Согласно «Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга» от 25.08.2021 до 2024 года проектируется единая цифровая коммуникационная сеть, обеспечивающая связь между всеми участниками образовательных отношений [2]. На данном этапе школа информирует родителей посредством официального сайта, но на практике и родители, и дети предпочитают менее формальную платформу социальных сетей. Например, посещаемость группы ГБОУ школы № 589 в сети «ВКонтакте» всегда была выше, чем аналогичный показатель, касающийся официального сайта образовательного учреждения.
В группе образовательного учреждения в социальной сети «ВКонтакте» всегда размещалась актуальная информация, адресованная участникам образовательных отношений, с указанием ссылки на источник (в том числе официальный сайт образовательного учреждения). При этом было замечено, что в случае активного размещения сообщений на странице социальной сети снижалась эффективность передачи информации, т.к. обилие данных затрудняло поиск нужных сведений. Администрация и педагогический коллектив были заинтересованы в создании такого инструмента, который позволил бы оперативно распространять важные сведения. Обучающиеся и родители озвучивали запрос на быстрый поиск актуальной информации (получить ссылку на документ, список литературы на лето, контакты руководителя проекта и т.д.). Решением, удовлетворяющим запрос на оперативность коммуникации, с одной стороны, и удобство поиска информации — с другой, стала виртуальная автоматизированная программа — чат-бот.
Чат-бот на платформе социальной сети «ВКонтакте» был сконструирован сотрудниками ГБОУ школы № 589 Колпинского района Санкт-Петербурга в январе 2021 года. Основная цель создания виртуального школьного помощника состояла в оперативном (без посредников и ограничений по времени) персональном информировании педагогов, членов административной команды, обучающихся и их родителей.
Проектная группа для разработки чат-бота выбрала возможности конструктора SmartBot (https://smartbot-vk.ru), созданного для социальной сети «ВКонтакте», так как он удобен, интуитивно понятен и приспособлен для работы в популярном мессенджере. Сервис является продуктом ООО «Студия КТS» (г. Москва) и активно применяется компаниями, работающими в медиасфере. В образовании технология виртуального собеседника встречается, но не является широко распространенной [1; 3]. Как правило, чат-боты в образовательных организациях создаются для конкретного проекта (конкурса, тематического блока и др.), имеющего заданные временные границы.
Первым этапом разработки чат-бота сотрудниками школы № 589 стала детализация структуры цифрового помощника и его интерфейса. Для этого важно было прояснить значимую информацию для обучающихся (в том числе с ОВЗ), родителей, представителей администрации и учителей. Проектная группа провела опрос. Респондентами стали педагоги, реализующие адаптированные образовательные программы, ученики 6, 8 и 11 классов, родители, заместители директора. В общей сложности в опросе принял участие 71 человек. Разнообразие потребностей всех участников образовательных отношений было отражено в полученных данных. Обучающиеся отмечали, что бывает трудно связаться с учителями за пределами школы. Родители просили публиковать расписание для контроля за выполнением домашнего задания. Педагоги классов инклюзивного обучения указывали на актуальность алгоритмов решения задач, запоминания и применения правил, а также схемы разборов для самостоятельной работы обучающихся.
По итогам первого года апробации чат-бота был проведен анализ полученных результатов. Все обучающиеся отметили удобство самостоятельного поиска контента. Подростки оценили неформальный стиль общения бота в одном из разделов (для 5–9 классов). В 8 классе положительную динамику показателей успеваемости по русскому языку сами школьники объясняли повышением уровня учебной мотивации вследствие привлекательности платформы и доступности выверенной учителем информации. Значимым результатом использования чат-бота стала более высокая информированность родителей по сравнению с периодом, когда виртуальный школьный помощник не использовался. Для родителей (законных представителей) обучающихся важным преимуществом чата-бота стала локализация необходимых гиперссылок в одном месте.
В процессе апробации были выявлены следующие риски и пути их минимизации:
- Вероятность неправильной настройки вредит имиджу школы. Поскольку ошибки неизбежны, важно при планировании работы учитывать их вероятность. Для исключения возможности детских шалостей создатели конструктора предусмотрели встроенный фильтр нецензурной лексики.
- После исчезновения «эффекта новизны» интерес некоторых детей и родителей к сервису может снижаться. Для поддержания заинтересованности целесообразно дополнять функционал и контент.
- Предметное наполнение чат-бота может быть ограничено контент-планом, принятом на заседании методического объединения. На этапе планирования важно позаботиться о вариативности учебного материала и предусмотреть рабочие листы, тематические игры, анимацию.
- Педагоги могут не владеть компетенциями, необходимыми для внедрения чат-бота в свою деятельность. В этом случае необходимо организовать обучение.
Для школы № 589 идея создания и применения виртуального помощника для обеспечения коммуникации между участниками образовательного процесса стала принципиально новым решением. Для разработки и совершенствования технологии чат-бота потребовались усилия всех сотрудников образовательного учреждения. Изменения в школьном информационном пространстве способствовали усилению взаимодействия между педагогами и их вовлеченности в решение коллективных задач.
При всей своей трудоёмкости на этапе разработки в долгосрочной перспективе, выполняя однообразную работу, чат-бот экономит время педагогов и членов административных команд.
Список литературы
- Горячкин Д.А., Галичий Д.А., Цапий В.С., Бурашников В.В., Крутов Т.Ю. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе // E-SCIO. 2021. № 4 (55). – С. 529–551.
- Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Деловой портал TAdviser. – URL: https://www.tadviser.ru/images/f/fe/Стратегия_утв.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
- Язецкий Е.Ю. Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). – С. 17–20.