Эффективная организация деятельности педагога в условиях цифровой образовательной среды. Использование потенциала ведущих интернет-сервисов


Статья посвящена вопросам организации деятельности педагогов дошкольной организации в условиях цифровой образовательной среды. Проведённый анализ позволил представить основные характеристики современных цифровых ресурсов, среди которых педагог может выбрать наиболее эффективные, с учётом специфики своей деятельности. Динамичность развития современных цифровых инструментов делает данную проблематику актуальной.


Для обеспечения полноценного образовательного процесса, в том числе в формате дистанционного взаимодействия, современному педагогу необходимо иметь достаточный уровень цифровой компетентности. Это обусловлено следующими факторами:

  • высокий процент часто болеющих детей;
  • высокая вероятность карантинов;
  • минимизированы контакты с родителями.

Обратимся в недавнее прошлое. Ещё 10 лет назад педагоги нашего учреждения начинали осваивать цифровое пространство. В 2012 году была создана группа детского сада ВКонтакте, затем постепенно появлялись и представительства отдельных групп детского сада на этом ресурсе. Первое видео появилось на YouTube-канале в марте 2017 года, а активная работа с YouTube началась в марте 2020 года, когда возникла необходимость дистанционного взаимодействия участников образовательных отношений в период локдауна. Блоги также зарекомендовали себя как эффективный инструмент взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги осваивали ресурсы по разработке интерактивных игр, снимали видео, использовали разнообразные возможности для полноценной организации образовательного процесса в условиях дистанционного сопровождения. В свою очередь, для педагогов была проведена большая и очень важная работа: подготовка и публикация серии обучающих видео по работе с цифровыми инструментами. Сегодня большинство членов нашего коллектива обладает высоким уровнем компьютерной грамотности.

Владение цифровыми инструментами, использование их для подготовки к занятиям требуют от педагога личной организованности.

Возможность использовать цифровые инструменты сокращает время на поиск, обработку материала и на подготовку к занятиям.

Именно поэтому важно, чтобы цифровые инструменты, которыми пользуется педагог, были максимально удобными, разнообразными и современными.

Современные браузеры, такие как Яндекс, Мейл и Google, обладают необходимыми возможностями для создания цифровой образовательной среды. Какие же факторы влияют на выбор браузера для использования в учреждении?

  • Корпоративная культура.
    Большинство современных организаций ведут электронный документооборот. Каждая организация эволюционным путем находит удобный ресурс.
  • Личные предпочтения педагога, если они сформировались до прихода в организацию. Они могут трансформироваться с учётом потребностей организации.
  • Внешние факторы в политике и в мире.

Однако каждый браузер имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Таблица

Сравнительный анализ возможностей браузеров
Яндекс, Mail.ru, Google

Диск

Текст

Таблицы

Презентации

Память

Блоги

Видео

Фото

Календарь

Соцсети

Яндекс

+

+

+

25 Гб

Дзен

нет

нет

+

Я мессенджер

Mail.ru

+

+

+

8 Гб

нет

нет

нет

+

VK
Одноклассники
Мой мир

Google

+

+

+

15 Гб

Blogger

YouTube

Фото

+

Facebook

Все три ресурса имеют хранилища информации, с возможностью создания основных необходимых нам в работе продуктов. Это текстовые редакторы, таблицы и презентации, а также календарь. Разница заключается в объёме бесплатной памяти. При этом объём памяти не ограничен.

Яндекс имеет больше всех памяти: 25 Гб.

На Яндексе нет отдельного ресурса для хранения фото и видео. Яндекс.картинки и Яндекс.видео работают как элементы поисковой системы, а фото и видео можно сохранять прямо на диске, используя выделенный объём или увеличивая его за дополнительную плату.

Блоги представлены сервисом Дзен. Дочерних социальных сетей Яндекс не имеет, но есть собственный мессенджер — Я мессенджер: согласитесь, не совсем по-русски звучит. Да и вообще, не секрет, что Яндекс — это транснациональная компания в отрасли информационных технологий и как юридическое лицо зарегистрирована в Нидерландах… В России ресурс представлен ООО «Яндекс», главный офис компании расположен в Москве.

Mail.ru предоставляет наименьшее количество памяти — 8 Гб, ситуация с фото и видео такая же, как в Яндексе.

Собственных блогов нет, зато дочерних социальных сети целых три — Одноклассники, VK и Мой мир. Mail.ru принадлежит технологической компании VK, которая зарегистрирована в России. Штаб-квартира находится в Москве.

Google — американская транснациональная корпорация, четвёртая в мире, поэтому имеет возможность динамично развивать свои сервисы. В работе с этим ресурсом необходимо учитывать реалии геополитики. Сможем ли мы и сейчас пользоваться американским ресурсом в том объёме, к которому привыкли?

Объём бесплатной памяти — 15 Гб, при этом Google.фото тоже входит в это количество. Для видео есть отдельный ресурс — YouTube, бесплатный, с неограниченным объёмом.

Все представленные браузеры имеют и другие возможности. Мы рассмотрели те, которые могут быть использованы в работе педагогов.

Обратимся к опыту нашей организации. Детский сад № 35 имеет статус региональной опытно-экспериментальной площадки по теме «Формирование цифровой образовательной среды в ДОУ». Поэтому документооборот был организован на основе сервисов Google, в частности Google-диска. Мы активно используем ресурс Blogger для дистанционного взаимодействия с семьями воспитанников и размещаем на YouTube видеоматериалы для родителей. Считаем, что на сегодняшний день этот ресурс является наиболее удобным и современным.

Подводя итог, отметим, что развитие ИКТ, с одной стороны, и введение пандемийных ограничений — с другой способствовали внедрению и использованию элементов дистанционного обучения, повышению уровня цифровой компетентности педагогов и, как следствие, их самоорганизации.


Список литературы

  1. Дистанционное образование в Санкт-Петербурге: Сборник материалов. – СПб., 2016.
  2. Создание смешанной реальности современного детского сада на основе интеграции реальных, цифровых и виртуальных объектов в интерактивном музейно-педагогическом пространстве ДОО: Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб., 2020.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика