анализ проведен на основе документов, представленных на сайтах общеобразовательных организаций. Результаты исследования могут быть использованы при разработке или совершенствовании локальной нормативной базы организаций.


Обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее — ВСОКО) согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в РФ») отнесено к компетенции образовательной организации. Ей дано право выстраивать такую систему, которая бы, во-первых, соответствовала требованиям законодательства, во-вторых, учитывала региональные особенности и задачи в сфере образования, в-третьих отвечала потребностям всех участников образовательных отношений и, в-четвертых, соотносилась с миссией образовательной организацией, ее собственными целями и задачами. Именно поэтому в современной нормативной правовой базе отсутствует документ, который бы четко регламентировал деятельность организаций по вопросу организации внутренних оценочных процедур.

Главная проблема выстраивания ВСОКО сегодня связана, на наш взгляд, с термином «система». По требованию законодательства образовательные организации разрабатывают необходимые документы по оценке качества, не учитывая их взаимосвязь и взаимозависимость. В результате можно наблюдать большое количество локальных нормативных актов внутри одной организации, которые подчас не только не согласуются между собой, но и противоречат друг другу. Это может говорить либо о том, что документы разработаны формально и не исполняются, либо о том, что организация действует хаотично, зачастую нерационально используя собственные ресурсы.

В сентябре 2020 года было проведено небольшое исследование, цель которого заключалась в том, чтобы разработать подходы к оценке согласованности локальных нормативных актов по вопросу оценки качества образования между собой, а также соответствия их содержания законодательству в сфере образования.

На наш взгляд, это поможет образовательным организациям не просто систематизировать свою деятельность в области оценки качества образования, но и оптимизировать временные и трудовые затраты, а также более качественно осуществлять анализ, делать выводы и выстраивать дальнейшие перспективы развития организации. Если этим не заниматься, то получится оценка ради оценки и, следовательно, положительные результаты подготовки обучающихся будут во многом зависеть не от деятельности школы, а от внешних факторов (начальной подготовки обучающихся, их мотивации, наличия репетиторов, врожденных способностей и т.д.).

В исследовании приняли заочное участие 25 образовательных организаций Санкт-Петербурга.

В первую очередь был разработан перечень нормативных правовых актов, требования которых следует учитывать при организации деятельности по оценке качества и ее документальном оформлении. В перечень вошли следующие документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
  • Государственная программа РФ "Развитие образования на 2018-2025, утвержденная постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642;
  • Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года;
  • Национальный проект «Образование», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ от 24.12.2018 № 16;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Порядок проведения самообследования образовательных организаций, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462;
  • Показатели деятельности образовательных организаций, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324.

А также ряд документов регионального значения:

  • Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.07.2013 № 461-83;
  • Региональные проекты по реализации национального проекта «Образование», утвержденные протоколом заседания Проектного комитета по направлению «Образование» в Санкт-Петербурге от 21.11.2019 № 6;
  • Модель Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования, Положение о Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования и критерии Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования, утвержденные распоряжением Комитета по образованию от 03.07.2019 № 1987-р.

В качестве объекта исследования были выбраны следующие локальные нормативные акты:

  • Программа развития образовательной организации (предпочтение отдавалось программам, разработанным после 2018 года);
  • Образовательные программы;
  • Локальные нормативные акты, регламентирующие вопросы системы оценки качества образования (Положения о ВСОКО, о внутришкольном мониторинге, внутришкольном контроле, об учете достижений обучающихся, о текущем контроле и промежуточной аттестации и т.д.);
  • Отчеты о результатах самообследования за 2019 год.

Следующим этапом был определен список организаций для исследования. Учреждения отбирались по следующим принципам:

  • по результатам проведенных в 2019 году рейтингов (в выборку попали как успешные учреждения, так и не попавшие в ТОП-100 лучших);
  • из разных районов Санкт-Петербурга;
  • разных типов и видов;
  • разных направленностей (СОШ, гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов).

В ходе исследования были обнаружены следующие особенности:

  • Программы развития редко содержат проекты, направленные на совершенствование (модернизацию, оптимизацию и т.д.) ВСОКО, не более 20% из числа изученных организаций. Большинство программ включает задачи по повышению качества образования, но лишь в нескольких программах они отражены в конкретных проектах, мероприятиях. В целом, исходя из содержания программ, предполагается, что выполнение всех проектов (и образовательного, и воспитательного, и социального характера) автоматически приведет к повышению качества образования. К сожалению, отсутствие конкретного плана действий, перечня мероприятий и целевых показателей не позволяет сделать вывод о выполнимости поставленных задач.
  • Основные образовательные программы на 90% дублируют примерные программы. С одной стороны, это можно объяснить требованиями законодательства. Статья 12 ФЗ «Об образовании в РФ» предписывает разрабатывать образовательные программы с учетом примерных. С другой стороны, ФГОС предъявляет требования к обязательной части программы. Часть, формируемую участниками образовательных отношений, образовательная организация отражает самостоятельно. Раздел, посвященный системе оценки, практически все организации оставляют в неизменном виде.
  • ВСОКО описана в разных документах образовательной организации, однако они чаще всего не согласуются между собой — дублируют или даже противоречат друг другу. Судя по документам, представленным на сайте, в организациях отсутствует практика внесения изменений в документы или своевременного обновления сайта.
  • Отчеты о результатах самообследования преимущественно соответствуют требованиям законодательства, но, к сожалению, часто представлены статистическими данными, без анализа и предложений по улучшению качества указанных показателей. Связь с программой развития также не наблюдается, даже если она посвящена повышению качества образования.

Проблемы общего характера, например, содержания документов также рассматривались, но они не входят в задачи данной статьи, поэтому не указываются.

Вывод, который можно сделать по результатам анализа всех документов: локальные нормативные акты, связанные с оценкой качества образования, не согласуются между собой. При этом можно наблюдать отдельные совпадения, но они, скорее, носят случайный характер. Сознательно подобную работу в организациях не проводят.

Объяснение такому положению вещей можно найти в следующем:

  • Организациям не ставилась такая задача ранее (например, согласовывать свою программу развития с образовательной программой и другими документами);
  • Ряд документов разрабатывается по принципу «наличия», закон не устанавливает для них никаких структурных и содержательных требований, кроме того, что они должны быть разработаны, утверждены и согласованы. Следовательно, качество таких документов во многом зависит от компетентности разработчика.
  • Отношение к созданию локальных нормативных актов вообще в нашей стране традиционно колеблется от негативного до снисходительного. Поэтому многие документы кажутся формальными, пустыми, непродуманными и т.д.
  • Со сменой закона поменялась нормативная база, терминология. При этом очень мало создавалось методических рекомендаций, разъяснений со стороны федеральных органов исполнительной власти.

ФЗ «Об образовании в РФ» существует уже 8 лет, а разные регионы по-прежнему читают его по-разному. Образовательным организациям сложнее всего. Министерство просвещения не сочло необходимым создавать рекомендации по определенному направлению, а контрольно-надзорные органы того или иного региона не уполномочены их разрабатывать. Поэтому школы вынуждены решать эти проблемы самостоятельно — читать документы и понимать их в силу своей квалификации (иногда без юриста сложно разобраться в тонкостях), общаться с коллегами, изобретать что-то свое (иногда в нарушение закона). Во избежание неприятностей образовательные организации плодят множество локальных нормативных актов (разработанных по требованию старого закона и неотмененных, на всякий случай, а также с учетом нового закона и тех документов, которые они обнаружили на сайтах коллег).

Таким образом, актуальным становится проводимое исследование с целью помочь образовательным организациям посмотреть на свои локальные нормативные акты под другим углом зрения. Результатом исследования являются так называемые чек-листы. Они помогут проанализировать разработанные документы, отражающие деятельность организации в области оценки качества образования, на предмет их соответствия требованиям законодательства и на предмет их согласованности между собой. После заполнения чек-листов организация увидит недочеты в документах и сможет их устранить. Чек-листы не анализируют содержание и структуру отдельных документов, они позволяют увидеть, как идея, отраженная в программе развития, реализуется на практике (через образовательную программу и ВСОКО) и к каким результатам приводит (в отчете о результатах самообследования).

В заключении, хотелось бы отметить, что данное исследование можно условно разделить на два больших этапа: первый — разработка чек-листов; второй — их верификация. Первый этап завершен. Работу второго этапа планируется провести в сотрудничестве с образовательными организациями. Практика показала, что сайты образовательных организаций не всегда содержат актуальную информацию, поэтому очный режим сотрудничества по-прежнему является предпочтительным. К тому же, совместная работа с чек-листами, на наш взгляд, может способствовать совершенствованию навыков планирования и анализа у руководящих работников, ответственных за разработку стратегически важных документов организации.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика