Цифровая образовательная платформа «Расширяем горизонты»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 20 Петроградского района Санкт-Петербурга активно работает по созданию специальных условий для эффективного обучения и построения инклюзивной среды для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС).

С 2016 года в образовательном учреждении проходит апробация инновационной модели образовательного процесса «Ресурсный класс» для детей с РАС в среде совместного обучения со сверстниками с ОВЗ.

С 2018 года учреждение ведет опытно-экспериментальную работу в статусе районной лаборатории образовательных инноваций Петроградского района в направлении организации образовательного процесса для обучающихся с РАС

Экспериментальная работа показала, что успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию.

Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно, чтобы и дети, и родители, и специалисты школы были, прежде всего, партнёрами. Сегодня образовательные учреждения, реализующие инклюзивную практику для детей с ОВЗ, особенно заинтересованы в появлении инструментов активного взаимодействия педагогов, специалистов и родителей детей с ОВЗ с целью просвещения и поддержки всех, кто окружает особенного ребёнка и занимается вопросами развития его личности [1].

Педагогический коллектив разработал цифровую образовательную платформу «РАСширяем горизонты» (https://sites.google.com/view/inclusion-ras-int20) для включения и привлечения всех участников образовательных отношений в инклюзивный процесс. Этот продукт реализуется в образовательном учреждении на протяжении четырёх лет.

Мы рассматриваем нашу цифровую образовательную платформу «РАСширяем горизонты» в двух направлениях:

  • «Расширение горизонтов» как получение новых знаний и навыка совместной работы каждым участником образовательного процесса. Поскольку только общими усилиями можно добиться успешного и грамотного включения обучающегося с РАС в инклюзивное пространство
  • «Расширение горизонтов» как увеличение аудитории заинтересованных в данной области людей. (Специалисты и родители из других регионов имеют возможность использовать материалы, размещенные на ресурсе, для организации инклюзивного пространства для обучающихся с РАС в своих учреждениях и семьях.)

Цифровая платформа представляет собой электронный образовательный ресурс, ориентированный на определённую группу участников образовательного процесса:

  • специалистов;
  • родителей детей с РАС, родителей типично развивающихся сверстников;
  • административную команду образовательного учреждения.

На главной странице цифровой образовательной платформы представлены три кластера: «СПЕЦИАЛИСТАМ», «РОДИТЕЛЯМ» и «АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОМАНДЕ». Каждый кластер включает множество разделов и подразделов, в которых структурирована информация для работы и совместной деятельности с обучающимися с РАС (методические разработки по организации обучения детей с РАС в ОУ, ссылки на сайты, статьи, литературные источники, мастер-классы, конспекты, документы, презентации, диагностические материалы и другая полезная информация).

Слева имеется панель навигации для быстрого и удобного перемещения по страницам образовательного ресурса. Также на главной странице есть две кнопки: «Задайте вопрос специалисту», где каждый из посетителей образовательного ресурса может задать интересующий его вопрос в области работы с детьми с РАС, и «Помогите нам стать лучше», нажав на которую, гость может оставить свой отзыв или пожелание о работе сайта.

Представляемая разработка относится к категории практико-ориентированных ресурсов внедрения ФГОС.

Специалисты школы ведут целенаправленную систематическую работу по совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: это научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей. Таким образом, семьям, воспитывающим детей с РАС, оказывается целенаправленная профессиональная помощь. Такое продуктивное взаимодействие школы и семьи способствует восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с РАС, достижению им социальной адаптации [4].

Цифровая образовательная платформа способствует формированию инклюзивного сознания и инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса, помогает осознанному включению родителей во все сферы деятельности класса и школы, совершенствует формы взаимодействия «школа – семья», оказывает социально-психологическую поддержку и повышает компетентность родителей в области воспитания.

Цифровой продукт внедрён в практику с учётом государственных инициатив, регламентирующих основные направления развития современного образования:

  • Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности и вовлечение семей в непосредственно-образовательную деятельность через реализацию совместных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
  • Улучшение качества образования. Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Реализует положения подпроектов национального проекта «Образование»: «Поддержка семей, имеющих детей» и «Цифровая образовательная среда».

Материалы, представленные на платформе, универсальны и могут быть полезны и интересны как родителям детей с ОВЗ, так и родителям нормотипичных сверстников, что очень важно в формировании культуры отношения к детям с ОВЗ.

В основе использования этого ресурса лежат принципы взаимного уважения, открытости, партнёрской позиции специалистов и администрации по отношению к семье и её членам, установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, доброжелательного и безоценочного отношения к каждому члену семьи, научности, конфиденциальности.

Созданный авторами ресурс готов к внедрению в систему общего образования Санкт-Петербурга, поскольку представляет собой апробированную и завершённую цифровую образовательную платформу, в которой подробно представлены формы и направления взаимодействия с родителями обучающихся. Данные теоретические и практические материалы направлены на повышение педагогической культуры родителей и установление доверительной и надежной системы общения между семьёй и образовательным учреждением.

Мы рассматриваем результаты эффективности представленной разработки в двух аспектах:

  • Влияние используемого цифрового ресурса на гармоничное взаимодействие всех участников образовательного процесса как необходимое условие реализации модели успешной, комфортной школы.
    Все компоненты представленной платформы объединены принципами гуманного и индивидуально-дифференцированного подхода, успешности, педагогического диалога семьи и школы, открытости образовательного процесса. Это позволяет рассматривать представленный продукт как ресурс построения гармоничной, комфортной образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на доступность качественного образования обучающихся с РАС, а с другой — на профессиональное развитие и актуализацию педагогической позиции учителей в условиях внедрения ФГОС.
  • Влияние используемого ресурса на реализацию инновационного потенциала образовательного учреждения.
    Использование цифровой платформы в образовательном процессе повлияло на мотивацию профессионального развития педагогов, участников инновационной деятельности, сделав саму деятельность более привлекательной, востребованной на уровне личных профессиональных инициатив. Это позволило обеспечить накопление специалистами культуры применения педагогических технологий и практики осмысленной педагогической диагностики в работе с детьми с РАС.

Список литературы

  1. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / Рук. авторского коллектива: А.И. Козорез. – М.: АНО Ресурсный класс, 2015. – 360 с.
  2. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. [Электронный ресурс] – URL: https://autism-frc.ru
  3. Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». [Электронный ресурс] – URL: https://outfund.ru
  4. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И. и др. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 125 с.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
Яндекс.Метрика