Режиссёрская игра с применением интерактивного оборудования в формате развития предпосылок финансовой грамотности у детей с ОВЗ


Представлен опыт работы по участию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в режиссёрской игре с применением интерактивного оборудования в формате развития предпосылок финансовой грамотности.


Современный финансовый мир очень сложен. Необходимость приобщения детей к финансовой культуре отмечается как важная цель современного образования. Эта работа начинается в детском саду — на первой ступени системы непрерывного образования.

Формируя азы финансовой культуры дошкольников, мы создаем условия для совместного творческого усвоения учебного материала и личностного развития ребёнка. А практикуя навыки разумного финансового поведения — строим основу финансового благополучия в будущей взрослой жизни.

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная и воспитательно-образовательная работа в группах для детей с ОВЗ учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности и возможности каждой категории детей.

Соответственно средством, дающим возможность более качественно усваивать учебный материал и одновременно развивать игровое творчество детей, является режиссёрская игра. Это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами-заместителями. В этой игре ребёнок может сам быть в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В процессе режиссёрской игры дети учатся сами организовывать игровую ситуацию, создавать сюжет, действовать в соответствии с задуманным, соотносить результат с тем, что было задумано, анализировать поступки.

Закладывая основы финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со сверстниками и взрослыми при реализации интереса к материальным ценностям, именно режиссёрская игра наилучшим образом способствует социальному развитию ребёнка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки.

Режиссёрская игра служит средством формирования у ребёнка адекватной самооценки, помогает преодолеть трудности общения, неуверенность, стеснительность, которые свойственны как раз этой группе детей. В этом заключается её педагогическая ценность.

Магистральной задачей является формирование у детей образа «Я», «Я-сознания», положительного эмоционального восприятия сверстника, обучение способам взаимодействия с окружающими людьми, деловой внеситуативно-личностной и внеситуативно-познавательной формам общения, что в будущем способствует более успешной социализации ребёнка.

Информационная среда в нашем учреждении обеспечивает реализацию программы по финансовой грамотности и создаёт условия для применения интерактивных технологий во многих видах деятельности, в частности в подготовке и проведении режиссёрских игр.

При подготовке режиссёрской игры на экономическую тему мы поставили определённые задачи, решение которых предполагало совместную деятельность всех участников образовательного процесса. Была создана рабочая группа, в которую вошли педагоги группы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Эта группа и определила алгоритм действий по проведению режиссёрской игры.

На подготовительном этапе, в соответствии с календарным тематическим планированием и программой по экономическому воспитанию дошкольников мы подобрали ряд тем и сюжетов для игр, опираясь на интересы детей. В основу режиссёрской игры с применением интерактивного оборудования, которую мы хотим представить, легла лексическая тема «Мебель».

Мы назвали игру «Открытие мебельного магазина». Любая игра предполагает подготовительную работу. В подготовке были задействованы все педагоги группы.

Воспитатели:

  • подготавливали предметно-развивающую и игровую среду,
  • знакомили детей с художественной литературой (сказкой «Мишка предприниматель»),
  • организовывали просмотр мультфильмов на интерактивной доске по темам «Профессии», «Деньги»,
  • рисовали на темы «Моя будущая профессия», «Магазин мебели»,
  • собирали тематические паззлы в печатном формате и на интерактивной доске,
  • просматривали в книжном уголке альбомы и журналы «Труд» и «Профессии»,
  • совместно с детьми создавали альбом по теме «Каталог мебели»,
  • проводили дидактические игры «Четвёртый лишний», «Кто и где работает?» «Ошибка художника, нелепицы» и др., применяя интерактивную доску.

Логопед проводил работу по развитию связной речи, обсуждению смысла пословиц и поговорок, отгадыванию загадок о труде и профессиях.

Психолог беседовал на тему «Реклама — правда и вымысел». На песочных столах дети создавали рекламу мебельного магазина и при помощи документ-камеры сохраняли её. Полученные серии снимков и видеосюжеты демонстрировали на экран при помощи проектора и в совместном обсуждении, формируя навыки позитивного отношения детей друг к другу, выбирали лучшую рекламу и распечатывали её при помощи цветного принтера.

Дефектолог развивал познавательные интересы, уточняя знания детей о профессиях, обсуждая сказки и рассказы. Проводил работу по решению арифметических задач.

Согласованная и целенаправленная работа специалистов и воспитателей группы на подготовительном этапе способствовала получению знаний и впечатлений детей, а также расширению их кругозора. Применение интерактивного оборудования помогло выстроить эту работу более эффективно.

На исполнительном этапе проходило непосредственное развитие игры.

Мы предложили детям игру «Открытие мебельного магазина». В ходе этой игры предполагалось освоение детьми нескольких профессий: предприниматель, банкир, водитель, продавец. Первоначально на интерактивной доске из представленных изображений зданий различных учреждений (школа, почта, больница, магазины разных товаров) детям было предложено выбрать здание именно мебельного магазина.

Следующим шагом стало обсуждение того, где можно взять деньги на открытие магазина. Собирая на доске из пазлов здание банка, мы сформировали понятие, что банк — это «дом для денег», и отправились в банк за кредитом. Посетив банк для взятия кредита на открытие магазина, закрепили знания о профессиях, кто работает в банке.

Затем дети выбирали виды мебели, необходимые для магазина. Имея деньги и разработанный план, мы отправились на склад для приобретения мебели. Приобретенную мебель погрузили на машину и доставили в магазин. Доставленную в магазин мебель красиво расставили и распределили ценники, а также выставили изготовленную рекламу. Дети распределили роли между собой и продолжили развитие сюжета.

Наводя планшет на QR-код, размещённый на мебели, дети получили возможность увидеть, как выглядит данный предмет мебели в интерьере комнаты.

В последней части игры проходило обсуждение по распределению прибыли, полученной от продажи мебели. Мы принимали решения о возвращении кредита, отчислении части прибыли для выплаты зарплаты продавцам и рекламщикам, а также решали, как нам поступить с оставшимися деньгами.

В итоге дети научились играть в окружающую жизнь, выстраивая весь процесс открытия и работы мебельного магазина (брать кредит в банке, приобретать мебель на складе, доставлять её в магазин, создавать интерьер зала продаж, оценивать стоимость товара, выкладывать ценники, продавать и покупать товар). Дети выбирали себе роль и выстраивали свои поступки и слова в соответствии с требованиями сюжета. Важным моментом стало создание и выбор рекламы. Выбор покупателей был интерактивным.

Подчиняясь в жизни-игре правилам, дети совершали реальные поступки, научились договариваться друг с другом, планировать деятельность, создавать рекламу, получать прибыль от проданного товара и разумно распределять её.

Опыт нашей работы показал эффективность использования интерактивного оборудования совместно с традиционными средствами в подготовке и проведении режиссёрских игр. Нашим достижением был переход от индивидуальных режиссёрских игр детей к совместным сюжетно-ролевым играм.


Список литературы

  1. Белкина В.Н. Развитие творчества ребёнка в режиссёрской игре // В кн.: Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте / Материалы Международной научно-практической конференции. Часть I. – М.: Прометей, 1995.
  2. Трифонова Е.В. Режиссёрские игры дошкольников. Часть 1. Организация в условиях детского сада. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 256 с. – (Психологическое сопровождение образования).

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
Яндекс.Метрика