Формирование методических навигаторов на основе комплексной оценки качества образования дошкольных образовательных учреждений


В статье представлен опыт разработки, проведения и анализа данных мониторинговых мероприятий для улучшения качества дошкольного образования на районном уровне. Рассмотрена возможность использования итогов мониторинга как основы планирования деятельности районной методической службы.


С принятием нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ дошкольное образование приобрело статус первого уровня общего образования. В связи с этим главной задачей в настоящее время является достижение современного качества дошкольного образования. Качество дошкольного образования должно соответствовать не только запросам общества, государства, потребностям получателей данных услуг, но и обеспечивать сохранение самоценности и неповторимости дошкольного периода детства.

Анализ модернизации системы дошкольного образования относительно его качества выявил ряд противоречий:

  • между требованиями создать в дошкольном учреждении условия для удовлетворения запросов, потребностей и ожиданий личности и общества в получении качественного образования и фактическим состоянием реальной практики;
  • между необходимостью использования целостного подхода к управлению качеством образования и реализуемой в дошкольных учреждениях практикой воздействий на отдельные стороны образовательного процесса;
  • между необходимостью объективной оценки качества образования и недостаточной разработанностью соответствующих оценочных технологий.

Таким образом, для оптимизации дошкольного образования необходимо разработать эффективную систему качества его оценки.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [ст. 2 п. 29]. Исходя из этого определения качество дошкольного образования -  комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения) и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования. Соответственно оценку качества дошкольного образования возможно проводить на основе мониторинга педагогов ДОО и родителей (законных представителей).

Оценка качества дошкольного образования не является самоцелью, а способствует формированию замкнутого управленческого цикла, в состав которого входит и реализация методических навигаторов. Под методическим навигатором понимается систематизация существующего и/или разработка нового методического пространства с учетом интересов и потребностей педагогических работников. Методический навигатор – это совокупность методических мероприятий, направленных на изменение рискового профиля дошкольного образовательного учреждения, исключение профессиональных дефицитов педагогических работников.

Таким образом, замкнутый управленческий цикл выглядит следующим образом:

1. Мониторинги:

  • Мониторинг «Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемых в дошкольных образовательных организациях Выборгского района, критериям экспертизы»
  • Мониторинг «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, ФГОС ДО»
  • Мониторинг «Анализ профессиональных дефицитов педагогических работников дошкольных образовательных организаций района»
  • Мониторинг «Уровень сформированности профессиональной компетенции у педагогов ДОО по формированию функциональной грамотности»
  • Мониторинг «Исследование качества образовательно-воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования»
  • Мониторинг «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг, предоставляемых в дошкольных образовательных организациях».

Данные мониторинги проводятся на основании Концепции развития системы оценки качества дошкольного образования Выборгского района Санкт-Петербурга, согласно регламентам и по поручению отдела образования администрации Выборгского района.

2. Анализ результатов мониторингов

На основе полученных результатов определяются методические навигаторы для изменения рисковых профилей. Методические навигаторы могут носить общий характер по выявленному рисковому профилю, могут разрабатываться адресные навигаторы (для реализации на корпоративном, внутрифирменной уровне).

3. Определение (систематизация, разработка) методических навигаторов и их реализация посредством:

  • Программ курсов повышения квалификации педагогов ДОО
  • Программ постоянно действующих семинаров
  • Семинаров-практикумов
  • Круглых столов, мастер-классов, консультаций и других форм повышения квалификации и методического сопровождения.

4. Анализ результатов реализации методических навигаторов, их эффективности

5. Принятие новых управленческих решений на основе результатов реализации методических навигаторов.

В качестве примера можно предложить следующий управленческий цикл с реализацией методического навигатора.

На основании поручения отдела образования администрации Выборгского района в мае 2021 года проведен мониторинг «Исследование качества образовательно-воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования». В мониторинге приняло участие 2 206 педагогов дошкольных образовательных организаций. Анализ результатов мониторинга показал, что имеются профессиональные дефициты по реализации следующих направлений образовательно-воспитательного процесса дошкольных образовательных учреждений. Это:

  • Развитие духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Дошкольные учреждения были ознакомлены с результатами мониторинга и получили необходимые рекомендации.

Учреждениям предложен следующий методический навигатор:

  • Программа постоянно действующего семинара для педагогов ДОО «Представление опыта наилучших практик по формированию основ духовно-нравственного воспитания дошкольников в контексте ФГОС ДО».
  • Мониторинг «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, ФГОС ДО» (с целью выявления конкретных дефицитов по данному направлению)
  • Семинары и мастер-классы по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
  • Педагогические коллоквиумы «Как организовать эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) и педагогическими работниками ДОО».

Данный методический навигатор реализуется в настоящее время. Эффективность реализации будет оценена в мае 2022 посредством проведения соответствующих исследований.

Ранее на базах ряда дошкольных образовательных учреждений был реализован методический навигатор «Талантливый педагог- талантливый ребенок». В результате реализации данного навигатора разработана и реализуется программа повышения квалификации ГБУ ИМЦ для педагогических работников дошкольных образовательных организаций «Лаборатория «Образовательные технологии выявления и поддержки одаренных детей» в объеме 24 часа.

        

Литература:

1. Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.
3. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 26.
4. Скоролупова, О. А. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке / О. А. Скоролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2.
5. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 14.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Фрадкин Валерий Евгеньевич