Виртуальный школьный помощник чат-бот: от идеи создания до реализации



Согласно «Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга» от 25.08.2021 до 2024 года проектируется единая цифровая коммуникационная сеть, обеспечивающая связь между всеми участниками образовательных отношений [2]. На данном этапе школа информирует родителей посредством официального сайта, но на практике и родители, и дети предпочитают менее формальную платформу социальных сетей. Например, посещаемость группы ГБОУ школы № 589 в сети «ВКонтакте» всегда была выше, чем аналогичный показатель, касающийся официального сайта образовательного учреждения.

В группе образовательного учреждения в социальной сети «ВКонтакте» всегда размещалась актуальная информация, адресованная участникам образовательных отношений, с указанием ссылки на источник (в том числе официальный сайт образовательного учреждения). При этом было замечено, что в случае активного размещения сообщений на странице социальной сети снижалась эффективность передачи информации, т.к. обилие данных затрудняло поиск нужных сведений. Администрация и педагогический коллектив были заинтересованы в создании такого инструмента, который позволил бы оперативно распространять важные сведения. Обучающиеся и родители озвучивали запрос на быстрый поиск актуальной информации (получить ссылку на документ, список литературы на лето, контакты руководителя проекта и т.д.). Решением, удовлетворяющим запрос на оперативность коммуникации, с одной стороны, и удобство поиска информации — с другой, стала виртуальная автоматизированная программа — чат-бот.

Чат-бот на платформе социальной сети «ВКонтакте» был сконструирован сотрудниками ГБОУ школы № 589 Колпинского района Санкт-Петербурга в январе 2021 года. Основная цель создания виртуального школьного помощника состояла в оперативном (без посредников и ограничений по времени) персональном информировании педагогов, членов административной команды, обучающихся и их родителей.

Проектная группа для разработки чат-бота выбрала возможности конструктора SmartBot (https://smartbot-vk.ru), созданного для социальной сети «ВКонтакте», так как он удобен, интуитивно понятен и приспособлен для работы в популярном мессенджере. Сервис является продуктом ООО «Студия КТS» (г. Москва) и активно применяется компаниями, работающими в медиасфере. В образовании технология виртуального собеседника встречается, но не является широко распространенной [1; 3]. Как правило, чат-боты в образовательных организациях создаются для конкретного проекта (конкурса, тематического блока и др.), имеющего заданные временные границы.

Первым этапом разработки чат-бота сотрудниками школы № 589 стала детализация структуры цифрового помощника и его интерфейса. Для этого важно было прояснить значимую информацию для обучающихся (в том числе с ОВЗ), родителей, представителей администрации и учителей. Проектная группа провела опрос. Респондентами стали педагоги, реализующие адаптированные образовательные программы, ученики 6, 8 и 11 классов, родители, заместители директора. В общей сложности в опросе принял участие 71 человек. Разнообразие потребностей всех участников образовательных отношений было отражено в полученных данных. Обучающиеся отмечали, что бывает трудно связаться с учителями за пределами школы. Родители просили публиковать расписание для контроля за выполнением домашнего задания. Педагоги классов инклюзивного обучения указывали на актуальность алгоритмов решения задач, запоминания и применения правил, а также схемы разборов для самостоятельной работы обучающихся.

По итогам первого года апробации чат-бота был проведен анализ полученных результатов. Все обучающиеся отметили удобство самостоятельного поиска контента. Подростки оценили неформальный стиль общения бота в одном из разделов (для 5–9 классов). В 8 классе положительную динамику показателей успеваемости по русскому языку сами школьники объясняли повышением уровня учебной мотивации вследствие привлекательности платформы и доступности выверенной учителем информации. Значимым результатом использования чат-бота стала более высокая информированность родителей по сравнению с периодом, когда виртуальный школьный помощник не использовался. Для родителей (законных представителей) обучающихся важным преимуществом чата-бота стала локализация необходимых гиперссылок в одном месте.

В процессе апробации были выявлены следующие риски и пути их минимизации:

  1. Вероятность неправильной настройки вредит имиджу школы. Поскольку ошибки неизбежны, важно при планировании работы учитывать их вероятность. Для исключения возможности детских шалостей создатели конструктора предусмотрели встроенный фильтр нецензурной лексики.
  2. После исчезновения «эффекта новизны» интерес некоторых детей и родителей к сервису может снижаться. Для поддержания заинтересованности целесообразно дополнять функционал и контент.
  3. Предметное наполнение чат-бота может быть ограничено контент-планом, принятом на заседании методического объединения. На этапе планирования важно позаботиться о вариативности учебного материала и предусмотреть рабочие листы, тематические игры, анимацию.
  4. Педагоги могут не владеть компетенциями, необходимыми для внедрения чат-бота в свою деятельность. В этом случае необходимо организовать обучение.

Для школы № 589 идея создания и применения виртуального помощника для обеспечения коммуникации между участниками образовательного процесса стала принципиально новым решением. Для разработки и совершенствования технологии чат-бота потребовались усилия всех сотрудников образовательного учреждения. Изменения в школьном информационном пространстве способствовали усилению взаимодействия между педагогами и их вовлеченности в решение коллективных задач.

При всей своей трудоёмкости на этапе разработки в долгосрочной перспективе, выполняя однообразную работу, чат-бот экономит время педагогов и членов административных команд.


Список литературы

  1. Горячкин Д.А., Галичий Д.А., Цапий В.С., Бурашников В.В., Крутов Т.Ю. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе // E-SCIO. 2021. № 4 (55). – С. 529–551.
  2. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Деловой портал TAdviser. – URL: https://www.tadviser.ru/images/f/fe/Стратегия_утв.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
  3. Язецкий Е.Ю. Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). – С. 17–20.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика