Автоматизированная информационная система «РСОКО»


Доклад посвящен созданию и развитию автоматизированной информационной системы Санкт-Петербурга «Региональная система оценки качества образования» (РСОКО).


Идея создания АИС РСОКО была сформулирована еще на первом этапе создания Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования — в 2007-08 гг. Ее суть — в создании программы, позволяющей автоматически вычислять индикаторы качества образования на основе объективных данных, хранящихся в региональных информационных системах Санкт-Петербурга.

В 2013 года АИС РСОКО прошла процесс глубокой модернизации, связанный с переходом к новому поколению информационных систем в образовательных организациях города и с пересмотром системы индикаторов, вызванной изменениями в законодательстве об образовании.

АИС РОД построена на модели оценки, которая включает в себя показатели и индикаторы.

Показатель — численно измеряемый параметр, характеризующий образовательную деятельность или условия получения образования. Примеры показателей: средний балл ЕГЭ/ОГЭ по предмету, площадь учебных помещений на одного обучающегося и т.д. Показатели вычисляются в АИС РСОКО на основании объективных данных, загружаемых из региональных автоматизированных информационных систем (АИС) и АИС образовательных организаций.

Индикатор — количественная оценка образовательной организации по данному показателю, характеризующая качество образования. По сути, индикатор — это «отметка», выставляемая по трехбалльной системе (1, 2, 3).

Понятно, что для эффективной работы такой АИС необходимо, чтобы она отвечала ряду важных требований: достоверности данных, информативности, операциональности, оперативности и т.п. Так, в действующем варианте требование достоверности обеспечивается использованием в АИС РСОКО напрямую данных из основных баз системы образования Санкт-Петербурга:
• «Параграф»
• базы ЕГЭ и ГИА-9 (ОГЭ)
• базы данных Центра олимпиад
• и др.

Требование информативности обеспечивается включением в показатели РСОКО данных не только по результатам деятельности системы образования, но и по условиям организации процесса и его обеспечению (материально-техническому, кадровому и т.п.), требование операциональности — тем, что работа АИС РСОКО не требует никаких дополнительных процедур сбора данных, кроме уже существующих и не накладывает дополнительную нагрузку на образовательные организации.

Разработка АИС РСОКО осуществляется в несколько этапов. На первом этапе была разработана электронная оболочка, позволяющая интегрировать необходимые первичные данные по образовательным организациям общего образования, разработаны алгоритмы расчета ряда наиболее простых показателей и индикаторов, согласованных Комитетом по образованию), создан web-интерфейс, позволяющий представлять данные потребителям; разработана система пользовательских фильтров. На втором этапе был расширен список показателей (утвержден указанным выше Распоряжением КО), улучшен расчет индикаторов и т.п.

В настоящее время АИС позволяет получать таблицы показателей по любому учреждению общего образования санкт-петербургской системы образования и проводить сравнение между любыми выбранными учреждениями по одному или нескольким показателям. Разработанная мощная система фильтров позволяет выбирать образовательные организации по районам, организационно-правовой форме, виду образовательной организации (этот фильтр решено было сохранить, несмотря на отсутствие понятия «вид» в действующем Законе «Об образовании в Российской Федерации» для удобства сравнения показателей деятельности). Выбор можно также осуществлять по самим показателям РСОКО.

АИС позволяет не только получить таблицы с данными и сравнить их между собой для всех или выбранных организаций, но и, благодаря встроенной системе индикаторов, выстроить пользовательские рейтинги образовательных организаций по любым выбранным основаниям.

В существующем виде АИС РСОКО начала использоваться руководителями комитета по образованию Санкт-Петербурга в целях получения оперативной и объективной информации о состоянии системы. В дальнейшем предполагается распространить работу АИС на образовательные организации среднего профессионального образования, дошкольного образования и дополнительного образования детей, однако для этого еще предстоит большая работа по разработке соответствующих показателей и организации работы с базами данных. Кроме того, в дальнейшем предполагается, что АИС станет доступной для других заинтересованных пользователей:
1. руководителей ОО,
2. родителей,
3. общественности,
что будет способствовать дальнейшему росту открытости образовательной системы Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ISSN 3034-2511

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика