Оценка педагогических компетенций педагога — первый шаг в преодолении рисков, влияющих на образовательные результаты


Оказание методической помощи образовательным организациям с низкими образовательными результатами является неотъемлемой частью районной системы оценки качества образования. В статье раскрывается содержание мониторинга уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов, приводятся результаты проведенного исследования.


Система образования на различных уровнях нацелена на преодоление тех или иных факторов риска, влияющих на образовательные результаты. Данные различных исследований, в том числе проводимых Министерством просвещения Российской Федерации и Рособрнадзором, позволяют оценить степень взаимосвязи образовательных результатов с отдельными характеристиками учебного процесса. По результатам проведенных мониторинговых исследований выделены три значимых фактора риска, влияющих на низкие образовательные результаты: дефицит материальных ресурсов в образовательной организации, неблагоприятная учебная атмосфера в школе, низкий уровень профессионализма кадрового потенциала [2, с. 4].

В рамках реализации районной системы работы со школами с низкими образовательными результатами и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, информационно-методическим центром Калининского района ведется работа с минимизацией фактора риска низких образовательных результатов, связанных с кадровым потенциалом образовательных учреждений.

Данные федеральных исследований компетенций педагогов указывают на слабое знание, владение или недостаточное применение учителями современных педагогических технологий, приемов работы с учащимися, имеющими риски образовательной неуспешности, и преобладание традиционных урочных форм, а также на слабо развитые предметные компетенции, что подтверждается высоким запросом на повышение профессиональной квалификации в области работы со слабоуспевающими обучающимися, со школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, девиантным поведением, принадлежат к группе ОВЗ или не владеют русским языком на уровне носителя [2, с. 4].

С целью выявления профессиональных дефицитов педагогов, работающих в ШНОР, и построения индивидуальных траекторий повышения квалификации учителей осуществляется мониторинг по оценке предметных компетенций на районном уровне. Выявление и учет педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, имеющих профессиональные дефициты, позволяет на районном уровне разрабатывать комплекс мер, направленных на совершенствование предметных компетенций педагогических работников и на преодоление факторов, обуславливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия, а также для разработки и/или корректировки программ курсов повышения квалификации.

Методика, разработанная сотрудниками ИМЦ Калининского района, основана, в первую очередь, на самооценке педагогических работников соответствия требованиям Профстандарта педагога — выполнения трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» и выявления тех показателей, которые оказали максимальное влияние на этот уровень [1].

В частности, педагоги оценили владение трудовыми действиями, умениями и знаниями. Данный блок информации оформлен в виде анкеты.

Помимо листов самооценки сотрудниками районного центра оценки качества образования были проанализированы и обобщены данные информационных ресурсов: ИС «Параграф», официальные сайты ОО (специальный раздел «Сведения об образовательной организации», подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав»). Статистическая обработка данных в программе Excel о стаже, возрасте, а так же наличию/отсутствию квалификационных категорий позволила выявить характеристики педагогического состава ШНОР в сравнении с показателями по району. В выборку были включены педагоги, работающие в 10-11 классах, т.к. результаты ГИА влияют на включение образовательного учреждения в список школ с низкими образовательными результатами.

На основе полученных ответов был проведен анализ сформированности педагогических компетенций (результаты представлены в информационно-аналитической справке) среди педагогов, работающих в старших классах.

Мониторинг предметных компетенций педагогов на соответствие выполнения трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» выявил следующие профессиональные дефициты педагогов:

  • учителя, работающие в 10-11 классах — это педагогические кадры с педагогическим стажем более 15 лет, в большинстве своем имеющим первую и высшую квалификационные категории, данные показатели, по сравнению с педагогическим коллективом в целом, значительно выше;
  • следует отметить, что 25% участников анкетирования имеют недостаточный уровень для самостоятельной разработки рабочих программ;
  • 8% опрашиваемых не анализируют результаты оценочных процедур;
  • 17% анкетируемых не уверены в умении объективно оценивать задания по ключам и критериям;
  • менее 50% респондентов обладают ИКТ-компетенциями на предметно-педагогическом уровне.

Полученные результаты мониторинга используются для принятия управленческих решений на уровне района: внесение изменений в содержание программ курсов повышения квалификации; для построения индивидуальных траекторий ПК для учителей и школьных команд; для собеседования с административными командами ОО с целью организации внутрифирменного обучения.

Подобный мониторинг данных по сведениям о педагогических кадрах проводится также с целью корреляции с результатами оценочных процедур и разработки методических рекомендаций образовательным учреждениям для принятия управленческих решений, в частности, о повышении квалификации педагогических работников.

Специалистами ГБУ ИМЦ Калининского района учитываются результаты мониторинга при построении индивидуальных траектории методического сопровождения образовательных учреждений, а также при кластеризации школ района с целью осуществления дальнейшей работы.

Список источников:

  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/
  2. Методика оказания адресной методической помощи образовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся//Федеральный институт оценки качества образования. Москва, 2020 г.
  3. Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fioco.ru/Методика_выявления_ШНОР_2022.pdf
  4. И.А. Юдина, В.Е. Фрадкин, Д.Б. Голядкин, М.Е. Крюкова, Ю.З. Смирнова, И.А. Богданова, А.С. Пронин; К.-Д.В. Антониадис. Отчёт «Результаты исследования компетенций учителей» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://monitoring.spbcokoit.ru/library/104/10180/book

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Фрадкин Валерий Евгеньевич