Я выбрала девизом своей работы слова Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Поэтому современный урок, урок по ФГОС, требует формирования предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся [5]. Любой урок должен нести громадный потенциал, позволяющий решать новые задачи, достигать новых успехов. Сегодня главная задача для любого педагога — мотивировать школьников на изучение своего предмета. Урок должен быть содержательным и полезным. На своих уроках я применяю такие активные методы и приёмы обучения иностранному языку, как CLIL, Synonymy и Dictogloss.
Я работаю по УМК Ю.А. Комаровой и И.В. Ларионовой «Английский язык». Учебник дает учителям уникальную возможность применять активные методы обучения CLIL для повышения творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности. Хочу продемонстрировать пример урока по данной технологии в 6 классе по теме ART.
Предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning) — это урок с применением технологии CLIL. Этот термин впервые ввел исследователь в области многоязычного образования Дэвид Марш (David Marsh) в 1994 году.
Урок состоит из нескольких частей:
- Content (содержание) — углубление знаний и понимания, а также развития навыков в рамках изучаемого предмета.
- Communication (общение) — главное коммуникативное средство на уроке.
- Cognition (познание) — развитие всех мыслительных процессов: от восприятия до формирования суждений и решения задач.
- Culture (культура) — углубленное понимание своей и других культур, развитие метапредметных навыков.
Уроки по технологии CLIL закладывают фундамент, дают понимание системы языка. Дети накапливают необходимый словарный запас, развивают правильность и беглость речи под контролем преподавателя. Польза от проведения уроков по технологии CLIL в следующем: отсутствие языкового барьера, словарный запас в 5–6 раз больше, чем у выпускников обычных классов, высокая мотивация и позитивное отношение к английскому, дополнительные знания по школьным предметам, более развитое критическое и аналитическое мышление [3].
Изучение нового материала начинаю с организации мозгового штурма, который помогает ввести в тему урока.
Учащиеся предлагают свои идеи. Затем они могут сравнить свои высказывания с определениями слова «искусство», которое дают различные словари, в частности Кембриджский словарь.
На своих уроках стараюсь использовать такие приёмы, которые вовлекают учащихся в активную коммуникацию.
На этом уроке таким примером может служить фильм “What is art?”. Сначала дети отвечают на поставленный вопрос, затем смотрят фильм: https://www.youtube.com/watch?v=o19kKPdpaPc
При повторном просматривании дети выполняют задание:
- What forms of arts did we not mention? What other forms of art can you name?
- What feelings can art evoke? What do we feel when we look at objects of art?
В своей работе придерживаюсь принципа: “If you don’t know grammar, you don’t know a little, if you don’t know vocabulary, you know nothing”, поэтому в своей работе огромное внимание уделяю синонимии.
Синонимы — это аналоги слов, которые позволяют обогатить язык, оживить и разнообразить речь. Методологической основой синонимии послужили лингвистические исследования в трудах таких ученых, как В. В. Виноградов, Н. А. Бонк, С. Г. Тер-Минасова, Е. И. Пасов. Синонимы различаются по звучанию и написанию, но очень близки по лексическому значению, т.е. по смыслу. Аналоги слов помогают обогатить, оживить, разнообразить речь. С их помощью разбавляется однообразие изложения и повторение одних и тех же лексем. Знание синонимов необходимо при изучении любого языка. Используя синонимы в английском языке, можно прочувствовать различные языковые оттенки, значительно обогатить лексику и речь и говорить свободнее, правильнее и понятнее для носителей языка. А для успешного прохождения ГИА невозможно обойтись без определённого словарного запаса. Оптимальный срок для получения достаточного запаса английских слов — три года, но понятно, что чем раньше начата целенаправленная подготовка, тем лучше.
Итак, вернёмся к нашему уроку.
– When you look at the objects of art you may say that it’s interesting. What synonyms to the word interesting can you name?
В работе над синонимами помогает такое приложение, как WORD CLOUD.
С учащимися веду словари, и в них мы вклеиваем карточки по разным темам. Особое внимание уделяю расширению словарного запаса по прилагательным.
WORD CLOUD также даёт возможность поработать над антонимичным рядом прилагательных.
Для отработки синонимов можно использовать различные упражнения:
- Фронтальный опрос (+ держит класс в тонусе, – потеря драгоценного времени).
- Плюшевый опрос (игрушка или мяч).
- Диктант (быстро выявляет пробелы в орфографии).
- Тесты, компьютерные тесты и онлайн-сервисы.
- Словарная эстафета.
- Последнее слово.
- Ромашка.
- Крестики-нолики.
- Домино.
- Лото.
- Мозаика.
- Ребусы.
- Кроссворды.
- Исчезнувшие буквы.
- Комментарий.
- Найди соответствие.
- Путаница.
- Угадай-ка.
- Контрольное списывание.
- Исчезнувшие слова.
- Корректор.
- Третий лишний.
- Поиск слов.
Вернёмся к уроку. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы дать учащимся возможность использовать как можно чаще лексику по теме “Art”. Одним из приёмов может быть задание на “Match the pictures with the definitions”.
[1]
Задание дифференцированное, его можно дать слабым учащимся, а учащимся с более сильной базой владения языком можно дать следующее задание:
[1]
На следующем этапе урока учащиеся работают по двум картинам художников: это Франсиско Гойя («Король Испании Карл IV и его семья») и Анри Матисс («Семейный портрет»).
[1]
Учащиеся зачитывают только те предложения, которые относятся к конкретной картинке. Сначала работа идёт по одной картинке, затем — по другой. По желанию учителя можно описать картинки по плану, который требуется для ВПР в седьмых классах. Таким образом, учащиеся знакомятся с культурой других стран, происходит развитие метапредметных навыков. Работая над следующим этапом урока, даю задания, где учащимся нужно соединить формы искусства (пейзаж, абстрактное искусство, инсталляция) с картинками, которые их обозначают. Так можно проработать приём Dictogloss.
[1]
[1]
Dictogloss — языковой метод преподавания, который используется в классе. В 1990 году Рут Вайнриб в своей книге «Грамматический диктант» описала новый способ диктанта под названием «диктоглосс». Во время этой деятельности учитель просит учащихся воспроизвести короткий текст, прослушивая его и делая записи. Перед чтением учитель обсуждает с учащимися тему текста. Затем учитель читает текст, а дети слушают учителя. Учитель читает текст второй раз, и дети делают пометки в своих тетрадях и записывают ключевые слова, которые могут быть полезны для реконструкции рассказа. Следующая стадия — дети работают в парах и группах, чтобы воспроизвести услышанное [2].
Особенности этого диктанта в том, что он предлагает отработать все четыре навыка: listening (прослушивание), speaking (говорение), reading (чтение), writing (письмо). Этот вид деятельности даёт возможность изучаемым иностранный язык использовать конкретный (precise) словарь (vocabulary) и увеличить его. Учащийся получает практику в применении определённых грамматических структур. Эта техника совершенна для представления фактической информации детям, настраивает их выбирать ключевые моменты. И самое важное, в рамках ФГОС дети, которые застенчивы или менее уверены, чтобы отвечать прямо на вопрос учителя, получают отличный шанс принять участие в групповой дискуссии и завершить задание с одноклассниками.
Пример диктанта по определению слова «натюрморт».
Для отработки приема Dictogloss можно использовать программу APIHOST.RU.
Программа даёт возможность перевести текст в звуковой файл. Для этого приёма можно также использовать программу Balabolka, которая предназначена для воспроизведения вслух текстовых файлов разнообразных форматов, среди них DOC, DOCX, DjVu, FB2, PDF и многие другие. Программа Balabolka умеет воспроизводить текст, набираемый на клавиатуре, осуществляет проверку орфографии, позволяет менять скорость и тембр речи, а также обладает многими другими функциями, которые помогают воспроизводить на компьютере звуки человеческого голоса, и делает их восприятие максимально приятным [4].
Кульминация урока — выход учащихся на проект, что и является их домашним заданием.
[1]
Список литературы
- Комарова Ю.А., Ларионова И.В. Английский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2019.
- Нескучный диктант: развитие основных навыков с помощью различных видов диктанта (дата обращения: 30.04.22).
- Предметно-языковое интегрированное обучение с применением технологии CLIL (дата обращения: 30.04.22).
- Программа «Балаболка» (дата обращения: 30.04.22).
- Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения (дата обращения 30.04.22).
- "What is art?": научно-публицистический фильм. https://www.youtube.com/watch?v=o19kKPdpaPc (дата обращения: 30.04.22).