10.11.2014 Сделано в С.-Пб
Автоматизированная информационная система «РСОКО»
Малышев Юрий Петрович, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» Фрадкин Валерий Евгеньевич, Методист ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ»
Доклад посвящен созданию и развитию автоматизированной информационной системы Санкт-Петербурга «Региональная система оценки качества образования» (РСОКО).
Идея создания АИС РСОКО была сформулирована
еще на первом этапе создания Санкт-Петербургской региональной
системы оценки качества образования — в 2007-08 гг. Ее суть — в
создании программы, позволяющей автоматически вычислять
индикаторы качества образования на основе объективных данных,
хранящихся в региональных информационных системах
Санкт-Петербурга.
В 2013 года АИС РСОКО прошла процесс глубокой
модернизации, связанный с переходом к новому поколению
информационных систем в образовательных организациях города и с
пересмотром системы индикаторов, вызванной изменениями в
законодательстве об образовании.
АИС РОД построена на модели оценки, которая
включает в себя показатели и индикаторы.
Показатель — численно измеряемый параметр,
характеризующий образовательную деятельность или условия
получения образования. Примеры показателей: средний балл ЕГЭ/ОГЭ
по предмету, площадь учебных помещений на одного обучающегося и
т.д. Показатели вычисляются в АИС РСОКО на основании объективных
данных, загружаемых из региональных автоматизированных
информационных систем (АИС) и АИС образовательных организаций.
Индикатор — количественная оценка
образовательной организации по данному показателю,
характеризующая качество образования. По сути, индикатор — это
«отметка», выставляемая по трехбалльной системе (1, 2, 3).
Понятно, что для эффективной работы такой АИС
необходимо, чтобы она отвечала ряду важных требований:
достоверности данных, информативности, операциональности,
оперативности и т.п. Так, в действующем варианте требование
достоверности обеспечивается использованием в АИС РСОКО напрямую
данных из основных баз системы образования Санкт-Петербурга:
• «Параграф»
• базы ЕГЭ и ГИА-9 (ОГЭ)
• базы данных Центра олимпиад
• и др.
Требование информативности обеспечивается
включением в показатели РСОКО данных не только по результатам
деятельности системы образования, но и по условиям организации
процесса и его обеспечению (материально-техническому, кадровому
и т.п.), требование операциональности — тем, что работа АИС
РСОКО не требует никаких дополнительных процедур сбора данных,
кроме уже существующих и не накладывает дополнительную нагрузку
на образовательные организации.
Разработка АИС РСОКО осуществляется в
несколько этапов. На первом этапе была разработана электронная
оболочка, позволяющая интегрировать необходимые первичные данные
по образовательным организациям общего образования, разработаны
алгоритмы расчета ряда наиболее простых показателей и
индикаторов, согласованных Комитетом по образованию), создан
web-интерфейс, позволяющий представлять данные потребителям;
разработана система пользовательских фильтров. На втором этапе
был расширен список показателей (утвержден указанным выше
Распоряжением КО), улучшен расчет индикаторов и т.п.
В настоящее время АИС позволяет получать
таблицы показателей по любому учреждению общего образования
санкт-петербургской системы образования и проводить сравнение
между любыми выбранными учреждениями по одному или нескольким
показателям. Разработанная мощная система фильтров позволяет
выбирать образовательные организации по районам,
организационно-правовой форме, виду образовательной организации
(этот фильтр решено было сохранить, несмотря на отсутствие
понятия «вид» в действующем Законе «Об образовании в Российской
Федерации» для удобства сравнения показателей деятельности).
Выбор можно также осуществлять по самим показателям РСОКО.
АИС позволяет не только получить таблицы с
данными и сравнить их между собой для всех или выбранных
организаций, но и, благодаря встроенной системе индикаторов,
выстроить пользовательские рейтинги образовательных организаций
по любым выбранным основаниям.
В существующем виде АИС РСОКО начала
использоваться руководителями комитета по образованию
Санкт-Петербурга в целях получения оперативной и объективной
информации о состоянии системы. В дальнейшем предполагается
распространить работу АИС на образовательные организации
среднего профессионального образования, дошкольного образования
и дополнительного образования детей, однако для этого еще
предстоит большая работа по разработке соответствующих
показателей и организации работы с базами данных. Кроме того, в
дальнейшем предполагается, что АИС станет доступной для других
заинтересованных пользователей:
1. руководителей ОО,
2. родителей,
3. общественности,
что будет способствовать дальнейшему росту открытости
образовательной системы Санкт-Петербурга.
|