Для обеспечения полноценного образовательного процесса, в том числе в формате дистанционного взаимодействия, современному педагогу необходимо иметь достаточный уровень цифровой компетентности. Это обусловлено следующими факторами:
- высокий процент часто болеющих детей;
- высокая вероятность карантинов;
- минимизированы контакты с родителями.
Обратимся в недавнее прошлое. Ещё 10 лет назад педагоги нашего учреждения начинали осваивать цифровое пространство. В 2012 году была создана группа детского сада ВКонтакте, затем постепенно появлялись и представительства отдельных групп детского сада на этом ресурсе. Первое видео появилось на YouTube-канале в марте 2017 года, а активная работа с YouTube началась в марте 2020 года, когда возникла необходимость дистанционного взаимодействия участников образовательных отношений в период локдауна. Блоги также зарекомендовали себя как эффективный инструмент взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги осваивали ресурсы по разработке интерактивных игр, снимали видео, использовали разнообразные возможности для полноценной организации образовательного процесса в условиях дистанционного сопровождения. В свою очередь, для педагогов была проведена большая и очень важная работа: подготовка и публикация серии обучающих видео по работе с цифровыми инструментами. Сегодня большинство членов нашего коллектива обладает высоким уровнем компьютерной грамотности.
Владение цифровыми инструментами, использование их для подготовки к занятиям требуют от педагога личной организованности.
Возможность использовать цифровые инструменты сокращает время на поиск, обработку материала и на подготовку к занятиям.
Именно поэтому важно, чтобы цифровые инструменты, которыми пользуется педагог, были максимально удобными, разнообразными и современными.
Современные браузеры, такие как Яндекс, Мейл и Google, обладают необходимыми возможностями для создания цифровой образовательной среды. Какие же факторы влияют на выбор браузера для использования в учреждении?
- Корпоративная культура.
Большинство современных организаций ведут электронный документооборот. Каждая организация эволюционным путем находит удобный ресурс. - Личные предпочтения педагога, если они сформировались до прихода в организацию. Они могут трансформироваться с учётом потребностей организации.
- Внешние факторы в политике и в мире.
Однако каждый браузер имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Таблица
Сравнительный анализ возможностей браузеров
Яндекс, Mail.ru, Google
Диск |
|||||||||
Текст |
Таблицы |
Презентации |
Память |
Блоги |
Видео |
Фото |
Календарь |
Соцсети |
|
Яндекс |
+ |
+ |
+ |
25 Гб |
Дзен |
нет |
нет |
+ |
Я мессенджер |
Mail.ru |
+ |
+ |
+ |
8 Гб |
нет |
нет |
нет |
+ |
VK |
+ |
+ |
+ |
15 Гб |
Blogger |
YouTube |
Фото |
+ |
Все три ресурса имеют хранилища информации, с возможностью создания основных необходимых нам в работе продуктов. Это текстовые редакторы, таблицы и презентации, а также календарь. Разница заключается в объёме бесплатной памяти. При этом объём памяти не ограничен.
Яндекс имеет больше всех памяти: 25 Гб.
На Яндексе нет отдельного ресурса для хранения фото и видео. Яндекс.картинки и Яндекс.видео работают как элементы поисковой системы, а фото и видео можно сохранять прямо на диске, используя выделенный объём или увеличивая его за дополнительную плату.
Блоги представлены сервисом Дзен. Дочерних социальных сетей Яндекс не имеет, но есть собственный мессенджер — Я мессенджер: согласитесь, не совсем по-русски звучит. Да и вообще, не секрет, что Яндекс — это транснациональная компания в отрасли информационных технологий и как юридическое лицо зарегистрирована в Нидерландах… В России ресурс представлен ООО «Яндекс», главный офис компании расположен в Москве.
Mail.ru предоставляет наименьшее количество памяти — 8 Гб, ситуация с фото и видео такая же, как в Яндексе.
Собственных блогов нет, зато дочерних социальных сети целых три — Одноклассники, VK и Мой мир. Mail.ru принадлежит технологической компании VK, которая зарегистрирована в России. Штаб-квартира находится в Москве.
Google — американская транснациональная корпорация, четвёртая в мире, поэтому имеет возможность динамично развивать свои сервисы. В работе с этим ресурсом необходимо учитывать реалии геополитики. Сможем ли мы и сейчас пользоваться американским ресурсом в том объёме, к которому привыкли?
Объём бесплатной памяти — 15 Гб, при этом Google.фото тоже входит в это количество. Для видео есть отдельный ресурс — YouTube, бесплатный, с неограниченным объёмом.
Все представленные браузеры имеют и другие возможности. Мы рассмотрели те, которые могут быть использованы в работе педагогов.
Обратимся к опыту нашей организации. Детский сад № 35 имеет статус региональной опытно-экспериментальной площадки по теме «Формирование цифровой образовательной среды в ДОУ». Поэтому документооборот был организован на основе сервисов Google, в частности Google-диска. Мы активно используем ресурс Blogger для дистанционного взаимодействия с семьями воспитанников и размещаем на YouTube видеоматериалы для родителей. Считаем, что на сегодняшний день этот ресурс является наиболее удобным и современным.
Подводя итог, отметим, что развитие ИКТ, с одной стороны, и введение пандемийных ограничений — с другой способствовали внедрению и использованию элементов дистанционного обучения, повышению уровня цифровой компетентности педагогов и, как следствие, их самоорганизации.
Список литературы
- Дистанционное образование в Санкт-Петербурге: Сборник материалов. – СПб., 2016.
- Создание смешанной реальности современного детского сада на основе интеграции реальных, цифровых и виртуальных объектов в интерактивном музейно-педагогическом пространстве ДОО: Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб., 2020.