Система образования на различных уровнях нацелена на преодоление тех или иных факторов риска, влияющих на образовательные результаты. Данные различных исследований, в том числе проводимых Министерством просвещения Российской Федерации и Рособрнадзором, позволяют оценить степень взаимосвязи образовательных результатов с отдельными характеристиками учебного процесса. По результатам проведенных мониторинговых исследований выделены три значимых фактора риска, влияющих на низкие образовательные результаты: дефицит материальных ресурсов в образовательной организации, неблагоприятная учебная атмосфера в школе, низкий уровень профессионализма кадрового потенциала [2, с. 4].
В рамках реализации районной системы работы со школами с низкими образовательными результатами и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, информационно-методическим центром Калининского района ведется работа с минимизацией фактора риска низких образовательных результатов, связанных с кадровым потенциалом образовательных учреждений.
Данные федеральных исследований компетенций педагогов указывают на слабое знание, владение или недостаточное применение учителями современных педагогических технологий, приемов работы с учащимися, имеющими риски образовательной неуспешности, и преобладание традиционных урочных форм, а также на слабо развитые предметные компетенции, что подтверждается высоким запросом на повышение профессиональной квалификации в области работы со слабоуспевающими обучающимися, со школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, девиантным поведением, принадлежат к группе ОВЗ или не владеют русским языком на уровне носителя [2, с. 4].
С целью выявления профессиональных дефицитов педагогов, работающих в ШНОР, и построения индивидуальных траекторий повышения квалификации учителей осуществляется мониторинг по оценке предметных компетенций на районном уровне. Выявление и учет педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, имеющих профессиональные дефициты, позволяет на районном уровне разрабатывать комплекс мер, направленных на совершенствование предметных компетенций педагогических работников и на преодоление факторов, обуславливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия, а также для разработки и/или корректировки программ курсов повышения квалификации.
Методика, разработанная сотрудниками ИМЦ Калининского района, основана, в первую очередь, на самооценке педагогических работников соответствия требованиям Профстандарта педагога — выполнения трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» и выявления тех показателей, которые оказали максимальное влияние на этот уровень [1].
В частности, педагоги оценили владение трудовыми действиями, умениями и знаниями. Данный блок информации оформлен в виде анкеты.
Помимо листов самооценки сотрудниками районного центра оценки качества образования были проанализированы и обобщены данные информационных ресурсов: ИС «Параграф», официальные сайты ОО (специальный раздел «Сведения об образовательной организации», подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав»). Статистическая обработка данных в программе Excel о стаже, возрасте, а так же наличию/отсутствию квалификационных категорий позволила выявить характеристики педагогического состава ШНОР в сравнении с показателями по району. В выборку были включены педагоги, работающие в 10-11 классах, т.к. результаты ГИА влияют на включение образовательного учреждения в список школ с низкими образовательными результатами.
На основе полученных ответов был проведен анализ сформированности педагогических компетенций (результаты представлены в информационно-аналитической справке) среди педагогов, работающих в старших классах.
Мониторинг предметных компетенций педагогов на соответствие выполнения трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» выявил следующие профессиональные дефициты педагогов:
- учителя, работающие в 10-11 классах — это педагогические кадры с педагогическим стажем более 15 лет, в большинстве своем имеющим первую и высшую квалификационные категории, данные показатели, по сравнению с педагогическим коллективом в целом, значительно выше;
- следует отметить, что 25% участников анкетирования имеют недостаточный уровень для самостоятельной разработки рабочих программ;
- 8% опрашиваемых не анализируют результаты оценочных процедур;
- 17% анкетируемых не уверены в умении объективно оценивать задания по ключам и критериям;
- менее 50% респондентов обладают ИКТ-компетенциями на предметно-педагогическом уровне.
Полученные результаты мониторинга используются для принятия управленческих решений на уровне района: внесение изменений в содержание программ курсов повышения квалификации; для построения индивидуальных траекторий ПК для учителей и школьных команд; для собеседования с административными командами ОО с целью организации внутрифирменного обучения.
Подобный мониторинг данных по сведениям о педагогических кадрах проводится также с целью корреляции с результатами оценочных процедур и разработки методических рекомендаций образовательным учреждениям для принятия управленческих решений, в частности, о повышении квалификации педагогических работников.
Специалистами ГБУ ИМЦ Калининского района учитываются результаты мониторинга при построении индивидуальных траектории методического сопровождения образовательных учреждений, а также при кластеризации школ района с целью осуществления дальнейшей работы.
Список источников:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/
- Методика оказания адресной методической помощи образовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся//Федеральный институт оценки качества образования. Москва, 2020 г.
- Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fioco.ru/Методика_выявления_ШНОР_2022.pdf
- И.А. Юдина, В.Е. Фрадкин, Д.Б. Голядкин, М.Е. Крюкова, Ю.З. Смирнова, И.А. Богданова, А.С. Пронин; К.-Д.В. Антониадис. Отчёт «Результаты исследования компетенций учителей» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://monitoring.spbcokoit.ru/library/104/10180/book