Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности происходит во взаимосвязи со всеми образовательными областями, определёнными во ФГОС ДО. Такой подход способствует всестороннему развитию детей, их успешной социализации, а также позволяет с большей эффективностью подготовить обучающихся к школе.
Экономическое воспитание дошкольников связано с освоением определённых базовых финансово-экономических понятий в занимательной игровой форме и происходит при активном применении педагогами информационно-коммуникационных средств в образовательном процессе.
Опыт учреждения подтверждает необходимость формирования информационно-образовательной среды ДОУ с целью совершенствования образовательной деятельности, а также оптимизации педагогического взаимодействия. ИОС в ДОУ становится плодотворной средой для реализации программы экономического воспитания.
Рабочая группа детского сада разработала общий проект учреждения «Формирование финансовой грамотности участников образовательных отношений» в рамках образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Проект предусматривает активное привлечение интерактивных форм взаимодействия участников образовательного процесса, что значительно оптимизирует восприятие детьми нового материала и способствует укреплению сотрудничества с родительской общественностью.
Идея общего проекта состоит в разработке методических материалов, игр-квестов, викторин, различных форм театрализации, планировании продуктивной деятельности, т.е. всего того, что в занимательной форме даёт представление о мире финансов и экономики, где ребёнок оказывается главным действующим лицом. Это выражается, прежде всего, в формировании здорового интереса к деньгам, совершенствовании навыков сотрудничества взрослого и ребёнка, ребёнка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку.
Обеспечивая преемственность экономического воспитания в учреждении, первые шаги в освоении финансовой грамотности наши воспитанники начинают делать уже в младшем дошкольном возрасте. Общий проект объединил восемь подпроектов, которые создали педагоги всех групп с учётом возрастных особенностей детей.
\Паспорт проекта является отправной точкой в реализации планируемой деятельности, а его чёткая структура, последовательность и наполнение определяют практическую значимость документа.
Интерактивность проекта начинается с момента зарождения идеи. Педагоги группы становятся фактически рабочей группой по разработке и реализации проекта. Взаимодействие осуществляется в виде обмена информацией, ссылками, совместного отбора ресурсов, анализируются результаты мониторинга детей и анкетирования родителей. Для ознакомления паспорт проекта с необходимыми ссылками и вложениями направляется педагогам ДОУ посредством облачных технологий. Обмен мнениями перед непосредственным утверждением проекта также осуществляется посредством ИКТ.
Этап реализации проекта состоит в активном взаимодействии всех участников образовательных отношений. Особая роль отводится родителям (законным представителям), которые вовлечены в процесс экономического воспитания, имеют возможность очно и удалённо становиться участниками выставок, театрализованных представлений и даже отдельных занятий, а вне стен учреждения способствуют закреплению новых знаний: в семье, магазине, транспорте, театре, музее и пр. Все предлагаемые формы участия и необходимые рекомендации включены в тело паспорта проекта и в нужное время направляются родителям для ознакомления по электронной почте или с помощью ресурсов социальной сети.
Итогом реализации проекта является собственно законченный и заполненный его интерактивный паспорт, а также необходимые методические разработки, составленные в ходе осуществления проектной деятельности. Паспорт пополняет дистанционную методическую копилку — открытый онлайн-ресурс и может быть успешно реализован в других группах и другими педагогами.
В качестве примера создания интерактивного паспорта проекта предлагается разработка для подготовительной группы «Дерево финансовых знаний».
Осуществленный в начале работы мониторинг по определению уровня финансовой грамотности дошкольников отражен в паспорте в виде диаграммы. Его результаты подтверждают гипотезу о низком уровне умений обучающихся отражать экономическую действительность в разных видах деятельности.
В качестве цели проекта заявлено помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Одной из основных задач является работа по формированию полезных экономических привычек, а также навыков применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Годовой проект охватывает все четыре раздела реализуемой программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и ориентирован на детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлыми нарушениями речи). Он создан по принципу тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. В проекте систематизированы и последовательно выстроены новые экономические понятия.
Месяц |
Тема (занятие / мероприятие) |
Задачи / содержание |
Оборудование |
Сентябрь |
1.Труд — основа жизни |
Дать понятие труда. Трудиться — значит, что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких друзей, домашних питомцев и др. |
Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий |
... |
... |
... |
... |
Рис. 1. Графы интерактивного паспорта
Интерактивный паспорт оформляется в виде таблицы:
- В первом столбце указан месяц и лексическая тема из рабочей программы группы. Тема по финансовой грамотности оказывается «вплетённой» в образовательный процесс, дополняя текущую лексическую тему.
- Второй столбец содержит описание задачи и содержание работы по финансовой грамотности.
- В третьем столбце перечислены оборудование и материалы для решения поставленных задач.
- При создании паспорта интерактивного проекта указывается не только традиционный наглядный материал, но и активные ссылки и QR-коды с многочисленными разработками, в том числе авторскими. Этот контент содержится в четвёртом столбце рассматриваемой таблицы:
- При реализации проекта используются мультимедийные презентации — авторские и других педагогов из электронной копилки ДОУ, которые позволяют сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным и являются прекрасным наглядным пособием. Подобные разработки доступны по ссылке из паспорта.
- Презентации помогают моделировать различные театрализованные представления (экономические сказки), красочности которым придают различные аудио-, видео- и цветовые эффекты.
- Обучающиеся активно и с желанием откликаются на взаимодействие с таким коммуникатором, как интерактивная доска. Её возможности позволяют по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, которые имеются в группе и на бумажном носителе. Игры отобраны и также содержатся в виде ссылок в теле паспорта проекта.
- Интерактивная доска — это также возможность совершать виртуальные путешествия, например в банк, как в рассматриваемом проекте.
Любая педагогическая задача может быть успешно решена при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Экономическое воспитание — не исключение. Семья является основой формирования предпосылок формирования финансовой грамотности обучающихся. С этой целью в групповом педагогическом блоге создана страничка по экономическому воспитанию дошкольников, где содержатся опросники, просветительские консультации, необходимые рекомендации для родителей. Разделы программы представлены в виде авторского интерактивного плаката, в который вложены презентации, произведения художественной литературы, игры для закрепления знаний и пр.
Необходимо отметить, что при реализации проекта неизбежно обогащается развивающая предметно-пространственная среда. Так, в учреждении создан центр финансовой грамотности, изготовлены настольно-печатные игры, авторские лепбуки.
Завершение проекта по освоению четырёх разделов программы сопровождается небольшим фильмом из фотографий и видеороликов, эмоционально напоминающих детям об этапах продуктивного и творческого пути по освоению основ финансовой грамотности. В качестве результата проектной деятельности фильм завершает структуру паспорта.
Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют создать паспорт многофункциональным, интерактивным и эффективно организующим работу педагога, что, несомненно, отражается на качестве проектной деятельности и образовательного процесса в целом.