Цифровой образовательный комплекс «Топ-551»



Уже на протяжении десяти лет наша школа активно внедряет в образовательный и воспитательный процессы учебное сетевое взаимодействие как пример возможного современного диалога в цифровой образовательной среде. Инструментом такого взаимодействия является цифровой образовательный комплекс «ТОП-551» (Творчество, Образование, Практика).

Главная идея нашей модели — использование возможностей школьной цифровой образовательной среды для образования, нравственного развития и воспитания личности, её социальных установок.

В педагогической деятельности понятия педагогики взаимосвязаны и в своём единстве образуют «педагогический квадрат»: образование – воспитание – обучение – развитие. При этом образование включает в себя понятия обучения и воспитания. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, а воспитание — это специально организованная деятельность педагогов для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [3, с. 111].

Нами разработана инновационная модель обучения и воспитания, в основе которой лежат сетевые взаимодействия, учебные сетевые проекты с использованием облачных технологий и системы управления обучением Moodle. Эта модель является частью школьной цифровой образовательной среды.

Цифровая образовательная среда — это опосредованный использованием цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов комплекс отношений в образовательной деятельности, способствующих реализации субъектами образовательного процесса возможностей по освоению культуры, самореализации, выстраиванию социальных отношений, и нацеленный на формирование ответственного цифрового поведения гражданина современного общества [4, с. 36–41].

Инновационность нашей модели состоит в том, что ставшие уже относительно традиционными проектная, игровая, интерактивная и другие технологии реализуются нами в Сети, при этом наполнение цифрового пространства находится под пристальным вниманием педагогического коллектива и имеет своей целью влиять на формирование и развитие социальных установок обучающихся. В основу положены принципы свободного воспитания, которые направлены на формирование интересов и жизненных принципов, а также создание условий для их реализации. Назначением такой модели является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор принципов и жизненных ценностей.

Изменяя элементы ЦОС, мы оказываем влияние на следующие компоненты социальных установок: когнитивный, включающий в себя знания человека об объекте социальной установки; аффективный, к которому относятся эмоции, переживаемые человеком в отношении данного объекта; поведенческий, включающий в себя реальные и потенциальные действия человека по отношению к соответствующему объекту [2, с. 54].

Под социальной установкой будем понимать определённое состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека; приобретённую, сравнительно устойчивую оценочную реакцию, которая влияет на наше поведение и мотивирует нас по отношению к объектам: человеку, окружающим его людям, группам людей, социальным процессам, событиям, предметам культуры [1, с. 189].

Одним из источников формирования социальных установок является процесс социализации, предполагающий не только сознательное усвоение готовых форм социальной жизни и приспособление к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

Для работы были выбраны следующие объекты социальных установок: сотрудничество, непрерывное образование, творчество, самоопределение и цифровая безопасность, как в большей степени отвечающие специфике образовательного учреждения.

Таким образом, в рамках инновационной деятельности школы был создан цифровой образовательный комплекс «ТОП-551» (Творчество, Образование, Практика). Он представляет собой единую цифровую образовательную среду, состоящую из трех компонентов.

Таблица 1

Цифровой образовательный комплекс «ТОП-551»

1-й компонент
Цифровой образовательный ресурс «МОДЭЛь 3L»

2-й компонент
Банк сетевых событий «Культурный калейдоскоп»

3-й компонент
Диагностический ресурс «Дневник диагностики»

Проектирование и реализация обучающимися индивидуальной образовательной траектории для формирования и развития социальных установок

Создание сетевых событий на основе системно-деятельностного подхода с использованием облачных технологий и системы управления обучением Moodle

Диагностика и анализ её результатов на предмет формирования социальных установок до и после погружения учащихся в школьную цифровую образовательную среду

Web-страница цифрового образовательного комплекса «ТОП-551» знакомит пользователей с тремя компонентами школьной цифровой образовательной среды c возможностью перехода на них. Компоненты могут рассматриваться как единый образовательный механизм, а могут существовать как автономная единица.

Рассмотрим первый компонент цифрового образовательного комплекса — «МОДЭЛь 3L»: Мотивация, Обучение, Действие через ЭЛектронные ресурсы для 3L — Life-long Learning — обучения длиною в жизнь.

«МОДЭЛь 3L» (http://mod3l.ru/) — цифровой образовательный ресурс, создающий условия для самостоятельного выбора обучающимся содержания своего образования с учётом индивидуальных способностей, склонностей и интересов, а также для формирования готовности и способности действовать на основе постоянного самостоятельного выбора. Доступ на ресурс для знакомства с материалами возможен в гостевом режиме. Для полноценного прохождения всех шагов на ресурсе необходима авторизация пользователя.

«МОДЭЛь 3L» предоставляет возможность:

  • пройти диагностику профессионального самоопределения личности и получить информацию о прогнозируемом будущем на основе позиции самоопределения;
  • выбрать для реализации образовательные сетевые события из размещённых на ресурсе и составить график их реализации;
  • реализовать выбранные образовательные сетевые события и получить информацию о персональном прогрессе пользователя.

Организация деятельности на ресурсе осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, в качестве основных технологий используются учебное сетевое взаимодействие обучающихся и система управления обучением Moodle. Целевая аудитория — обучающиеся 7–11 классов.

Структура ресурса состоит из нескольких функциональных блоков, которые одновременно являются своеобразными этапами сетевого взаимодействия: диагностическим, прогностическим, ориентационным, организационным, практическим, рефлексивно-оценочным. На каждом этапе предусмотрена возможность обратиться за помощью в техническую поддержку или к консультанту, руководителю (тьютору) образовательного сетевого события.

Второй компонент цифрового образовательного ресурса — «Культурный калейдоскоп» (http://551.mod3l.ru/). Он создаёт условия для формирования социальных установок через сетевые взаимодействия, которые являются частью процесса социализации и предполагают не только сознательное усвоение готовых форм социальной жизни и приспособление к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни

«Культурный калейдоскоп» содержит кейс-предложения образовательных сетевых событий: сетевых проектов, виртуальных экскурсий, интернет-викторин, квестов и др. Он даёт возможность не только участвовать, но и инициировать сетевые события.

Третий компонент представляет собой «Дневник диагностики» (http://mng.551spb.ru/). Это универсальный инструмент для проведения мониторинговых исследований уровня сформированности социальных установок после проведения стартовой и последующих диагностик, для отслеживания изменений сформированности социальных установок и последующей коррекции содержания сетевых событий и взаимодействий

«Дневник диагностики» состоит из двух разделов, содержащих диагностические материалы, — это «Опросник» и «Метафорические карты». Учащиеся проходят анкетирование под специальными кодами, которые, с одной стороны, позволяют заинтересованным лицам получить данные по каждому конкретному обучающемуся, а с другой — оставить конфиденциальную информацию для пользователя, не имеющего отношения к этим учащимся. Также в анкете содержатся вопросы, позволяющие идентифицировать принадлежность к определённому учебному коллективу и к конкретному учебному заведению с целью получения групповых результатов.

Прохождение опроса и просмотр результатов, а, соответственно, и рекомендаций осуществляются пользователями ресурса с разграничением доступа. Доступ к результатам помимо непосредственно организаторов могут получить психологи, классные руководители, администрация учебного заведения, в котором проходит диагностика. Результаты анкет участников мониторинга обрабатываются в автоматическом режиме, с помощью специальных формул, учитывающих основные законы статистики.

Модель адаптирована для просмотра и работы на разных компьютерных устройствах (смартфоны, планшеты, ноутбуки и пр.).

Актуальность и значимость инновационного продукта обусловлена тем, что цифровой образовательный комплекс «ТОП-551», в рамках которого инициируются и реализуются различные образовательные события, способствует интеграции школьного сообщества и её социальных партнеров. Взаимосвязанные сообщества субъектов цифровой образовательной среды, включающие в себя обучающихся, педагогов, родителей и иных заинтересованных лиц, используют различные интерактивные компоненты цифровой образовательной среды, влияя тем самым на социальные установки и способствуя воспитанию личности обучающегося.

Предлагаемый продукт — апробированный и готовый к использованию инструмент для формирования социальных установок обучающихся через учебные сетевые взаимодействия.


Список литературы

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия // Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 189 с.
  2. Дэвис Дж.Э. Социология установки // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. – М.: Прогресс, 1972. – 54 с.
  3. Никандров Н.Д., Корнетов Г.Б. Педагогика // Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993–1999. – Т. 2. – 111 с.
  4. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2 (63). – С. 36–41.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
Яндекс.Метрика