Методическая разработка «Пригодится в школе» направлена на решение задач национального проекта «Образование» в рамках цифровизации образовательной среды. Для детей старшего дошкольного и начального школьного этапов изучение культурного наследия проходит в формате игры от лица исторических персонажей и объединяется по предметным и метапредметным линиям. Проект решает задачи таких федеральных проектов, как:
- «Помощь семьям, имеющим детей»: это внедрение новых технологий взаимодействия и обучения родителей, организация образовательного досуга как традиции семьи;
- «Современная школа»: развитие технического мышления детей, повышение качества образования через метапредметные линии дошкольной и начальной школьной ступеней;
- «Цифровая образовательная среда»: повышение качества усвоения материала средствами интерактивного оборудования, создание базы интерактивных проектов в SMART, повышение квалификации педагогов при апробировании и создании собственных разработок в интегрированном формате.
Согласно стратегии развития образования продукт направлен на формирование гражданской идентичности, становление гражданского общества, развитие индивидуальности и конкурентоспособности личности в условиях непрерывно меняющегося мира.
Проект представляет собой методическую разработку из двух блоков, объединённых на основе тематики культурных достопримечательностей Санкт- Петербурга, он содержит алгоритм и оценочный инструментарий. В каждую тему включены: конспект, интерактивный проект, индивидуальные задания для детей с маршрутными картами и квест — маршрут экскурсии каждой семьи. С главной страницы сайта можно перейти на блоки как в верхней панели, так и по активным ссылкам под информативными видео. Вид и содержание представлены на рисунке 1.
Для начинающих работать в SMART предложена анимационная презентация, банк интерактивных заданий математического цикла. Весь материал находится в облачном хранилище и доступен как для скачивания, так и пользования в дистанционном формате. Использование не требует дополнительной подготовки педагогов и детей. Осуществляется преемственность ступеней образования: аппликация предметных линий через расширение и усложнение материала по выбору педагога.
Рис. 1
Блок «Математический Петербург» направлен на решение следующих задач:
- развитие эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории культуры Санкт-Петербурга в контексте российской и мировой культуры всех участников проекта;
- всестороннее развитие детей дошкольного и начального школьного возраста через цифровой образовательный потенциал;
- социальная адаптация детей через развитие и поддержку индивидуальных способностей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной и начальной школьной ступеней;
- обучение и поддержка родителей воспитанников через организацию семейного взаимодействия интегрированными заданиями из рабочей тетради проекта.
Математическое развитие формируется по таким направлениям, как математический счёт, геометрический материал, решение логических задач, вопросов с открытым ответом на материале образовательного потенциала достопримечательностей в формате «Конструкторского бюро». Закрепление изученного в игровом формате материала направлено на развитие технического потенциала детей (рис. 2). Для вовлечения родителей в процесс предлагается рабочая тетрадь, позволяющая организовать не только экскурсионный маршрут, но и возможность развития способностей ребенка в домашних условиях. К каждому творческому заданию даны подсказки для родителей, акцентирующие внимание на построении диалога и вариантов поддержки своего ребёнка.
Рис. 2
Блок «Веду семью по городу» направлен на повышение компетентности родителей и детей, создания взаимопонимания в семье, организацию обучающего семейного досуга для детей старшего дошкольного и начального школьного возраста через предварительную подготовку детей и организацию совместной деятельности в семьях в культурно-образовательном пространстве города. Блок содержит девять тем, в каждой из которых представлены: конспект, интерактивный проект, анимационная презентация от лица исторического персонажа, маршрутные листы квеста по городу, вариант итогового задания.
Сравнить образцы маршрутного листа на предварительном занятии и квеста выходного дня можно на рисунке 3.
Уникальность этого блока в том, что семью по квесту ведёт ребенок, а для родителей в буклете содержатся все подсказки по ходу маршрута, варианты вопросов к ребёнку, коды для перехода к звуковым и видеоматериалам.
Материалы этого модуля позволяют решить следующие задачи:
\- всестороннее развитие детей дошкольного и начального школьного возраста через изучение культурно-исторических, природных достопримечательностей города с использованием SMART (интерактивных) технологий;
- поддержка и развитие индивидуальных способностей и талантов детей через образовательные авторские квесты;
- развитие навыков использования личного опыта посредством первичных навыков презентации собственного опыта сверстникам;
- повышение компетенции родителей в воспитании и обучении детей;
- помощь родителям в организации обучающего досуга в пространстве города в нетрадиционном формате;
- формирование семейных традиций;
- доступность ко всем материалам проекта в дистанционном формате.
Рис. 3
Продукт готов к использованию в образовательных учреждениях. На основе анализа результатов диагностических методик для всех участников апробации — детей, родителей и педагогов — отмечено повышение качественных показателей и процента удовлетворенности участников; знаний о возможностях использования цифрового оборудования и навыков работы на интерактивном оборудовании; увеличение количества активных участников и количество победителей в конкурсах технической направленности. У педагогов возрос интерес к инновационной работе, расширилось внедрение новых методов обучения и воспитания; увеличилось количество победителей в педагогических конкурсах, выступающих с собственным положительным опытом; повысился рейтинг у родительской общественности. Таким образом, представленный продукт расширяет функционал цифровой среды образовательной организации как единого пространства: происходит комфортное продолжение образовательного процесса по метапредметным линиям с опорой на опыт ребёнка.
Список литературы
- Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства просвещения – URL: https://edu.gov.ru/national-project