Целевые ориентиры федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставят перед педагогом задачу по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования. Однако педагогическая практика реализации образовательных программ требует их более широкой трактовки, позволяющей уже на уровне дошкольного образования говорить о начале формирования функциональной грамотности обучающихся.
С развитием новых технологий, сфер экономики и в связи с социально-психологическими изменениями самого человека понятие функциональной грамотности расширяется. И сегодня в качестве неотъемлемой её части мы объективно можем рассматривать и финансовую грамотность.
В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р, заявлено не только о необходимости экономического просвещения населения, но и о том, что начинать этот планомерный процесс целесообразно уже с дошкольного возраста.
Экономическое воспитание — важная составляющая развития ребёнка, одно из условий воспитания его ответственной, самостоятельной, независимой личностью. Необходимо обеспечить преемственность основ экономических знаний. Поэтому представляется возможным уже на этапе дошкольного детства подготовить обучающегося к успешному освоению финансовой грамоты на следующей ступени образования, а также к успешному исполнению социально-экономических ролей во взрослой жизни.
Одним из заметных явлений в этой области стала разработка совместной программы Банка России и Министерства Просвещения РФ «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». ГБДОУ детский сад № 58 на сегодняшний день является опорной площадкой по её реализации.
Программа рассчитана на старших дошкольников. Содержание четырёх её разделов позволяет вовлекать в мир социально-экономических реалий родителей. Именно через семью и при непосредственном её участии происходит знакомство с важными социально-нравственными и собственно экономическими понятиями.
Основой для эффективного включения программы экономического воспитания в образовательный процесс послужила сформированная информационно-образовательная среда ДОУ.
Основными элементами ИОС в соответствии с ФГОС являются:
- информационно-телекоммуникационная инфраструктура организации;
- информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции и на сменных оптических носителях;
- информационно-образовательные ресурсы Интернета;
- прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации.
ИОС — это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально-развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникационных средств и педагогических технологий.
В определённый момент стало ясно, что образовательный процесс в ДОУ требовал совершенствования применяемых технологий, привлечения ИКТ, в том числе дистанционных технологий, а образовательные программы нуждались в трансформации содержания через его актуализацию согласно современным реалиям, близким детям и понятным родителям. Неизбежно новые требования предъявляются и к педагогу. Сегодня не педагог-исполнитель способен обеспечить гармоничное развитие личности ребенка, а увлечённый, широко образованный, творческий, владеющий современными технологиями педагог-исследователь.
Была осуществлена объёмная планомерная работа, потребовавшая мобилизации и модернизации всех ресурсов организации.
Процесс формирования информационно-образовательной среды в ДОУ состоял в следующем:
- совершенствование ресурсного обеспечения организации, включающее нормативно-правовое, информационное, материально-техническое, научно-методическое, кадровое;
- реализация системного подхода к обучению персонала;
- разработка собственных электронных образовательных ресурсов педагогами учреждения, а также отбор качественных программных продуктов и онлайн-ресурсов среди многообразия Интернета.
Таким образом, квалификация педагогов и постоянное её повышение, материально-техническое оснащение учреждения и собственно образовательного процесса, применение информационных технологий, включая дистанционные, в педагогическом, методическом и административном сопровождении — всё это является характеристикой и одновременно условием организованной информационно-образовательной среды.
В информационном сопровождении реализации программы экономического воспитания дошкольников задействованы все ресурсы созданной в детском саду системы ИОС.
Информационно-образовательные ресурсы, сопровождающие реализацию программы в ДОУ, выстроены в соответствии с определённой иерархией.
Первый уровень составляют информационные и рекламные средства мессенджеров и социальных сетей. Так, общедоступный Госпаблик ВК способствует формированию среди общественности позитивного имиджа детского сада посредством публикаций о событиях текущей жизни учреждения. Групповой мессенджер Telegram призван обеспечивать оперативное информирование, координацию и взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Второй уровень объединяет обучающие интернет-ресурсы: индивидуальные, групповые и с общим доступом. К индивидуальным относятся курсы сопровождения на платформе Moodle. К групповым — педагогические блоги, в каждом из которых определён специальный раздел, адресованный родителям, по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников. Ресурсы с общим доступом — это размещённые QR-коды на бумажных носителях (пособия на стендах ДОУ, интерактивные плакаты и пр.), которые доступны всем и применяются педагогами и администрацией ДОУ в информационных и образовательных целях.
Третий уровень иерархии представляют ресурсы официального сайта ДОУ. Их цели — информирование, консультирование, поддержка, а также публикация справочной, ознакомительной и аналитической информации. К данным ресурсам относятся:
- собственно программа экономического воспитания;
- проект ГБДОУ «Формирование финансовой грамотности участников образовательных отношений», состоящий из групповых подпроектов, объединённых общей идеей;
- рубрика «Финансовая грамотность дошкольников» в разделе «Психолого-педагогическое сопровождение», где изложены рекомендации родителям по воспитанию финансовой культуры, размещены картотеки дидактических, сюжетно-ролевых игр и практик, а также экономические сказки;
- библиотека ДОУ, в которой содержатся справочная, методическая литература, издания для детей, а также представлена подборка тематических мультфильмов;
- методическая копилка и медиатека ЭОР, авторских и используемых педагогами ДОУ.
Все используемые при реализации программы финансовой грамотности интернет-ресурсы взаимосвязаны. Связь осуществляется посредством перекрестных ссылок.
В процессе реализации проектной деятельности по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников силами педагогов детского сада создается дистанционная методическая копилка (ДМК). Это открытый онлайн-ресурс для педагогов профессионального сообщества, желающих повысить компетенции в области формирования основ финансовой культуры дошкольников. Материалы ДМК предназначены для подготовки и проведения тематических мероприятий экономической и финансовой направленности. Её структура соотносится с разделами программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и включает четыре тематических модуля: «Труд и продукт труда», «Деньги и цена», «Реклама» и «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Каждый из них включает блоки: введение, педагогическая теория и педагогическая практика. Тематические модули содержат фото, аудио- и видеозаписи, презентации, текстовые материалы и пр.
Доступность и бесплатность онлайн-ресурса способствует мотивации педагогов дошкольного образования на использование и апробацию методических материалов по экономическому воспитанию в практике своих образовательных учреждений.
При реализации программы финансовой грамотности с помощью интернет-ресурсов большое внимание уделяется эмоциональному вовлечению дошкольника и его поощрению. Игровое взаимодействие с ребёнком делает обучающий сервис живым и гибким. При создании онлайн-занятий педагоги детского сада используют ресурсы, способствующие максимальной визуализации и геймификации образовательного контента, большой объём аудио- и видеозаписей, игровые модули. Педагоги ДОУ в работе отдают предпочтение платформам Genially и Padlet, на которых содержатся файлы из облачных хранилищ, ссылки на YouTube, используется интерактивное видео, сервис Vizia, запись голоса Vocaroo, игровые средства Learning Apps, веб-пазлы Jigsawplanet.
Результаты апробации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» в пределах нашего учреждения уже сегодня могут проиллюстрировать практическую ценность работы.
Так, родители отмечают рост вовлечённости детей в совместное обсуждение семейного бюджета и предстоящих покупок, заметную активизацию интереса к продуктам труда, способам приобретения товаров и услуг посредством магазинов и Интернета. Дошкольники демонстрируют адекватное понимание зависимости цены товара от качества и количества, а также сознательное отношение к своим потребностям и возможностям.
Формирование предпосылок финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте сопровождает общую функциональную готовность к школе, обеспечивает комфортный переход на следующую ступень образования и создает стабильную основу для принятия самостоятельных решений в повседневной жизни.
Учреждение накопило бесценный опыт по организации и содержательному наполнению программы экономического воспитания. Работа педагогов ДОУ с 2022 года в рамках методической площадки будет способствовать дальнейшей диссеминации опыта.