Практикум как эффективная форма научно-методического сопровождения руководителей и административных команд образовательных организаций


В статье описываются формы организации научно-методического сопро-вождения руководителей и административных команд образовательных ор-ганизаций Колпинского района Санкт-Петербурга. Рассматриваются семи-нары-практикумы как одна из эффективных форм организации работы в ИМЦ. Приводится классификация семинаров-практикумов, составленная на основе анализа мероприятий ИМЦ Колпинского района в рамках научно-методического сопровождения руководителей и административных команд.


Деятельность ГБУ ДППО ЦПКС «Информационно-методического центра» Колпинского района Санкт-Петербурга направлена на научно-методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования в Колпинском районе. Программы, реализуемые сотрудниками ИМЦ, адресованы как педагогическим работникам, так административным командам образовательных учреждений.

На совершенствование управленческих кадров системы образования нас ориентируют государственная программа "Развитие образования«1 в рамках подпрограммы «Совершенствование управления системой образования», ведомственные целевые программы "Качество образования"2 и "Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования, обеспечение эффективности конкурсных механизмов реализации программных мероприятий в сфере образования"3. В рамках национального проекта "Образование"4 предусмотрены мероприятия по внедрению целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций, повышению квалификации управленческих кадров по актуальным вопросам, а также поддержка инноваций. В Санкт-Петербурге с этими документами согласуются государственная программа "Развитие образования в Санкт-Петербурге"5 и программа "Развитие образования в Колпинском районе Санкт-Петербурга"6 на 2020-2025 годы. Повышенное внимание к руководителям и административным командам образовательных организаций связано с тем, что деятельность управленческих команд является одним из факторов, влияющих на обеспечение качества образования.

С 1 марта 2022 года вступает в силу профессиональный стандарт "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)«7, который обозначает широкий спектр трудовых функций руководителя, в том числе управление развитием образовательной организации. Однако успешное выполнение этих трудовых функций, а также эффективное управление организацией в соответствии с государственной политикой в образовании возможно при условии непрерывного профессионального образования заведующих дошкольными образовательными учреждениями и директоров общеобразовательных организаций. Поэтому управленческая политика системы образования в районе традиционно предусматривает мероприятия по совершенствованию компетенций руководителей образовательных учреждений (далее ОУ), которые организует информационно-методический центр.

В ИМЦ Колпинского района научно-методическое сопровождение руководителей и административных команд основано как на результатах анализа отдельных запросов от образовательных учреждений, так и на данных мониторинга потребностей субъектов в рамках дополнительного профессионального педагогического образования. Мониторинговое исследование проводится в мае и в декабре ежегодно. Так в 2020-2021 учебном году выявлены актуальные вопросы для рассмотрения: использование гаджетов в работе образовательной организации, особенности написания заявок на получение грантов, взаимодействие с родителями учащихся и воспитанников и пр.

Выбор в пользу индивидуальной или групповой формы работы определяется задачами и особенностями ОУ. Среди групповых форм работы широко используются совещания, круглые столы, научно-методические семинары, конференции.

Результаты анкетирования руководителей ОУ Колпинского района и их заместителей свидетельствуют о повышении спроса у данной категории слушателей на семинары-практикумы. Если в мае 2018 года только 10% опрошенных выбирали семинары-практикумы в качестве желательной формы проведения занятий, то в декабре 2020 года 65% респондентов отметили необходимость данной формы организации групповых занятий для руководителей и административных команд.

Действительно, у семинара-практикума как эффективной формы организации научно-методического сопровождения управленческих команд есть ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами проведения групповых занятий. Во-первых, семинары-практикумы позволяют экономить временной ресурс руководителей, затрачиваемый на поиск инструментов для решения типовых задач. Во-вторых, практикумы дают возможность использовать готовые, ранее разработанные, проверенные алгоритмы действий. В-третьих, материалы практикумов могут быть использованы при решении тактических задач. В-четвертых, материалы практикумов могут быть использованы при выстраивании стратегии развития учреждения.

Накопленный в ИМЦ опыт обеспечения научно-методической поддержки руководителей и административных команд образовательных организаций Колпинского района позволяет нам классифицировать практикумы, адресованные указанной выше категории участников, на 3 вида. В основу классификации практикумов положены 2 критерия: целевая аудитория (руководители ОУ Колпинского района или других районов Санкт-Петербурга) и ресурсы, задействованные при подготовке и проведении мероприятия (внутренние или внешние). Рассмотрим каждый из трех видов практикумов и для иллюстрации их особенностей приведем примеры мероприятий, реализованные ИМЦ Колпинского района за последний год.

К первому виду относятся семинары-практикумы, адресованные административным командам образовательных учреждений Колпинского района и осуществляемые за счет внутренних ресурсов (специалисты ИМЦ, руководители образовательных организаций района).

Ярким примером мероприятий данной категории является семинар-практикум «Управленческие решения как инструмент повышения качества образования». Данный семинар-практикум был подготовлен методистами ИМЦ для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе и состоялся 29 октября 2020 года. В ходе занятия участники выполняли практические задания по определению соответствия управленческих решений требованиям к ним, анализировали аналитические справки и на основании изложенных выводов и рекомендаций формулировали управленческие решения, а также выявляли возможность применения различных стилей принятия управленческих решений. Участники практикума (85% опрошенных) выразили уверенность, что проделанная ими работа будет способствовать повышению эффективности деятельности заместителей директоров по УВР в организации функционирования ВСОКО и обеспечении качества образования.

Районный семинар-практикум для руководителей дошкольных образовательных учреждений «Приемы и методы управления, способствующие эффективной реализации Программы развития образовательного учреждения» также был подготовлен за счет внутренних ресурсов Колпинского района. Мероприятие состоялось 12 марта 2021 года благодаря активности заведующих нескольких детских садов (ДОУ№ 43, ДОУ № 49 и ДОУ № 18) при поддержке ИМЦ. На этом семинаре-практикуме были представлены разные модели, позволяющие эффективно реализовать программу развития дошкольного образовательного учреждения. Практический характер семинара позволил руководителям дошкольных учреждений познакомиться с разными моделями управления и определить наиболее эффективные из них.

Ко второму виду относятся практикумы, адресованные административным командам образовательных учреждений Колпинского района и осуществляемые ИМЦ с привлечением внешних ресурсов (специалистов ГБУ ДПО СПбАППО, ФГБОУ ВО СПбГУ, ФГБОУ ВО РГПУ им. Герцена, ИМЦ других районов Санкт-Петербурга и т.д.).

Например, 8 апреля 2021 года состоялся практикум для заместителей директоров по УВР школ Колпинского района «Внеурочная занятость — фактор успешности школьника: из опыта работы школьного центра личностного роста «Контур будущего». Мероприятие было подготовлено при участии Л.В. Рыкман, к.пс.н., доцента кафедры психологии развития факультета психологии СПбГУ. Были рассмотрены разные типы моделей организации внеурочной деятельности. Практикум прошел в формате Worldcafe. Мировое кафе — метод сфокусированного неформального обсуждения. Рассматривалась проблема приёмов и методов работы по повышению мотивации участников внеурочной деятельности, а также возможности сетевого взаимодействия. В результате мозгового штурма были предложены варианты мероприятий школьного и районного уровня. Участники практикума (75% опрошенных) отметили импульс «стать драйвером нового направления» и желание реализации новых идей на практике.

Другим примером практикумов второго вида является семинар-практикум для заведующих ДОУ Колпинского района «Проектирование системы управления конфликтами с родителями в практике профессиональной деятельности руководителя ДОУ», который состоялся 20 ноября 2020 года. Этот семинар-практикум провел О.В. Эрлих, к.п.н, заведующий кафедрой педагогики семьи СПбАППО. Была актуализирована проблема дефицита профессиональных компетенций педагогов по взаимодействию с родителями, необходимость проектирования системы работы с родителями, обучения педагогов системному бесконфликтному взаимодействию с родителями. Семинар-практикум был направлен на определение реперных точек системы взаимодействия с родителями и включал в себя информационное погружение и проектирование образа системы бесконфликтного взаимодействия с родителями. Результатом участия руководителей ДОУ в семинаре-практикуме стало определение направлений дальнейшей деятельности в учреждениях по управлению и разрешению конфликтов, взаимодействию с родителями и педагогами.

К третьему виду относятся практикумы, адресованные руководителям и административным командам образовательных учреждений других районов Санкт-Петербурга, осуществляемые за счет деятельности проектных кластеров Колпинского района с целью диссеминации опыта.

Так, практический семинар для директоров школ и заместителей директоров по УВР «Кибербезопасность в образовательном процессе» (17 февраля 2021 года) был подготовлен проектным кластером Колпинского района «Цифровое пространство жизнедеятельности современного ребенка» (школа № 432, школа № 456, Дворец творчества детей и молодежи). Данное мероприятие является одним из этапов работы кластерной группы над реализацией проекта по решению задачи создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, в том числе через организацию системы информационно-просветительской, методической и консультационной поддержки родителей. Участникам (руководителям школ Санкт-Петербурга и их заместителям) были представлены практические инструменты, которые помогут родителям, педагогам выстроить сопровождение детей и обеспечить их безопасность в виртуальной среде. Участники отметили актуальность тематики и практико-ориентированный характер мероприятия.

Еще одним примером мероприятия, подготовленного проектным кластером Колпинского района «Современный детский сад» с целью диссеминации опыта, является городской семинар-практикум «Современная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения», который состоялся 17 сентября 2021 года на базе детского сада № 46. Заместители руководителей ОУ из 15 районов Санкт-Петербурга познакомились с опытом дошкольных образовательных учреждений по использованию различных технологий сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Также был представлен опыт организации предметно-развивающей пространственной среды в ДОУ. По итогам семинара-практикума 98% участников отметили ценность предложенного им организационно-педагогического инструментария.

Таким образом, научно-методическое сопровождение руководителей и административных команд образовательных организаций Колпинского района включает в себя разные формы проведения мероприятий. Материалы практикумов размещаются на сайте ИМЦ в разделе «В помощь руководителю» http://imc.kolp.gov.spb.ru/v-pomosch-rukovoditelju/praktikumy/. Темы практикумов в дальнейшем планируется расширять на основе полученных запросов и аналитических данных.

Практические результаты деятельности в ОУ и анализ обратной связи, полученной от участников реализованных мероприятий, подтверждает, что практикумы являются одной из эффективных форм работы с руководителями и заместителями образовательных организаций. Нам представляется, что данная форма не является инновационной в системе дополнительного профессионального образования, но она наиболее соответствует необходимости быстрого реагирования на изменения в социуме.


1 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

2 Приказ Рособрнадзора от 22.01.2019 № 39 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Качество образования"

3 Распоряжение Минпросвещения России от 12.04.2019 № Р-44 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования, обеспечение эффективности конкурсных механизмов реализации программных мероприятий в сфере образования«

4 Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018 № 10)

5 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 г. № 453 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге«

6 Программа «Развитие образования в Колпинском районе Санкт-Петербурга» на 2020-2025 годы, принята Советом развития системы образования Колпинского района Санкт-Петербурга (протокол от 26.12.2019 № 3)

7 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.04.2021 № 250н

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Фрадкин Валерий Евгеньевич